Основная литература (О.Л.). Дополнительная литература (Д.Л.)




1. Тема занятия: Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых, подозреваемых. Определение степени тяжести вреда здоровью.

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы: Экспертиза живых лиц – самый частый вид судебно – медицинской экспертизы. Около 90% освидетельствований потерпевших и подозреваемых проводится по поводу причинения вреда здоровью. Далее следует по частоте экспертиза половых преступлений и спорных половых состояний. Остальные поводы, например, определение физического состояния, возраста, утраты трудоспособности и др. встречаются в единичных случаях.Действия судебно-медицинского эксперта или врача – эксперта при экспертизе степени вреда здоровью регламентируются ст. ст. УПК и УК РФ, Правилами судебно – медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, Правилами проведения судебно – медицинской акушерско – гинекологической экспертизы в РФ. Умение правильно интерпретировать критерии тяжести вреда здоровью, приведенные в статьях УК РФ и Правилах, позволяют провести амбулаторный прием на следующем занятии и составить объективные выводы в заключении эксперта.

4. Цели обучения: В результате проведенного занятия студент должен уметь, используя критерии Закона и Правил, определить тяжесть вреда здоровью и составлять экспертные выводы по учебным заданиям.

Перечень обязательных знаний.

Студент должен знать:

а. статьи УК РФ 111, 112, 115;

б. квалифицирующие признаки тяжести вреда здоровью;

в. Поводы к освидетельствованию потерпевших, обвиняемых, подозреваемых.

Студент должен уметь:

а. уметь применять квалифицирующие признаки, изложенные в Законе и Правилах судебно – медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью при решении тестовых заданий;

б. уметь письменно составлять мотивированные экспертные выводы по учебным заданиям.

Студент должен иметь представление о:

а. различных диагностических и документирующих методах экспертизы (рентгенографии, фотографии, экспертном эксперименте и др.);

б. экспертном анализе следственных материалов и медицинских документов;

в. Правилах акушерско – гинекологической экспертизы в РФ.

Перечень обязательных навыков:

а. студент должен научиться составлять мотивированные выводы о тяжести вреда здоровью при экспертизе живых лиц и у трупов.

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:

а. Определение понятия «повреждение», классификация повреждений;

б. прерывание беременности, ее виды, способствующие факторы;

в. Виды психических расстройств, причинная связь их с травмой.

5. Место проведения занятия: основным учебным помещением на данном занятии является учебная комната, в которой имеются необходимые таблицы, тексты ситуационных задач, муляжи, влажные музейные препараты. Ряд вопросов может быть решен во время посещения отделения бюро по экспертизе потерпевших, обвиняемых, подозреваемых. В частности, это необходимо для знакомства с порядком проведения экспертизы. Контроль уровня знаний и подведение итогов занятия осуществляется также в учебных комнатах.

6. Оснащение занятия: Таблицы ст. ст. 111, 112, 115 УК РФ; Поводы к освидетельствованию живых лиц; Методы освидетельствования живых лиц; Тексты ситуационных задач.

7. Структура содержания темы. С целью достижения максимальной эффективности данное занятие проводится в форме семинара, с активным участием студентов в изучении темы. При этом особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов с ситуационными задачами и руководящими документами, натуральными препаратами при непосредственном участии преподавателя. Необходимо стимулировать целенаправленное развитие навыков студентов в выделении основных особенностей повреждений, что необходимо для формирования экспертных выводов.

В начале занятия преподавателем объявляется тема занятия «Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых, подозреваемых. Определение степени тяжести вреда здоровью». При этом обращается особое внимание на частоту возникновения повреждений, значение знаний особенностей повреждений такого рода в практической деятельности врачей многих специальностей. Необходимо подчеркнуть необходимость правильного, с позиций судебно – медицинского эксперта, описания всех видов повреждений первым специалистом, производящим осмотри лечение потерпевших. Это необходимо для реализации возможного участия отдельных врачей в проведении судебно – медицинской экспертизы в качестве консультантов и членов экспертных комиссий. Указать, что многие врачи не учитывают возможность проведения в последующем судебно 0- медицинской экспертизы потерпевшего, поэтому в медицинских документах описывают повреждения без учета основных особенностей их вида. Последнее в значительной степени затрудняет ответы судебно – медицинского эксперта на вопросы следователя.

Тема настоящего занятия может в значительной степени основываться на знаниях, полученных студентами ранее на целом ряде кафедр, как теоретических, так и клинических. Прежде всего – это травматология и хирургия, на которых студенты впервые встречаются с повреждениями тела человека, методами их лечения, в том числе и оперативного. При изучении судебно – медицинской травматологии студентам необходимы познания в области анатомии, гистологии, нервных болезней, гематологии, патофизиологии и ряда других наук. Поэтому во время занятий, на его первых этапах необходимо убедиться в наличии базовых знаний. Осуществить такой контроль можно различными способами (по выбору преподавателя). Формами контроля исходного уровня знаний могут быть:

а. фронтальный опрос;

б. индивидуальный устный или письменный опрос с целью определения уровня подготовки к занятию с учетом индивидуальных особенностей студентов;

в. тестирование (тесты с инструкцией и эталонами ответов имеются в приложениях).

Используемые формы и цели контроля указаны в хронокарте данного методического пособия.

Самостоятельная работа студентов по изучению натуральных препаратов по теме данного занятия и работа над ситуационными задачами проводится в учебной комнате при постоянном контроле преподавателя. Это позволяет студентам в процессе работы одновременно с изучением темы занятия осваивать правила оформления специальных судебно – медицинских документов. Последнее следует считать важной стороной учебного процесса по данной теме. Необходимо придавать особое внимание правилам оформления соответствующих документов, поскольку практические врачи, в частности, хирургического профиля, чаще всего оказываются первыми и единственными специалистами, дающими в медицинских документах описание повреждений. Зачастую именно по их описаниям проводится экспертиза повреждений, выполняемая экспертами Областного бюро СМЭ. При самостоятельной работе Студенов преподаватель должен постоянно находиться в учебной комнате и проводить активное консультирование студентов в процессе работы.

Заключение преподавателя по теме данного занятия проводится в форме подведения итогов с указанием характерных ошибок студентов, недостаточно проработанных в период подготовки разделов темы. Необходимо также подчеркнуть важность темы данного занятия в практической работе врачей всех специальностей.

 

Основная литература (О.Л.)

1. Судебная медицина: учебник / ред. Ю.И. Пиголкин, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

2. Судебная медицина: учебник / ред. Ю.И. Пиголкин. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

3. Пашинян Г.А. Судебная медицина в схемах и рисунках: уч. пособие / Г.А. Пашинян, П.О. Ромодановский. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

 

Дополнительная литература (Д.Л.)

1. Судебная медицина. Общая и особенная часть: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / С.Ф. Щадрин, С.И. Гирько, С.В. Николаев и др. – М.: Эксмо, 2006.

2. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: уч. пособие / ред. Ю.И. Пиголкин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004.

3. Атлас по судебной медицине / ред. Ю.И. Пиголкин, ред. И.Н. Богомолов. – М.: МИА, 2006.

4. Джуваляков Г.П. Практикум по судебной медицине: уч. пособие / Г.П. Джуваляков, Д.В. Сундуков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

5. Врачебная экспертиза при отравлении химическими веществами / Ю.И. Мусийчук [и др.]. – С-Пб.: Фолиант, 2007.

6. Судебно-медицинская диагностика отравлений спиртами / ред. Ю.И. Пиголкин. – М.: МИА, 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: