Классификация средств обучения




Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства».

Классификация средств обучения (но А. Ф. Меняеву)[5]

Основания для классификации средств обучения Названия средств Составляющие средств
По субъекту деятельности Средства преподавания Речь преподавателя
Средства обучения Речь преподавателя
По составу объектов Материальные средства А. Наглядные: 1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты); 2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы); 3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды, диски, дискеты) Учебники, пособия, таблицы, наглядные пособия, модели, макеты, учебно-технические средства, лабораторное оборудование, помещения, мебель; микроклимат; расписание занятий
  Б. Идеальные (ранее усвоенные знания и умения; орудия освоения культурного наследия, новых культурных ценностей) Речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, художествен ной литературы
По отношению к учебной информации Средства изучения нового материала  
Средства запоминания  
  Средства повторения  
  Средства закрепления  
  Средства контроля качества знаний (в том числе тесты)  
  Средства организации учебного процесса  
  Средства управления учебным процессом  
  Информационные Персональные компьютеры, информационная управляющая система преподавателя; электронные доска, учебник; электронная почта; обучающие компьютерные игры, чаты, электронные журналы, видеоконференции; навигация по Сети, обучающие услуги в Интернете
По функциям в учебном процессе Средства коммуникации (общения)  
  Средства учебной работы  

 

А. В. Хуторской выделяет следующие основания для классификации средств обучения[6]:

• по составу объектовматериальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);

• по отношению к источникам появленияискусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

• по сложностипростые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

• по способу использованиядинамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

• по особенностям строенияплоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

по характеру воздействиявизуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы, авторские видеозаписи);

• по носителю информациибумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы, электронные учебники), лазерные (CD-ROM, DVD);

по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

• по отношению к технологическому прогрессутрадиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (web- сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

В учебном процессе традиционно используются следующие средства обучения.

1. Идеальные: языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотоматериалы и др.), учебные компьютерные программы; организующе-координирующая деятельность учителя; формы организации учебной деятельности на занятиях.

2. Материальные: отдельные тексты из учебника, пособий и книг; отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; текстовый материал; средства наглядности (предметы, действующие макеты, экспонаты); технические средства обучения; лабораторное оборудование.

Материальные и идеальные средства не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба вида влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся[7].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: