На занятии иметь индивидуальное зеркало.




Лабораторное занятие (4 ч).

Тема: Принципы и методы логопедического обследования.

Цель: формировать у студентов умения:

- устанавливать соответствие между звучанием, механизмом артикуляции и описанием звука на основании разных исходных данных;

- выявлять особенности строения артикуляционного аппарата, состояние артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;

- определять на слух характеристики голоса;

- анализировать полученные во время обследования данные, описывать их, используя научную терминологию и делать выводы.

Подготовка к занятию:

1. Актуализировать знания по курсу “Основы фонологии” об артикуляционных характеристиках звуков русского языка и их классификации.

2. На основе изучения литературы выписать приемы логопедического обследования артикуляционного аппарата (строения и моторики), мимической мускулатуры, характеристик голоса.

3. Подготовить карту обследования состояния артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, характеристик голоса, используя следующую примерную схему:

Состояние артикуляционного аппарата:

Губы – без патологии, толстые, мясистые, узкие, короткие; уздечка верхней губы – норма, укорочена; подвижность губ – достаточна, ограничена, насильственна; переключаемость движений – достаточна, недостаточна

Прикус – открытый (передний, боковой), прогнатия, прогения; зубной ряд – сформирован, не сформирован; зубы – редкие, кривые, мелкие, крупные, диастема

Нёбо твердое – высокое, широкое, узкое, готическое, плоское, куполообразное, нормальное; дефекты нёба: в переднем отделе, среднем отделе, на границе твердого и мягкого нёба

Нёбо мягкое – короткое, длинное, подвижное, малоподвижное, неподвижное, расщелина; увула –расщелина сформирована, не сформирована (отсутствует)

Язык – форма и размер: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, толстый, узкий, «географический», гипертрофия корня языка; кончик языка – истонченный, широкий, раздвоенный; уздечка языка – норма, короткая, укороченная, толстая, спайка с тканями подъязычной области; позиция языка в полости рта – правильно стабилизирован, оттянут кзади, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении; тонус – норма, повышен, понижен; подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, отклонение в сторону (влево, вправо); переключаемость – достаточная, недостаточная; саливация – норма, повышена.

Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок).

Состояние голоса:

Высота голоса – нормальная, с тенденцией к повышению, высокая, с тенденцией к понижению, низкая, «провалы» высоты тона

Интенсивность голоса – сильный, нормальный, слабый, иссякающий

Сила голоса – нормальная, тихий голос, шепот, громкий голос, чрезмерно громкий голос. Возможность изменять его по силе: от слабого до громкого и наоборот.

Характер голосообразования и атака голоса – твердая, мягкая, придыхательная

Тональность звучания – низкий, нормальный, высокий, фальцет

Тембр голоса – чистый, хриплый, напряженный, дрожащий, глухой, назализованный

Тембр голоса: Г (грубый) – тусклый, глухой, тяжелый, мутный, грубый, плохой; П (придыхательный) – сухой, тяжелый, напряженный, резкий, холодный, сдавленный, грубый, мутный, слабый, плохой; А (астеничный) – тонкий, болезненный, слабый, легкий, плохой; Н (нормальный или слегка охриплый) – хороший, чистый, мягкий, спокойный, свободной, богатый.

Интонационная сторона речи – использование утвердительной, вопросительной и восклицательной интонаций

Темп речи – быстрый — медленный; способность ускорять или замедлять темп

Ударение — интенсивность звучания в речи отдельных слогов

На занятии иметь индивидуальное зеркало.

План проведения занятия:

1. Оценка готовности студентов к занятию.

2. Работа с компьютерной обучающей программой “Артикуляционный уклад звуков в норме”: отработка умений студентов устанавливать соответствие между звучанием, механизмом артикуляции и описанием звука на основании разных исходных данных и в различной последовательности (от звучания – к его артикуляционной интерпретации и описанию звука; от артикуляции – к ее акустической интерпретации и описанию звука; от описания – к подбору звука и его артикуляции). Программное обеспечение: Китик Е.Е. Артикуляционный уклад звуков в норме. [Электрон. ресурс]. – М.: Полиграф сервис, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Обсуждение приемов обследования и критериев оценки состояния артикуляционного аппарата (строения и моторики), мимической мускулатуры. Проведение обследования состояния артикуляционного аппарата (строения и моторики), мимической мускулатуры (работа в парах). Оценка использованных студентами приемов обследования особенностей строения артикуляционного аппарата, состояния артикуляционной моторики и мимической мускулатуры.

4. Обсуждение приемов аудитивной оценки голоса. Упражнения в различении на слух и оценке характеристик голоса, определения на слух позиции звука в резонаторах ииспользуемой атаки голоса. Оценка использованных студентами приемов обследования.

5. Анализ результатов диагностики и заполнение карт обследования. Обсуждение материалов заполненных карт обследования. Выводы по занятию.

Форма отчета: Заполненный протокол обследования артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, характеристик голоса.

Литература:

1. Артикуляция звуков в графическом изображении. (электрон. хрестоматия)

2. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М., 2007. Гл. 4. (электрон. хрестоматия)

3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под. ред. Г.В. Чиркиной. М., 2003. Гл. 1. (электрон. хрестоматия)

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. М., 1989. (электрон. хрестоматия)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: