Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования




1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.

4. Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

 

Статья 95. Независимая оценка качества образования

 

1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

2. Независимая оценка качества образования включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи (далее - организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).

4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети "Интернет" информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.

5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.

 

Независимая оценка качества подготовки обучающихся

1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

2. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

3. Независимая оценка качества подготовки обучающихся осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.

 

Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательная деятельность организаций), осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.

2. В целях создания условий для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (далее - общественные организации) формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций и утверждает положение о нем;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, с участием общественных организаций формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, и утверждают положение о них;

3) органы местного самоуправления с участием общественных организаций вправе формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территориях муниципальных образований, и утверждать положение о них.

3. По решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или органов местного самоуправления функции общественного совета по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций могут быть возложены на существующие при этих органах общественные советы. В таких случаях общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций не создаются.

4. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

5. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с предварительным обсуждением на общественном совете.

6. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, организуемая общественными советами по ее проведению, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

7. Общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций:

1) определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится независимая оценка, предусмотренная настоящей статьей;

2) формируют предложения для разработки технического задания для организации, которая осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве образовательной деятельности организаций (далее - оператор), принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления с оператором;

3) устанавливают при необходимости критерии оценки качества образовательной деятельности организаций (дополнительно к установленным настоящей статьей общим критериям);

4) проводят независимую оценку качества образовательной деятельности организаций с учетом информации, представленной оператором;

5) представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, а также предложения об улучшении их деятельности.

8. Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве образовательной деятельности организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении оператора, ответственного за проведение независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, а также при необходимости предоставляют оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).

9. Общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав указанного общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети "Интернет".

10. Информация о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций размещается соответственно:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет";

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет".

11. Состав информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций.

13. Контроль за соблюдением процедур проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Цели и функция мониторинга. Под мониторингом следует по­нимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образо­вания достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процес­сов и результатов образования нормативным требованиям, про­исходящих переменах и прогнозируемых тенденциях. Иначе гово­ря, мониторинг — это стандартизированное наблюдение за обра­зовательным процессом и его результатами, позволяющее созда­вать историю состояния объекта во времени, количественно оце­нивать изменение субъектов обучения и образовательной систе­мы, определять и прогнозировать направления их развития. Ос­новная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования [20].

К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей ка­чества образования, инструментарий, базы данных для накопле­ния информации, методики анализа, переработки и интерпрета­ции информации, программно-инструментальные средства обра­ботки данных. Ведущими функциями мониторинга в об­разовании являются: информационная, диагностическая, сравни­тельная и прогностическая. Основная сфера практическо­го применения мониторинга — информационное обес­печение управления качеством образования, осуществляемого раз­личными методами, в том числе и прямым административнымвмешательством.

Информация, накапливаемая в системе мониторинга, может использоваться для идентификации проблем в обучении, связан­ных с недостатками в методах преподавания, искажениями в про­порциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебни­ков и др. Она помогает оценивать последствия инноваций в обра­зовании, осуществляемых в государстве, регионе, районе или внут­ри отдельной школы. Данные мониторинга мотивируют руководство школ и преподавателей к улучшению своей деятельности и способствуют повышению ответственности за результаты учебно­го процесса.

Достоинства и недостатки мониторинга. Совокупность показателей мониторинга всегда согласована с наиболее общими тен­денциями в образовании, выработанными правительством стра­ны и другими органами управления образованием. Сбор обшир­ного количества данных и накопление описательной (дескрип­тивной) статистики не только важны для образования, но и име­ют политический смысл.

Статистика, описывающая состояние системы образования, может использоваться для демонстрации потребности в образова­тельных реформах, служить доказательством плохой работы пре­дыдущего управленческого состава в образовании или показывать преимущества проводимых в государстве реформ. Некоторые кри­тики систем мониторинга утверждают, что аналитики специаль­но выбирают для сообщения нужную информацию, которая за­висит от политических целей в образовании и способствует уси­лению централизованного контроля со стороны органов управле­ния образованием за результатами обучения.

Манипулирование данными мониторинга становится затруднительным, если они сравниваются с некоторыми стандартными количественными критериями или нормами выполнения тестов, установленными на уровне школы, района или региона. Подоб­ное сопоставление будет давать обоснованные результаты при ус­ловии статистической коррекции данных мониторинга с учетом дополнительных факторов, выравнивающих показатели каждой школы относительно средних показателей по району.

