Круг задач курса «Новостная журналистика» характеризуется как методолого-практический. В рамках лекционных занятий последовательно решаются задачи передачи навыков планирования, сбора, анализа, изложения информации, редактирования текстов новостей. Идеологией курса является последовательное продвижение журналиста от новости к идее публикации, от идеи к ее форме в рамках технологий журналистики новостей.
Курс считается освоенным в случае подтверждения владением навыками написания базовых новостных текстов с соблюдением основных принципов планирования, сбора, изложения информации и отсутствием типичных ошибок.
В процессе проведения занятий следует использовать активные методы обучения, которые подразумевают следующее:
• активное участие слушателей в учебном процессе в ходе выполнения практических работ;
• периодическое проведение консультаций;
• иллюстрация изучаемого теоретического материала практическими задачами и примерами;
• объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;
• подготовку раздаточного материала для выполнения практических работ.
Используемые методы преподавания: лекционные занятия с использованием мультимедиа материала, выход в Интернет для поиска информации, индивидуальные и групповые задания при проведении практических работ.
Содержание практических занятий определяется календарным планом, который составляется преподавателем, проводящим занятия на основе рабочей программы дисциплины.
При наличии академических задолженностей по практическим занятиям, связанных с их пропусками преподаватель выдает задание студенту по пропущенной теме занятия.
Методические указания для студента
Данная дисциплина рассматривает творческий процесс в подготовке и производстве всех видов печатной продукции, относящихся к СМИ, а также любых других СМИ, в которых присутствуют графические и визуальные компоненты. При освоении дисциплины необходимо обратить внимание на ее прикладной характер, на то, где, как и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
При подготовке к практическим занятиям необходимо проработать лекционный материал, а также теоретический материала из указанных разделов источников основной литературы.
Практические занятия проводятся в форме семинаров, на которых студенты выступают с докладами, отвечают на вопросы, выполняют небольшие упражнения и участвуют в обсуждении. Положительная оценка работы студентов на семинарах учитывается на зачете в качестве положительных ответов на дополнительные вопросы.
Текущий контроль (сессия): участие в практических занятиях с предварительной подготовкой (анализ собранного информационного пакета). Промежуточная форма контроля: зачет/экзамен на основе анализа собственной публикации в оригинальном и отредактированном виде.
Приложение А. Рабочая программа учебной дисциплины
Разработано и рассмотрено на заседании кафедры филологии и журналистики (протокол № 1 от 27 августа 2013г.) Зав. кафедрой ________Ибрагимова В.Л. | Утверждено на заседании Учебно-методического совета гуманитарного факультета (протокол № 1 от 29 августа 2013 г.) Председатель ________Пономарева Н.А. |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нефтекамский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Гуманитарный факультет
Кафедра филологии и журналистики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Новостная журналистика» для студентов дневной формы обучения
направления «Журналистика»
Рабочую программу осуществляют: | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) – 72ч. (2 ЗЕТ) Учебных часов: лекций (в т.ч. в интерактивных формах) – 16 ч. |
Лекции: канд. филол. наук, доц. Мардиева Э.Р., ст. пр. Харитонова Р.Ф. | семинарских (в т.ч. в интерактивных формах) |
(должность, уч. степень, звание, ф.и.о.) | практических (в т.ч. в интерактивных формах) – 20 ч. |
консультаций – | |
Практические занятия: канд. филол. наук, доц. Мардиева Э.Р., ст. пр. Харитонова Р.Ф. | зачет – 6 семестр |
(должность, уч. степень, звание, ф.и.о.) | экзамен |
самостоятельная работа студентов – 32 КСР – 4 |
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практиче- ские занятия, лаборатор-ные работы, самостоя-тельная работа) | Кол-во часов аудитор. работы | Интерактивные методы обучения | Меж-предметные связи | Инновационные методы в обучении | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Количество часов самост. работы | Форма контроля самостоятельной работы студентов (колоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.) | ||||||
Модуль 1 | ||||||||||||||||
1.1 | Предмет и задачи курса. | ЛК /ПЗ | 2/0 | Мультиме-диа-лекция | Введение в теорию журналистики, история мировой журналистики, теория литературы, история отечествен-ной (русской) литературы, история Отечества | Выполнение заданий с использованием мультимедийного оборудования | Осн. лит.:1,2,: доп. лит.: 1-9 | Составление таблицы | Собеседование, тестирование | |||||||
1.2 | Свобода информации, ответственность и объективность новостной журналистики. | ЛК /ПЗ | 2/2 | Мультимедиа-лекция, работа в малых группах | Введение в теорию журналистики, история мировой журналистики, теория литературы, история отечествен-ной (русской) литературы, история | Демнонстрация слайдов (использование мультимедийного оборудования) | Осн. лит.:1,2,: доп. лит.: 1-9 | Анализ новостных материалов в современной прессе. | Проверка тетрадей | |||||||
1.3 | Новостная информация: содержание и виды. | 0/ПЗ | 0/2 | Учебная дискуссия | Введение в теорию журналистики, история мировой журналистики, теория литературы, история отечественной (русской) литературы, история Отечества | Демнонстрация слайдов с использованием мультимедийного оборудования | Осн. лит.:1,2,: доп. лит.: 1-9 | Сформировать тематические пакеты, отбирая главные и второстепенные новости | Опрос, проверка конспектов | |||||||
Модуль 2 | ||||||||||||||||
2.1 | Качественные характеристики новостной информации | ЛК /ПЗ | 2/4 | Мультимедиа-лекция, учебная дискуссия | Введение в теорию журналистики, история мировой журналистики,теория литературы, история отечествен-ной (русской) литературы, история | Компьютерное тестирование | Осн. лит.:1,2,: доп. лит.: 1-9 | Подготовить тематический обзор (политический, экономический, спортивный, т.д.). | Опрос | |||||||
2.2 | Информационные жанры журналистики | ЛК /ПЗ | 4/4 | Проблемная лекция, тестирование | Введение в теорию журналистики, история мировой журналистики, теория литературы, история отечествен-ной (русской) литературы, история Отечества | Использование мультимедийного оборудова-ния: показ схем и таблиц на слайдах | Осн. лит.:1,2,: доп. лит.: 1-9 | Написание эссе «Новость – сердце журналистского произведе-ния». | Проверка тетра- дей, тестирование | |||||||
Модуль 3 | ||||||||||||||||
3.1 | Принципы построения новостных материалов | ЛК /ПЗ | 2/4 | Мультимедиа-лекция, дискуссия, проведение тренингов | Введение в теорию журналистики, история мировой журналистики, теория литературы, история отечественной (русской) литературы, история Отечества | Тренинги | Осн. лит.:1,2,: доп. лит.: 1-9 | Подготовка текста в одном из информационных жанров. | Проверка текстов | |||||||
3.2 | Особенности стиля и языка новостной информации. Информационные агентства | ЛК /ПЗ | 4/4 | Работа в группах, тестирование | Введение в теорию журналистики, история мировой журналистики, теория литературы, история отечественной (русской) литературы, история Отечества | Тестирование с использованием мультимедийного оборудования | Осн. лит.:1,2,: доп. лит.: 1-9 | Анализ стиля и языка новостных текстов российских и зарубежных СМИ | Опрос, тестирование | |||||||
Литература
Основная:
1. Амзин, А.А. Новостная интернет - журналистика. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Амзин А. А. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 144 с..– Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему "Университетская библиотека online". – ISBN 978-5-7567-0651-2. – <URL:https://www.biblioclub.ru/book/104038/>.
2. Ким М. Н. Новостная журналистика: базовый курс: учебник / М. Н. Ким. – СПб: Изд. Михайлова В. А., 2005. –352 с.
Дополнительная:
3. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (с изменениями и дополнениями на 2 марта 1998 г.): Ст.39 Закона РФ «О средствах массовой информации» // справ.-правовая система «Консультант плюс». Версия Проф. – [М., 2012] – Электрон. текст дан.
4. Васильева Л.А. Делаем новости. – М.: Аспект Пресс, 2005.
3. Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация: профессиональный опыт зарубежной прессы. – М.: РИА «Новости», 2005.
4. Журналист в поисках информации. – М.: Мельгир,2005
5. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М.: В. Новгород, 1996; СПб., 1999.
6. Черникова Е.В. Литературная работа журналиста: Учеб. для студ. вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 187с.
7.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2009.
8. Шостак М.И. Оперативная журналистика. – М., 2000.
9..Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М., 2002.
Программное и коммуникационное обеспечение:
1. Войтович Н. Расследовательская журналистика как форма социального контроля//https://www. medialaw.ru/publication.
2. АУДИО БИБЛИОТЕКА. https://www.bookbookbook.spb.ru/
3. Библиотека Гумер - https://www.gumer.info/
4. Библиотека свободной книги - https://s-slova.ru
5. Литературный портал Андрея Орлова Mobipocket.Ru: электронные книги - https://www.mobipocket.ru/
6. НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА eLIBRARY.RU https://elibrary.ru/
7. Электронная библиотека - https://lib.ru/
8.Электронная библиотека - Лучшая электронная, бесплатная Интернет- библиотека. https://www.kodges.ru/ - 108k
9.Электронная Библиотека Русской книги - https://www.libbooks.ru/