Содержание
Введение 3
Глава 1. Реформа 1775 г. и ее роль в развитии сословного законодательства 6
Глава 2. Система сословных органов 8
Глава 3. Отдельные сословия в законодательстве второй половины XVIII в. 10
§1. Дворянство –
Духовенство и полупривилегерованные группы 13
Горожане 15
Крестьяне18
Заключение 20
Список источников и литературы 23
Примечания 24
Введение
Екатерина II, реформаторская деятельность которой охватила все области государственной, политической и социальной жизни России второй половины XVIII в., не оставила без внимания и такую важную область, как сословное устройство государства. По мнению О. А. Омельченко, создание сословий по образцу Западной Европы было для императрицы одной из основных целей ее реформаторской деятельности.[i]
Пи этом изменения коснулись самых различных ветвей законодательства: от судебного до налогового (отечественное налоговое законодательство ХУШ - первой половины Х1Х вв. представляет собою, прежде всего, сословное, регламентирующее статус лиц, занимающихся торговой и промысловой деятельностью.
Цель данной работы – проанализировать особенности сословного законодательства второй половины XVIII в.
Задачи:
- определить роль губернской реформы 1775 г. в развитии сословного законодательства;
- составить систему сословных органов второй половины XVIII в.;
- показать особенности законодательного положения различных сословий.
Основным источником послужил двухтомный сборник законодательных актов, изданных при Екатерине II.[ii]
Следует отметить, что эпоха XVIII стала временем интенсивного расширения видового состава источников и накопления новых письменных свидетельств. Очень сильно возрос объем законодательных актов, увеличилось количество их разновидностей. Законы стали издаваться в виде манифестов, указов, законов, положений и циркуляров. Большое место в законодательстве XVIII в. заняли комплексные акты, определившие новую систему государственного управления и социально-сословную структуру страны. В частности, особое значение имеет «Учреждение для управления губернии 1775 г.» и Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
|
Материалы государственной деятельности и политические проекты Екатерины II, относящиеся к 80-м – началу 90-х годов, мало учтены и, за редкими исключениями, почти неизвестны. Однако именно эти материалы свидетельствуют о развитии сословно-экономической и правовой политики «просвещенного абсолютизма», позволяют составить полное представление о законодательной программе правительства Екатерины II.
К середине 80-х годов XVIII века относится обширный замысел полного законодательного урегулирования прав и положения всех сословий в России. Отвечая, прежде всего, интересам абсолютизма, он в большей своей части был реализован в Жалованных грамотах дворянству и городам (1785). Наряду с этим Екатерина II разработала проект Жалованной грамоты для «поселян ведомства Директора экономии» (иное название – Сельское положение), которым охватывались аналогичным образом права и положение государственных крестьян. Проект предлагалось дополнить обширным «Наказом Директору Экономии» – сводом инструкций главноуправляющему государственными имуществами и административных правил по управлению подведомственными ему уездами, округами и отдельными селениями.[iii]
|
Кратко остановившись на историографии вопроса, отметим, работы О. А. Омельченко.[iv] В 1774 – 1775 5 В 1775 – 1785 гг. годах Екатериной II, как считает О.А. Омельченко, был выработан план всеобщего «законоположения». Историк отмечает, что это был проект и будущего свода законов, и повременной законодательной деятельности. План содержал развивающую положения «Наказа» схему классификации законодательства с краткими комментариями, причем единственным комментарием к части о сословном строе было указание на запрет крепостить «вольных до того людей».
В работе Н. М. Дружинина «Просвещенный абсолютизм в России»[v] рассматривается в том числе идеологические установки и предпосылки создания сословного законодательства Екатериной II.
Аналогичные вопросы затрагиваются в работе И. А. Федосова.[vi]
Н. Я. Павленко в работе биографического характера «Екатерина Великая» (серия ЖЗЛ) также касается вопроса о введении сословного законодательства в контексте жизнеописания императрицы.[vii]
Структура работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. Реформа 1775 г. и ее роль в развитии сословного законодательства
Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения», указывал следующие недостатки существующего областного управления: во-первых, губернии представляли слишком обширные административные округа; во-вторых, эти округа снабжены были слишком недостаточным количеством учреждений со скудным личным составом; в-третьих, в этом управлении смешивались различные ведомства: одно и то же место ведало и администрацию собственно, и финансы, и суд, уголовный и гражданский.
|
На устранение этих недостатков и рассчитаны были новые губернские учреждения.
Утвержденные Екатериной II 7 ноября 1775 г. губернские учреждения с небольшими изменениями действовали до земской и судебной реформы 1864 года, а некоторые и до начала ХХ столетия. Они составили довольно сложную систему административных и судебных «мест общих и сословныхъ».[viii] Россия была разделена на 50 губерний с населением от 300 до 400 тыс. душ в каждой, с подразделением на узды в 20 — 30 тыс. душ. Губернии управляются губернаторами; иногда во главе 2-3 губерний ставился генерал-губернатор или наместник с обширными полномочиями. Губернское правление получило власть распорядительную и полицейскую; его уездными органами были нижние земские суды под председательством избираемых дворянством капитанов-исправников. Государственными доходами и другими казенными делами заведует казенная палата; хранят доходы казначейства губернское и уездные.
В судебном порядке были учреждены три инстанции: низшую образовали в уезде уездный суд для дворян, городовой магистрат для купцов и мещан, нижняя расправа для однодворцев и государственных крестьян, среднюю – губернские сословные суды, верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа, высшую — палаты уголовная и гражданская для всех сословий.
Для уголовных дел, в которых источником преступления являлась не злая воля, а несчастье, суеверие и т. п., и для полюбовного решения тяжб в губернском городе учреждался совестный суд. Делами благотворительности и народного просвещения заведовал приказ общественного призрения.
Главные результаты реформы: коллегиальный порядок ведения дел, последовательно проведенное разделение ведомств административного и судебного с отделением суда гражданского от уголовного, сословный состав суда в низшей и средней инстанции, совместное участие трех сословий в некоторых учреждениях, именно в совестном суд и приказ общественного призрения, где присутствовали выборные заседатели от купечества и мещан, от однодворцев и государственных крестьян.
В качестве вывода целесообразно привести мнение В. О. Ключевского: «это участие имело особенно важное значение: оно было робким приступом к восстановлению в управлении и суде совместной деятельности сословий, еще в ХѴІІ в. разобщившихся сословными правами и обязанностями, как и сословнымъ управлением».[ix]