Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Продолжайте и дома хвалить ребенка, и вы
увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как
велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой
обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
Чтобы ребенку было легче принимать «взрослые правила» вежливости, кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными!
1. Игра «Учим волшебные слова»
Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребенком
волшебные слова вежливости: добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных
народностей приветствую друг друга по-разному. Приведите пример. Этим
вы закрепите уверенность ребенка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого
увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует
привычку здороваться и прощаться.
2. Игра «Эхо»
Вы замечаете, что при моменте, когда взрослые ждут от ребенка приветствия,
он начинает прятаться за родителей, стесняться. В таком случае, нужна ваша
помощь. Нужно помочь ребенку преодолеть стеснительность. Перед тем, как
войти, например, в садик либо в какое-то учреждение, договоритесь с ребенком о том, что вы будете здороваться вместе. Обыграйте ситуацию, поиграйте в игру «Эхо». Мама говорит, ребенок повторяет. Расскажите, что
такое эхо. Часто бывает такое, когда ребенок знает, что нужно поздороваться,
но очень стесняется. Помогайте ему преодолевать робость, играя. Например,
вы заходите в какое-то учреждение, сразу же включайтесь в игру. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: «Трам-ра-ра, начинается
игра. На счет три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо».
Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а ребенок
повторяет. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.
3. Игра «Игровые ситуации»
Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определенную жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идем в кино». И в ходе игры здоровайтесь, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста.
4. Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»
К Соне гости прибежали, (Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира,(Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна, (Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя (Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана! (Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок? (Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик (Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок? (Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку (Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку. (Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и
проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах. Если ребенок выполняет данное правило, то вы кладете на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – желтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.
- Ребенок умеет мыть руки, причем моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развернутым полотенцем.
- Аккуратно складывает одежду.
- Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.
- Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
- Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
- Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
- Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
- При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
- Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т.д.
Посмотрите на фишки, их цвета. И это поможет вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
В заключение хочется оставить всем родителям памятку «Секреты воспитания вежливого ребенка».