Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется…
Так что же означает это слово – самоконтроль? Может кто-нибудь из вас знает, давайте подумаем.
На самом деле существует очень много определений, вот несколько из них:
- Самоконтроль – это умение подчинить эмоции собственному разуму.
- Самоконтроль – это осознание собственного несовершенства и стремление действовать так, как если бы человек был совершенен.
- Самоконтроль – это сила характера, помогающая подавлять излишние эмоции, контролировать чувства и изживать комплексы.
- Самоконтроль – это волевое качество, необходимое каждому успешному человеку, занимается ли он выращиванием картофеля или командует армией.
А, знаете ли вы, где в жизни проявляется это замечательное качество?
Проявления самоконтроля в повседневной жизни
- Экстремальные ситуации. При возникновении форс-мажора большая вероятность выйти из ситуации без потерь – у людей, обладающих способностью к самоконтролю. Без самоконтроля эмоции овладевают человеком, туманят рассудок и провоцируют на нерациональные действия.
- Бытовые ситуации. Человек, умеющий погасить ссору, не допускающий эмоционального взрыва – обладает способностью к самоконтролю.
- Спорт. Занятия спортом зачастую связаны с ограничениями – диета, особый режим дня и тренировки. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми требованиями – проявляет способность к самоконтролю.
- Личные финансы. Человек, умеющий ограничивать свои потребности в соответствии с имеющимися финансовыми возможностями – проявляет способность к самоконтролю.
Ну, а сейчас, м ы с вами немножко поупражняемся, поучимся контролировать свои внешние и внутренние состояния.
Для начала, выполним упражнение-разминку. Оно называется «вместо ссоры помирились»
Цель упражнения: создание благоприятной атмосферы в группе, настрой на рабочий лад.
Выполнение упражнения: дети, встаньте парами, спиной друг к другу. «Представьте, будто вы поссорились. Сейчас будет драка. Сожмите пальцы в кулаки. Глубоко вдохните, затаите дыхание, сожмите челюсти, надуйте щеки. Затем повернитесь друг к другу и пальцами осторожно сдуйте щеки партнера. Весело, смешно, ругаться не хочется. Ура! ».
Следующее упражнение «Психологическое время».
Выполнение упражнения: сесть, расслабиться и закрыть глаза. Попросите кого-нибудь засечь минуту. Сейчас вы должны определить, когда пройдет ровно минута. Когда, вы думаете, что минута прошла, вы, не открывая глаза, должны поднять руку, и молча сидеть дальше.
Как тебе показалось минута идёт дольше или короче? А может быть ты угадал(а)?
Смысл упражнения Развитие внутреннего «чувства времени», анализ отличий между теми людьми, которым кажется, что время течет быстрее, чем в реальности, и теми, кому представляется наоборот. Как правило, те, для кого время течет быстрее, существуют по принципу «И жить торопится, и чувствовать спешит», те же, кому ход времени представляется существенно медленнее, обычно и жить предпочитают размеренно и неспешно. Кроме того, восприятие времени зависит от состояния, в котором находится человек: когда он очень активен, возбужден, то кажется, будто время ускоряет свой ход.
Следующее упражнение называется «Лед и пламень»
Садимся, у спокаиваемся, расслабляемся, ни о чем не думаем, все мысли, и проблемы прогоняем, прочь, сейчас их нет. Кладем руки на колени открытыми ладонями вверх, закрываем глаза. Представьте, что в одной руке, (в любой) печеная картошка. Ее только что вытащили из печки, она очень горячая… Представляем,… Она обжигает вам руку.… А в другой вашей руке – кусочек льда, он такой холодный, что вашей руке тоже холодно.… Итак, в одной руке, обжигающая жаром горячая картошка, в другой руке обжигающий морозом холодный лед … Представляем.…
Попросите кого-нибудь попробовать на ощупь ваши ладошки, пытаясь определить в какой руке ты представил горячую картошку, а в какой лед …
Смысл упражнения. Демонстрация эффекта возникновения физиологических изменений под воздействием наших представлений, обучение произвольному регулированию реакций через эти представления.
А сейчас выполним упражнение «Сядьте так, как…»
Читай описанную там ситуацию. Продемонстрируй кому-нибудь ту ситуацию, которая описана под №1, а твой зритель должен догадаться, о чем речь. Список ситуаций должен быть виден всем.
- школьник, получивший двойку за контрольную;
- бизнесмен, подписавший контракт, который принесет ему 100000 $ прибыли;
- фигурист, упавший в финальном выступлении из-за этого оставшийся без медали;
- ф утболист – нападающий, забивший решающий гол;
- котенок, который только что нагадил хозяйке в тапочки;
- спортсмен, возвращающийся домой с олимпийской медалью;
- артист, исполнивший свою новую песню так, что не заслужил аплодисментов
- герой, получивший медаль «За отвагу на пожаре»;
- выпускник, который провалил вступительные экзамены;
- Студент, который окончил институт с красным дипломом.
Смысл упражнения: упражнение учит контролировать собственную позу и мимику, передавать информацию с помощью невербальных средств общения, развивает артистизм, который иногда необходим в жизни.
А в заключении хотелось бы, чтобы вы прочитали стихотворение Булата Окуджавы.
Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака –
Вот и станете вы человеком.
Булат Окуджава.