Занятия легкой атлетикой




 

Основной формой занятия легкой атлетикой является урок.

В зависимости от характера и направленности поставленных задач, и подбора средств и методов обучения, приемов организации учащихся, а также этапа обучения различают следующие уроки легкой атлетики:

1. вводные, учебные, уроки повторения, совершенствования и закрепления усвоенного материала (тренировочный урок);

2. уроки проверки усвоенных знаний, умений и навыков, а также уровня физической и технической подготовленности (контрольный урок);

3. уроки смешанного типа (учебно-тренировочный урок).

Независимо от типа урока в каждом уроке по легкой атлетики принято различать:

1) вводную;

2) подготовительную;

3) основную;

4) заключительную.[8]

В вводную часть входит построение, организация внимания учащихся, проверка присутствующих, сообщение главных задач урока (2-3)

Подготовительная часть урока призвана подвести учащихся к решению основных задач урока. С этой целью проводится медленный бег и общеразвивающие упражнения, беговые упражнения.

В основной части приобретаются и совершенствуются умения и навыки.

Задача заключительной части – постепенное снижение нагрузки, подведение итогов урока, задание на дом.

Упражнения в подготовительной части урока должны подбираться с таким учетом, чтобы повысить общую работоспособность организма и подготовить его к выполнению конкретной специфической работы в основной части.

Например: Если в основной части урока предстоит прыгать в высоту с разбега, то в подготовительной части надо ввести упражнения на гибкость (различные наклоны, махи и др.), а также прыжковые упражнения, выполняемые на месте и в движении.

В основной части подбираются упражнения таким образом, что бы первыми шли упражнения для разучивания и совершенствования техники отдельных видов. За ними могут следовать скоростные упражнения, затем силовые и наконец упражнения развивающие выносливость. (техника, скорость, сила, выносливость)

Подбирая упражнения и их последовательность, нужно учитывать их преимущественное воздействие на основные мышечные группы.

Например: вслед за прыжками в длину с разбега не следует проводить бег на скорость, так как в обоих случаях основная нагрузка приходится на мышцы ног.

Целесообразней в след за прыжками в длину с разбега провести один из видов метаний, в которых основная нагрузка будет приходится на мышцы ног, плечевого пояса и туловища.

Средства и методы проведения легкоатлетических уроков могут существенно меняться в зависимости от задач и от конкретных условий, в которых урок проводится. Обычно уроки легкой атлетики планируются в I-IV четвертях (весна- осень).

Для повышения плотности занятий, например, при проведении прыжков в длину следует построить учащихся таким образом, чтобы одновременно могли прыгать несколько человек. Если нет возможности организовать несколько мест для прыжков в высоту, то можно увеличить пропускную способность сектора раздвинув прыжковые стойки на 6-8 м, а вместо планки, натянув резинку. В этом случае прыжки можно выполнять двумя потоками, одновременно метание различных снарядов можно проводить, предварительно построив учащихся в шеренгу с интервалом 1,5-2м.

Одним из наиболее эффективных методов повышения плотности легкоатлетического урока служит круговой метод, занимающихся делят 3-5 групп, каждая их которых одновременно выполняют свое упражнение спустя некоторое время (3-5-8мин) по команде учителя группы меняются местами занятий в заранее определенном порядке и приступают к выполнению нового упражнения, пока вся группа проёдет через все упражнения.

Достоинство кругового метода на уроках легкой атлетики, в том, что его можно использовать с учащимися всех возрастов и различной степени подготовленности.

Необходимо начинать с двух групп, следить за дисциплиной, затем увеличивать количество групп.

Например:

Упражнение на развитие прыгучести.

1. Прыжки в длину с разбега.

2. Прыжки через прыгалку.

3. Прыжки с отталкиванием вверх.

4. Отжимание.

Рассмотрим несколько примеров круговой тренировки для развития физических качеств.

1. Упражнения для развития быстроты движений.

А) беговая работа рук в макс. темпе (2-4 серии по 8-10 сек с интервалом 30-40 сек).

Б) бег на месте (в упоре) в максимальном темпе (3-4 серии по 8-10сек с интервалом 45-60 сек)

В) упражнения на расслабление.

Г) броски набивного мяча (1-2кг) в быстром темпе (в стену с отскоком или партнеру) 2-3 серии по 12-15 бросков с отдыхом 60 сек. (можно использовать поточный метод)

Упражнения для развития прыгучести.

А) подскоки на прямых ногах (3-4 серии по 30-40 сек. с интервалом 60 сек.);

Б) прыжки через препятствия различной высоты на одной и двух ногах (поточный метод 2-3 мин);

В) упражнения на расслабление;

Г) подскоки на одной и двух ногах с места и с разбега доставая руками высокого подвешенный предмет (3-4 серии по 15-20 прыж. с отдыхом 1 мин)

Упражнения для развития силы.

1. Отжимание в упоре лежа 2-3 серии до отказа и подтягивание вися 2-3 серии до отказа, приседание с партнером.

2. (для мышц туловища) опускание и поднимание туловища в положении лежа на спине или животе с закрепленными ногами (2-3 серии по 10-12 раз);

3. приседание и выпрыгивание из полуприседа с отягощением (2-3 серии по 12-15 раз);

4. броски набивного мяча (1-3 кг из положения сидя и лежа на спине одной или двумя руками) всего 40-50 раз.

Упражнения на развитие гибкости:

1. Упражнения для увеличения подвижности локтевых и плечевых суставов (с гимнастической палкой, с партнером, различные выкруты и др.)

2. Упражнения для увеличения подвижности позвоночного столба (различные наклоны повороты и вращения туловища).

3. Упражнения для увеличения подвижности тазобедренного коленного и голеностопного суставов (различные маховые движения с выпадами, “шпагаты).

4. Упражнения на расслабление.

Специальные упражнения для развития выносливости в круговой тренировке с детьми, подростками и юношами проводить не следует, так как сам принцип построения круговой тренировки является достаточным фактором для развития выносливости.

Более того, такой метод воспитания выносливости в круговой тренировки с детьми во многом предпочтителен, так как эмоционально насыщен и исключает монотонность, повышает интерес учащихся к уроку.

Подвижные игры на уроке по легкой атлетике способствуют повышению активности и интереса учащихся и позволяют повысить плотность урока.

Подвижные игры могут включать в себя различные прыжки, их элементы, бег, метания в цель или на дальность.

Можно подобрать подвижные игры с сочетанием элементов бега, прыжков, метания.

Для повышения активности и самостоятельности практикуют задания на дом.

Можно порекомендовать с помощью определенных упражнений повысить уровень развитие силовых качеств, прыгучести или гибкости, закрепить отдельные элементы. Необходимо проследить за выполнением домашнего задания, оценить его только в этом случае учащиеся будут ощущать необходимость и обязательность подобных занятий.

 


Заключение

 

Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетические многоборья - десятиборье, пятиборье и др.

В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений.

Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей.

Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.

В РФ и других странах легкая атлетика - часть государственной системы физического воспитания.

Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физической культурой трудящихся старших возрастов.

Легкоатлетические секции занимают ведущее место в деятельности коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных обществ.

 


Список литературы

 

1. Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1998

2. Легкая атлетика для юношей, под ред. П. Л. Лимаря, М., 1999

3. Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002

4. Бернштейн Н. А., О построении движений, М., 1997

5. Ухов В., Спортивная ходьба, М., 1996

6. Фруктов А. Л., Спортивная ходьба, М., 2000

7. Лёгкая атлетика, под ред. Д. П. Маркова и Н. Г. Озолина, М, 1999.

8. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. О.В.Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов. 1999.

9. Бег к вершинам мастерства А.Лидьер, Г.Шимор. – 1999.

10. Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С.Хоменкова. –2002.


[1] Бернштейн Н. А., О построении движений, М., 1997

[2] Ухов В., Спортивная ходьба, М., 1996

[3] Фруктов А. Л., Спортивная ходьба, М., 2000

[4] Бег к вершинам мастерства А.Лидьер, Г.Шимор. – 1999.

[5] Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. О.В.Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов. 1999.

[6] Лёгкая атлетика, под ред. Д. П. Маркова и Н. Г. Озолина, М, 1999.

[7] Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002

[8] Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С.Хоменкова. –2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: