II. Объявление темы, постановка целей урока, мотивация учебной деятельности (1 минута)




1.Слово учителя

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного русского писателя – Андрея Платонова. Всю свою жизнь А. Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории. Любовь к людям, желание помочь им отразилось и в самих рассказах писателя.

 

ІІІ. Актуализация опорных знаний (беседа). (8 минут)

1. Работа с эпиграфом

Давайте посмотрим на первый эпиграф к уроку. А. Платонов писал: «Человеком быть – это редкость и праздник ». Как вы понимаете его слова? Как они характеризуют писателя?

 

2.Аналитическая беседа

Андрей Платонов (настоящее имя – Андрей Платонович Климентов) родился в 1899 году, а умер в 1951. Давайте вспомним, какие важные исторические события произошли в этот период? (Первая мировая война, революция, Гражданская война, Великая Отечественная война, восстановление хозяйства, коллективизация деревни.)

- Как эти события могли повлиять на личность писателя? (Нищета, голод, смерть близких, тяжелый труд - все это сформировало душу и характер Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.)

Произведения Платонова отражают его мировоззрение, поэтому, проанализировав его рассказы, мы сможем составить «формулу жизни» писателя.

 

3. Работа с портретом

Давайте посмотрим на портрет писателя и обратим внимание на его взгляд. Как вы можете охарактеризовать А. Платонова? (Взгляд грустный, даже тоскливый. На нас смотрит человек, раньше других убедившийся, что чужого страдания и боли не бывает. На лице очень выразительны глаза - "живая поверхность его сердца". В портрете нет ни примет внешнего успеха, ни важности. Внешне Платонов кажется простоватым, тревожно хрупким. Но душа его была полна любви к человеку.)

 

ІV. Изучение нового материала. (26 минут)

Аналитическая беседа по рассказу «В прекрасном и яростном мире»

 

В автобиографии А.П. Платонов признавался: “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще паровозы, машину, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда, в детстве, понял, что все делается, а не само родится”.

 

– Найдите в рассказе строки, которые перекликаются с этими мыслями писателя и зачитайте их.

– А как вы понимаете слова: “…все делается, а не само родится”?

– Один из главных персонажей рассказа – А.В.Мальцев. Что это был за работник?

– Чем для него была работа? (Смыслом жизни, счастьем)

– Итак, Мальцев по сюжету рассказа попадает в тюрьму. За что?

– Дело закрыто. Но почему Костя пишет следователю и просит пересмотреть дело?

 

– В конце четвертой главы рассказчик говорит: “Но я хотел защитить его от горя судьбы. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, я чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать”. Когда и в связи с чем герой пришел к такому выводу?

– В рассказе дилемма: быть зрячим, но в тюрьме или слепым, но на свободе. Что ближе нашему герою?

– Почему рассказчик чувствует свою вину перед Мальцевым?

– Как характеризует рассказчика его последний поступок по отношению к Мальцеву? (Это человек, в душе которого живет чувство ответственности за тех людей, которые волею судьбы оказались рядом).

– Как вы думаете, что же помогло Мальцеву восстановить зрение? (Любовь. Готовность любить, отдавать себя другим. Милосердие)

Работа в группах

Задание: Класс делится на 3 группы. Каждой из групп предлагается дать развернутый ответ на вопрос, затем представители групп аргументируют свои ответы.

 

Вопрос для 1-й группы:

- В чем, по мнению Платонова, проявляется “ярость” мира?

 

Вопрос для 2-й группы:

- Чем же тогда прекрасен этот мир?

 

Вопрос для 3-й группы:

- Эпиграф к рассказу – «Надо относиться к людям по-отцовски». Как связан эпиграф с рассказом?

 

Аналитическая беседа по рассказу «Фро»

- В чем заключалась трагедия главной героини рассказа «Фро»?

- Почему невозможно для Фро вынести первую разлуку с мужем? (Для Фро любовь равна жизни, радости бытия.)

- Как можно охарактеризовать любовь Фро? (Она эгоистична. Фро упивается своей печалью.)

- А как Фро относится к отцу? Можно ли назвать её внимательной дочерью?

- Почему попытка вернуть счастье не удалась для Фро? (Федор любит Фро, но он думает и о благе других людей)

 

Работа в группах

Задание: Учащимся предлагается раздаточный материал с фрагментами исследовательских работ Т. Вахитовой, А. Гуревича, В. Чалмаева. Необходимо проанализировать и дать аргументированный комментарий оценкам творчества А. Платонова.

 

Материал для анализа:

 

1. “Платонов – почти единственный из советских писателей, который не изображал народ, жил внутри его”

Т. Вахитова

 

2. “Где бы ни скитался одинокий забытый человек, Платонов следует за ним неотступной тенью, точно боится, как бы чье-нибудь горе не умерло в неизвестности, не родив ответной скорби…”

А. Гуревич

 

3. “Словесное искусство Платонова…сочетало в себе и сарказм, и романтическое восприятие, тревогу и сострадание…”

В. Чалмаев

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: