1. Умение: Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
Правило сравнения дробей: Из двух дробей, имеющих одинаковые знаменатели, больше та, у которой числитель больше, и меньше та, у которой числитель меньше.
Пример: Сравните дроби и .
Решение: Так как 4 < 7 и знаменатели у данных дробей одинаковые, то .
2. Умение: Находить дробь от числа.
Правило: Чтобы найти дробь от числа, нужно это число разделить на знаменатель дроби, а затем результат умножить на числитель дроби.
Пример1: Найдите от 45.
Решение: 1) 45: 5 = 9 (нашли одну пятую часть);
2) 9 · 3 = 27 (нашли три пятых части).
Ответ: 27.
Пример 2: Сколько сантиметров в м?
Решение: 1) 100: 20 = 5 (см) – в м;
2) 5 · 7 = 35 (см) – в м.
Ответ: 35 см.
3. Умение: Выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Правило: Чтобы сложить (вычесть) две дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить (вычесть) числители этих дробей и результат записать в числитель дроби, а знаменатель оставить без изменения.
Пример: Сложите дроби и .
Решение: .
Ответ: .
4. Умение: Выделять целую часть из неправильной дроби.
Правило: Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, нужно:
1) разделить с остатком (если он есть) числитель дроби на её знаменатель;
2) записать полученное неполное частное в виде целой части;
3) записать остаток от деления в числитель дробной части, а знаменателем остаётся знаменатель исходной неправильной дроби.
Пример: Выделите целую часть из дроби .
Решение: 1) 27: 4 = 6 (ост. 3)
2)
Ответ: .
5. Умение: Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
Правило: Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби, нужно:
1) умножить его целую часть на знаменатель дробной части;
2) к полученному произведению прибавить числитель дробной части;
3) записать полученную сумму числителем дроби, а знаменатель дробной части оставить без изменения.
Пример: Представьте смешанное число в виде неправильной дроби.
Решение: .
Ответ: .
6. Умение: Выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.
Правило: При сложении (вычитании) смешанных чисел целые части складывают (вычитают) отдельно, а дробные – отдельно.
Возможны некоторые случаи сложения и вычитания смешанных чисел, которые вызывают затруднения.
1) При сложении смешанных чисел дробная часть оказалась неправильной дробью. В этом случае из неё необходимо выделить целую часть и добавить к уже имеющейся целой части.
2) При вычитании смешанных чисел дробная часть уменьшаемого оказалась меньше дробной части вычитаемого. В этом случае нужно занять единицу из целой части уменьшаемого и представить его дробную часть в виде неправильной дроби с нужным знаменателем. После этого выполнить вычитание.
3) Вычитание из натурального числа дроби или смешанного числа. Здесь необходимо поступать так же, как и в предыдущем случае.
Пример: Выполните действия.
а) ; б) ; в) ; г) ; д) .
Решение:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) .
7. Умения: Анализировать текст задачи и моделировать условие.
Перед тем как приступить к решению задачи, необходимо внимательно прочитать её условие. Нужно помнить, что каждое предложение несёт какую-либо важную информацию, которая обязательно будет использоваться при решении задачи.
Если текст задачи довольно большой или вызывает затруднения, целесообразно составить модель условия задачи.
Пример: В один магазин завезли ц картошки, а в другой – на ц больше. В третий магазин завезли на ц картошки меньше, чем во второй. Сколько центнеров картошки завезли всего в три магазина?
Решение:
1) (ц) – завезли во 2-й магазин;
2) (ц) – завезли в 3-й магазин;
3) (ц) – всего в три магазина.
Ответ: ц картошки завезли в три магазина.
8. Умение: Находить число по его дроби.
Правило: Чтобы найти число по его дроби, нужно это число разделить на числитель дроби, а затем результат умножить на знаменатель дроби.
Пример: Найдите число, если его равны 40.
Решение: 1) 40: 5 = 8 (узнали часть);
2) 8 · 7 = 56 (узнали , то есть всё число).
Ответ: 56.