Мониторинг позволяет решать многие повседневные задачи диагностического характера. Данные, накапливаемые в школьном мониторинге, помогают выявить систематические трудности в усвоении отдельных разделов дисциплин, оценить эффективность инновационных методов работы учителей, диагностировать при­чины неудач отдельных учащихся, обоснованно связав их с предметными, социально-экономическими или другими факто­рами. В целом школьная система мониторинга обеспечивает об­ратную связь, позволяющую судить о сильных и слабых аспектах системы обучения.

Условия эффективного проведения мониторинга. Специалисты по мониторингу выделяют ряд условий его эффективности, среди которых:

- использование системного подхода, обеспечивающего слажен­ную работу механизма по сбору; обработке, анализу и интерпре­таций -информации;

- сочетание количественных и качественных методов измере­ния в мониторинге; - репрезентативная совокупность показателей мониторинга, учет различных, в том числе и косвенно влияющих на результаты обучения, факторов;

- корректная интерпретация данных мониторинга с учетом различных влияний и связей между показателями;

- репрезентативность выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в мониторинге;

- привлечение к проведению, мониторинга квалифицирован­ных специалистов и преподавателей школ;

- использование качественного инструментария и современ­ного программного обеспечения для обработки и анализа данных мониторинга;

- методическая и финансовая помощь со стороны органов уп­равления образованием разного уровня.

Виды мониторинга

Классификация видов мониторинга. В основу классификации видов мониторинга могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: цели проведения мониторинга; его ос­новные функции; область применения данных; инструментарий; модель или технология проведения мониторинга и др.

Чаще всего классификация видов мониторинга проводится в соответствии с его основными функциями: информационной, диагностической, сравнительной и прогностической.

Информационный мониторинг. Проведение информационного мониторинга нацелено на сбор, накопление, анализ, структури­зацию и интерпретацию данных по выделенной совокупности показателей при условии, что анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер. Отличитель­ной чертой информационного, мониторинга является отсутствие анализа эффектов связи и взаимного влияния показателей, сопо­ставления результатов мониторинга на различных уровнях управ­ления качеством образования, выявления тенденций в образова­нии и прогнозирования их влияния на качество образования.

В рамках информационного мониторинга анализ направлен, на выявление степени согласованности данных с некоторыми нор­мами и стандартами. Например, анализ данных мониторинга ат­тестационного тестирования выпускников школ нацелен на уста­новление соответствия учебных достижений выпускников требо­ваниям ГОС [36; 50]. При анализе таких данных следует принимать во внимание средние размеры классов по школам внутри района, количество учащихся, приходящихся на одного преподавателя в школе, ежегодные расходы на учебные материалы, размер биб­лиотечных фондов, данные о квалификации преподавателей в школах, число сотрудников вспомогательного состава и т.д. Эти и другие данные в усредненном виде могут быть отнесены к некото­рым районным или областным стандартам школьного образова­ния.

Диагностический мониторинг. Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как справляются с различ­ными темами или разделами учебного плана большинство уча­щихся. Диагностический мониторинг может проводиться на раз­личных уровнях. Преподаватели выявляют проблемы усвоения учеб­ного материала и осуществляют деятельность по диагностическо­му мониторингу на уровне класса. В районе диагностические сис­темы мониторинга нацелены на определение отдельных слабо ус­военных умений и навыков;

Сбор данных для диагностического мониторинга обычно про­водится с помощью педагогических измерений. В качестве основ­ного инструментария используются корректирующие критериаль­но-ориентированные тесты, которые сопровождаются диагности­ческими тестами для установления причин пробелов в усвоении учебного материала.

В диагностическом мониторинге не учитываются входные ха­рактеристики учащихся, поскольку главная его цель состоит в том, чтобы идентифицировать сильные и слабые стороны в учебных достижениях и образовательной деятельности независимо от ха­рактеристик учащихся и их возможностей усвоения материала. По­этому данные диагностического мониторинга не используют для проведения сравнений между школами или районами.

Сравнительный мониторинг. Сравнительный мониторинг отли­чается от других видов мониторинга специфическим анализом данных, который направлен на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей для регионов, областей, районов, школ, отдельных преподавателей и других участников образовательной деятельности. Сравнения проводятся либо по вер­тикали (территории, регионы, образовательные учреждения), либо по горизонтали (рейтинг школьников, рейтинг территорий и т.д.) на основе анализа количественных оценок по одинаковым пока­зателям и с учетом различных факторов, смещающих оценки. По результатам сравнительного мониторинга обычно принимаются административные решения.

При проведении сравнений особое значение имеет анализ свя­зей между показателями и их взаимного влияния. Необходимы до­казательства достаточной полноты совокупности показателей, ис­пользуемой в сравнительном мониторинге, и репрезентативности выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в проведении мониторинга. Специфика анализа данных в сравни­тельном мониторинге и особая ответственность за его результаты вынуждают предъявлять повышенные требования к качеству инструментария, его надежности и валидности. В сравнительном мо­ниторинге обычно используют количественные шкалы, стандар­тизированные тесты учебных достижений и профессионально раз­работанные анкеты для сбора дополнительной информации о факторах, находящихся вне деятельности школ, но существенно влияющих на результаты их образовательной деятельности.

Проведение сравнительного мониторинга нередко включает измерения входных данных и итоговых результатов обучения, по­скольку многие из них значимо влияют на итоговые учебные дос­тижения учащихся. Хотя возможности мониторинга этого вида у многих учителей вызывают сомнения и часто являются предме­том критики, мировой опыт свидетельствует о том, что сравни­тельный мониторинг приводит к явным позитивным следствиям. Межшкольные, межрайонные или межрегиональные сравнения стимулируют соревнование и мотивируют педагогов к улучшению образовательного процесса.

В сравнительном мониторинге обычно используют норматив­но-ориентированные тесты учебных достижений, стандартизиро­ванные на представительных выборках в масштабах всей страны или региона. Таким образом, средние оценки по школам или рай­онам могут быть сопоставлены с региональными и национальны­ми нормами. Наибольшие трудности при проведении сравнитель­ного мониторинга связаны со сбором дополнительной информа­ции по ряду показателей, находящихся вне сферы влияния школ, но требующих учета при проведении межшкольных, межрайон­ных и других сравнений. Выбор этих показателей должен учиты­вать социальные и экономические особенности региона или рай­она, организационные механизмы формирования состава школ и другие факторы, влияющие на качество образования.

Прогностический мониторинг. Прогностический мониторинг предназначен для выявления и предсказания позитивных и нега­тивных тенденций в развитии образовательных систем. Он очень важен для решения управленческих задач в образовании, связан­ных с формированием социального заказа и соответствующих по­тенциалу системы образования. Роль прогностического монито­ринга в условиях реформирования российского образования не­уклонно возрастает в силу изменений, происходящих в характере управленческих решений на разных уровнях иерархии [5]. Если раньше приоритет принадлежал оперативным управленческим ре­шениям, направленным на текущее функционирование образо­вательных структур, то сейчас на первый план нередко выходят стратегические решения, нацеленные на развитие системы обра­зования.

Опыт реформирования в образовании показал, что стратеги­ческие решения зачастую приходится принимать в условиях от­сутствия необходимой информации, в результате не учитываются все возможные последствия проводимых нововведений и преоб­разований. Примером тому может служить предоставление обра­зовательным учреждениям права на оказание платных (услуг, которое, с одной стороны, сыграло положительную роль а с дру­гой — имело негативные, неучтенные последствия. В частности оно способствовало коммерциализации общего образования, рас­ширению практики использования денежных, средств родителей.

При наличии необходимых информационных условий для раз­работки стратегии на основе анализа внутрисистемных и межсис­темных противоречий можно предвидеть многие негативные последствия реформаторства и принять упреждающие меры на мо­мент осуществления нововведений. Стратегические управленчес­кие решения, направленные на развитие системы образования, должны основываться на вероятностной оценке тенденций в об­разовании, которые следует получать с помощью прогностичес­кого мониторинга. Для прогноза обычно широко используются методы регрессионного анализа и другие математико-статистические методы.

Рассмотренные виды мониторинга редко встречаются в прак­тике образования в чистом виде. Их выделение имеет смысл для описания требований к проведению, обеспечивающих корректность сбора, анализа и интерпретации данных. Как правило, в образовании проводят комплексный мониторинг, сочетающий в различных пропорциях перечисленные выше виды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: