Виды смысловой связи между примерами
Детализация (уточнение, дополнение) Можно ли привести подробности? Какие? … так, например, … … укажем детали …
2 Указание на следствие Как это может сказаться на…? Из чего это следует? Что с этим связано? … вот почему …
3 Подтверждение ранее сказанного Как это подтверждается автором? … в подтверждение этих мыслей автора …
4 Объяснение каких-то фактов Почему? Чем это можно объяснить? … автор объясняет это тем, что … … объясняется это тем, что …
5 Определение понятий Что обозначает это слово? … это слово автор понимает по- своему … … значение этого слова определяет …
6 Аналогия (схожесть взглядов, поступков) На что это похоже? … как и … здесь прослеживается (обнаруживается) …
7 Выделение значимого, главного Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь? … автор текста фиксирует внимание …
8 Сопоставление и противопоставление С чем это сравнивается? Чему это противопоставлено? … сравним … … автор противопоставляет … … автор сравнивает
Смысловые отношения Речевые клише + АНАЛИЗ!!!
Противопоставление (антитеза, контраст)
Приведённые примеры-иллюстрации, основанные наØ противопоставлении, позволяют ФИО точнее выразить свои мысли:
Приём детализации (конкретизация, уточнения)
Используя приём детализации (конкретизации, уточнения),Ø ФИО обращает внимание читателя на следующее: …..
Приём указания на причинно- следственные отношения
Примеры из текста, связанные причинно-следственнымиØ отношениями, позволяют нас понять, что ….. Таким образом, опираясь на приведённые примеры-Ø
Приём подтверждения
иллюстрации, основанные на приёме подтверждения, мы приходим к выводу о том, что...
Сравнение, сопоставление (сравнение образов героев, сопоставление эпизодов) Сопоставляя эти примеры (героев// точки зрения//Ø поведение героев…), писатель показывает (отмечает, доказывает), что … С помощью двух примеров-иллюстраций, в основеØ
Прием аналогии (сходство)
С помощью двух примеров-иллюстраций, в основе которых лежит приём аналогии, мы смогли осознать:
Приём объяснения,
Приём объяснения, лежащий в основе примеров- иллюстраций, позволяет нам понять, что…
Прием определения
С помощью двух примеров-иллюстраций, в основе которых лежит приём определения, мы смогли осознать, что….. Приём выделения, лежащий в основе примеров-Ø
Прием выделения
Приём выделения, лежащий в основе примеров- иллюстраций, позволяет читателю понять позволяет читателю понять следующее:
Вопросно-ответные отношения
Вопросно-ответная система изложения позволяет авторуØ донести до читателей мысль о том,
Текст для написания сочинения
(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.
(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (7) Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8) Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
(15)Ну, а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.
(17)А что, если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем, мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.
(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Все время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.
(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.
(По В. Шефнеру)