Обращение Корнилия. Распространение христианства в Иудее, Самарии, Антиохии




Обращение язычников. Общая для вышеуказанных тем – есть тема принятия язычников в Церковь Христову. Примеры обращения язычников имелись еще в Ветхом Завете. Обращенные входили в состав Церкви посредством обрезания и под условием хранения всего закона Моисеева. Древние пророки говорили о некоем будущем великом обращении иноплеменников (Ис.56,6; Амос.9,12), но каким образом это будет происходить – никто не предполагал…

Исторические причины распространения проповеди. Убийство Стефана явилось началом великого гонения на Церковь Христову, вследствие чего все, кроме апостолов бежали в другие города Иудеи и Самарии. Таким образом члены Иерусалимской Церкви, проходя по Палестине, пронесли благовестие веры Христовой даже до Финикии, Кипра и Антиохии.

Филипп благовестник. Один из семи диаконов, именем Филипп, направляясь домой в Кесарию, проходил через Самарию, где проповедовал учение Христово.

В свое время Христос, невзирая на успех Своей беседы с самарянкой, не только не посылал Своих учеников в Самарию, но даже возбранял им входить в пределы земли самарянской (Мф.10,5).

Проповедь Филиппа сопровождалась чудесами изгнания злых духов, исцелений расслабленных и хромых, а также всеобщей радостью (Деян. 8,6-8). Самаряне во множестве принимали крещение; крестился и Симон-вохв, хотя из нечистых, плотских, и корыстных побуждений.

Когда весть о крещении самарян достигла Иерусалима, оттуда были посланы первенствующие апостолы Петр и Иоанн для того, чтобы дополнить это крещение возложением рук, что являлось прообразованием будущего таинства миропомазания. По всей видимости, Филипп не имел дарования сообщать Духа Святаго новокрещеным, т.к. был диаконом.

Обращение эфиопского евнуха. Дальнейшее благовестие Филиппа связано с обращением и крещением эфиопского евнуха на пути из Иерусалима в Газу (Деян.8,26-40). Таким образом (а) в лице самарян и евнуха в Церковь вошли первые не-иудеи, и (б) в лице евнуха был принят не только иноплеменник-прозелит, но и скопец, каковым по закону был закрыт доступ в общество Господне (Втор.23,1).

Дальнейшее распространения благовестия в Иудее. Дееписатель сообщает о многочисленных церквях по всей Иудее, Галилее и Самарии, которые после обращения Савла пребывали в покое, утешении от Св. Духа и значительно умножались (Деян.9,31).

В подтверждение сказанного приводится пример, когда ап. Петр, “обходя всех, пришел к святым” в иудейские селения Лиддию и Иоппию.

Чудесное исцеление расслабленного Энея в Лидде и воскрешение праведной Тавифы в Иоппии явилось причиной обращения ко Господу многих жителей Саронской равнины – густонаселенной полосы земли от Кесарии Стратоновой до Иоппии.

 

Греческое имя Энея дает основание заключить, что он был еллинист, а Тавифа прямо названа “ученицей”, т.е. состояла уже в сложившейся христианской общине.

После этого Петр пробыл “довольно дней” у некоего Симона-усмаря, т.е. кожевника, вероятно христианина, ибо это ремесло у раввинов считалось нечистым.

Крещение Корнилия. Особое внимание дееписатель уделяет рассказу об обращении некоего Корнилия – сотника Италийского полка, расквартированного в Кесарии Палестинской. Он не был даже иудейским прозелитом, а просто язычником, осознавшим ложь язычества и чтившим Истинного Бога, что выражалось в благочестии, молитвах и милостынях. Во время молитвы ему явился ангел и повелел послать в Иоппию за ап. Петром, чтобы тот преподал Корнилию учение о спасении. Корнилий тотчас исполнил повеление и послал двух слуг и воина за Петром.

Откровение Петру. В то время как посланные приближались к дому Симона-усмаря, Петр также удостоился особого видения: около 6-го часа он молился на кровле дома и в состоянии “исступления” увидел отверстое небо и из него опускающееся как бы большое полотно, привязанное за четыре угла, в котором находились всякие животные, пресмыкающиеся и птицы. Голос с неба повелел Петру вкусить любого животного не разделяя на чистых и нечистых. На возражение Петра был утвердительный ответ: “что Бог очистил, того ты не почитай нечистым”. Вскоре открылись цель и смысл этого видения. Животные в полотне символически обозначали собой все человечество: чистые животные – евреев, а нечистые – язычников, которых Бог очистил крестной смертью Христа Спасителя. Теперь для вхождения в Церковь Христову нет различия на иудеев и язычников, и не требуется исполнения внешних иудейских обрядов и установлений. Таким образом этим видением открылась новая эпоха в истории первохристианской Церкви – эпоха призвания язычества в христианство без посредства иудейства.

Проповедь в доме Корнилия. Петр правильно понял смысл видения и на следующий день прибыл в Кесарию, вошел в дом неверного иноплеменника, где его дожидалась группа язычников, готовых принять христианское учение (родственники и друзья Корнилия). Апостол произнес проповедь о Христе, в которой заявил о принятии в Царство Божие добродетельных людей из всех народов без различия, кратко изобразил жизнь Христа до смерти и по воскресении, подкрепил свои слова ссылкой на пророчества о спасении всех во Христе (Деян.10,34-43).

Сошествие Св. Духа на некрещеных. В это время произошло уникальное в апостольской истории явление: все слушавшие язычники, еще не принявшие крещения и возложения рук апостола, исполнились Духа Святого. “Петр еще не успел окончить речи, и крещение еще не совершилось…, но так как они приняли начало учения и уверовали…, то и сошел Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками… Зачем же так устраивается это дело? Для иудеев, т.к. они весьма ненавистно смотрели на это…” (Златоуст). Апостол Петр повелел креститься водою всем, приявшим Духа Святого без всяких иудейских обрядовых установлений, доложил об этом апостолам и братьям в Иерусалиме и получил от них одобрение (Деян.11,4-7). Таким образом, после обращения Корнилия стало безусловным принятие язычников в Церковь Христову, т.к. это было открыто и указано Свыше и утверждено Иерусалимским апостольским центром.

Смысл крещения. Следует также особо отметить, что вопроса об обрезании Корнилия не стоял. Это был единичный случай и поднимать иудейскую проблему ради одного Корнилия никто не собирался. Смысл принятия в Церковь Корнилия состоит в создании прецедента принятия язычника.

Распространение благовестия в Антиохии. После того, как повсюду распространилась весть об обращении сотника Корнилия, кипряне и киринейцы открыто благовествовали еллинам в Антиохии.

Антиохия. Это был в то время один из главных пунктов языческой цивилизации: древняя резиденция сирийских царей, средоточие плодородной страны, она со своими зданиями, народонаселением, торговлей, любовью к наукам и искусству представлялась третьей столицей Римской империи. Антиохия стала еще и крупнейшим центром христианства (Деян.11,21).

Руководство Антиохийской общиной. Иерусалимская Церковь получив известия об успешной проповеди в Антиохии поручила ап. Варнаве (тоже кипрянину) руководство новой христианской общиной. Его деятельность имела успех: “похвалив и одобрив народ, он, вероятно, обратил этим еще больше…”(Златоуст). Варнава отправился в близлежащий Тарс и призвал с собой Павла, который Духом предназначен был быть апостолом язычников.

Название “христиане”. Они целый год трудились вместе и ежедневно увеличивали число своих учеников, которые “в первый раз стали называться христианами”(Деян.11,26). До сих пор они назывались “учениками”, “братиями”, “святыми”. Существует мнение, что это название дано верующим антиохийскими язычниками. Важно, что под новым названием объединились и язычники и иудеи, и что христианство уже настолько отделило себя от иудейства и отождествилось со Христом, что от Него взяло название для своих последователей.

Связь с Иерусалимом. Между Иерусалимским центром и Антиохийской общиной установилось братское общение: так Дееписатель говорит о пророках, приходивших из Иерусалима в Антиохию, упоминает Агава, предрекшего наступление голода (Деян.11,27-28). Этот голод действительно произошел при кесаре Клавдии в 40-х –50-х годах по Р.Х.. Тогда богатая Антиохийская община решила послать милостыню христианам в Иудее.

Пособие было послано “пресвитерам” через Варнаву и Савла. Здесь впервые употреблен термин пресвитер, вероятно в значении уполномоченного апостольской властью руководителя, предстоятеля, учителя и совершителя таинств.

В Иерусалим из Антиохии были посланы Павел и Варнава для обсуждения иудейской проблемы.

КОНЕЦ И БОГУ СЛАВА!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: