Общее понятие о системе образования




Система образования РФ.

Понятие «система образования». Компоненты системы образования РФ: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Уровни общего и профессионального образования. Дополнительное образование. Пути обновления образовательной системы России в современных условиях.

Общее понятие о системе образования

Система образования представляет собой совокупность функционирующих в образовательно воспитательных учреждений.

Система образования любой страны обеспечивает подготовку молодого поколения к труду и жизни в обществе и включает в себя:
- образовательные учреждения;
- государственные образовательные стандарты и государственные образовательные программы, по которым работают вышеназванные учреждения;
- органы управления образованием.

Принципы национальной системы образования:
1. Приоритет общечеловеческих ценностей;
2. Национально-культурная основа;
3. Научность;
4. Ориентация на мировой уровень образования;
5. Гуманизм;
6. Экологическая направленность;
7. Преемственность и непрерывность;
8. Единство обучения, духовного и физического воспитания;
9. Поощрение таланта и образования;
10. Обязательность базового образования.

Образовательные учреждения представляют собой учреждения, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс на основании определенной образовательной программы. Сущность образования заключается в том, что оно отражает потребности общества в людях с определенным уровнем развития, обучения и воспитания и удовлетворяет эту потребность через систему учебных учреждений.

Дошкольное воспитание и образование осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях - государственных, частных, коллективных, смешанных, куда принимаются дети в возрасте до шести (семи) лет.

Школьное образование включает три ступени: начальную (четыре года обучения), базовую (девять лет обучения) и общую среднюю (одиннадцать лет обучения).

Начальное образование начинается в шесть (семь) лет и осуществляется в начальных школах и I-IV классах общеобразовательных школ и гимназий. Основными задачами начальной школы являются не только обучение чтению, письму и счету, но и воспитание, развитие личности ребенка, овладение первоначальными знаниями о природе, обществе и
человеке, навыками учебной и общетрудовой деятельности, культуры речи, межличностных отношений, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Базовое школьное образование является обязательным для всех детей за исключением тех, кто не в состоянии учиться по медицинским показаниям, осуществляется в общеобразовательных школах и гимназиях, завершается сдачей экзаменов и получением свидетельства о базовом школьном образовании. Базовая школа призвана обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения подростка в жизнь общества, а также развитие его творческих качеств, воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали.

Общее среднее школьное образование осуществляется в X - XI классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и завершается сдачей экзаменов и получением аттестата об общем среднем образовании. В общей средней школе завершается общеобразовательная подготовка учащихся на таком уровне знаний, умений и навыков, который свидетельствует о формировании полноправного и ответственного гражданина, готового к жизни и деятельности в системе общественных, семейных и производственных отношений.

Образовательные учреждения представляют собой учреждения, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс на основании определенной образовательной программы. Выделяют следующие типы образовательных учреждений:
Гимназия - учебное заведение системы общего среднего образования, которое обеспечивает реализацию государственных требований к образованию в соединении с повышенным уровнем обучения, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учеников.
Колледж является учебным заведением в системе непрерывного профессионального образования, обеспечивающим углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим.

В примерном положении о лицейских классах указано, что они создаются с целью «более полного удовлетворения образовательных запросов молодёжи, создания благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала личности и целенаправленной подготовки наиболее способных учеников для продолжения обучения в высших учебных заведениях в соответствии с их профессиональными интересами».

К учебным заведениям нового типа относятся: гимназия, колледж, лицей и высшее профессиональное училище.

Высшее профессиональное училище обеспечивает углублении профессионально-техническое образование, интегрированное со средним специальным.

Через введение в систему образования учебных заведений нового типа «создаются предпосылки для реформирования образования, а главное, закладываются реальные социально-культурные условия формирования современного цивилизованного человека».

Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.

Как функционирует

Российская система образования - это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

I. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

· дошкольные;

· начальные;

· основные;

· средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

· средние профессиональные;

· высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);

· послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

· в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);

· внутрисемейное;

· самообразование;

· экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

II. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение - это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

· Первое звено - дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).

· Второе звено - общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.

· Третье звено - среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).

· Четвертое звено - высшее образование (университеты, институты, академии).

· Пятое звено - послевузовское образование(аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

· государственными (регионального и федерального подчинения);

· муниципальными;

· негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

· дошкольные;

· общеобразовательные;

· начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;

· военного высшего профобразования;

· дополнительного образования;

· специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.

Структура

Учреждения - главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.

Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

· государственное,

· дополнительное,

· самообразование.

Компоненты

Программы образования в педагогической системе РФ - это целостные документы, разработанные с учетом:

· ФГОС, на которые приходится более 70% содержания образовательных программ;

· национально-региональных запросов.

ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты - содержат требования, соблюдение которых обязательно для учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

· укрепление и расширение материальной основы профобразования;

· создание на предприятиях центров практики;

· привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;

· повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Нормативные документы

Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, - это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:

1. Конституция РФ.

2. Целевая программа развития образования.

3. Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».

4. Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».

5. Примерные положения об организации учебного процесса.

6. Концепция модернизации системы образования в России.

7. Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».

8. Типовые положения о дополнительном обучении.

В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: