Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства».
Классификация средств обучения (но А. Ф. Меняеву)[5]
Основания для классификации средств обучения | Названия средств | Составляющие средств |
По субъекту деятельности | Средства преподавания | Речь преподавателя |
Средства обучения | Речь преподавателя | |
По составу объектов | Материальные средства А. Наглядные: 1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты); 2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы); 3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды, диски, дискеты) | Учебники, пособия, таблицы, наглядные пособия, модели, макеты, учебно-технические средства, лабораторное оборудование, помещения, мебель; микроклимат; расписание занятий |
Б. Идеальные (ранее усвоенные знания и умения; орудия освоения культурного наследия, новых культурных ценностей) | Речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, художествен ной литературы | |
По отношению к учебной информации | Средства изучения нового материала | |
Средства запоминания | ||
Средства повторения | ||
Средства закрепления | ||
Средства контроля качества знаний (в том числе тесты) | ||
Средства организации учебного процесса | ||
Средства управления учебным процессом | ||
Информационные | Персональные компьютеры, информационная управляющая система преподавателя; электронные доска, учебник; электронная почта; обучающие компьютерные игры, чаты, электронные журналы, видеоконференции; навигация по Сети, обучающие услуги в Интернете | |
По функциям в учебном процессе | Средства коммуникации (общения) | |
Средства учебной работы |
А. В. Хуторской выделяет следующие основания для классификации средств обучения[6]:
• по составу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);
• по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
• по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
• по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
• по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);
• по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы, авторские видеозаписи);
• по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы, электронные учебники), лазерные (CD-ROM, DVD);
• по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
• по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (web- сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).
В учебном процессе традиционно используются следующие средства обучения.
1. Идеальные: языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотоматериалы и др.), учебные компьютерные программы; организующе-координирующая деятельность учителя; формы организации учебной деятельности на занятиях.
2. Материальные: отдельные тексты из учебника, пособий и книг; отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; текстовый материал; средства наглядности (предметы, действующие макеты, экспонаты); технические средства обучения; лабораторное оборудование.
Материальные и идеальные средства не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба вида влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся[7].