Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова




Говорят, что Лермонтов предсказал революцию и гражданскую войну в России начала двадцатого века. Такое пророчество кажется невероятным! На этом уроке мы поговорим о самом знаменитом пророчестве Лермонтова. Порассуждаем о том, каким видел своё поколение Михаил Юрьевич Лермонтов. Узнаем, в чём своеобразие лермонтовского отношения к Родине. Выделим основные черты характера лирического героя Лермонтова.

Сегодня на уроке мы:

· поговорим о самом знаменитом пророчестве Лермонтова;

· порассуждаем о том, каким видел своё поколение Михаил Юрьевич Лермонтов;

· узнаем, в чём своеобразие лермонтовского отношения к Родине;

· выделим основные черты характера лирического героя Лермонтова.

Когда говорят о пророческом характере поэзии Лермонтова, сразу же вспоминают эти строки:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь.

Стихотворение «Предсказанье» Лермонтов написал в 1830 году. Поэту тогда ещё не исполнилось и 16 лет. Сейчас говорят, что Лермонтов предсказал революцию и гражданскую войну в России начала XX века. Такое пророчество кажется невероятным! Но давайте посмотрим, в какой атмосфере поэт писал эти строки.

В 1830 году по России прокатилась эпидемия холеры, в южных губерниях вспыхивали холерные бунты. Во время такого бунта толпа людей растерзала Николая Алексеевича Столыпина, губернатора города Севастополя. Столыпин был младшим братом бабушки Лермонтова.

Так что трагические события не обошли семью поэта. Бунтовал народ не только в России. В это же время бушевали восстания в Великобритании и Польше. Францию и Бельгию охватил пожар революции. Неудивительно, что будущее России казалось мрачным.

В первой части стихотворения мы видим жуткие картины будущего: беззаконие, голод, чуму, гибель невинных людей. Чтобы создать у читателя ощущение катастрофы, Лермонтов использует градацию и цветопись. Цвета стихотворения – красный и чёрный: чёрный год, чернь, кровь и «зарево окрасит волны рек». Градацию усиливают повторы:

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сёл

Вторая часть стихотворения посвящена «мощному человеку», который возглавит революцию.

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешьи поймешь,

Зачем в руке его булатный нож…

Станет ли этот человек спасителем России от гнёта царской власти? Нет. Он разрушитель, который принесёт только беды. Жизнь людей ему безразлична.

И горе для тебя!Твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

В образе «мощного человека» из этого стихотворения литературоведы видят Наполеона. Это подтверждается стихотворением «Наполеон», которое Лермонтов написал в том же году. Там есть такие строки:

Он не живой. Но также не мечта:

Сей острый взгляд с возвышенным челом

И две руки, сложенные крестом.

Эти же строки помогут нам понять, почему в примечании к «Предсказанью» Лермонтов написал «Это мечта». Конечно, поэт не мечтал о таком будущем для России. У слова «мечта» было и другое значение – «видение». Можно ли назвать Лермонтова патриотом? Конечно, можно. О его патриотизме говорит и поэма «Бородино», и лирическое стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», и множество других произведений. Но тему Родины в творчестве Лермонтова называют своеобразной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к стихотворению «Родина», которое было создано в 1841 году.

На «странность» своей любви к Родине поэт сам указывает в первых же строках стихотворения:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

То, чем принято гордиться патриоту, не вызывает у лирического героя отклика в душе. Он признаёт величие воинской славы, политическую силу и древнюю историю родной страны. Но любит её совсем не за это. А за что?

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Любовь к Родине для поэта – это любовь к природе и, что важно, любовь к людям, которая обычно теряется за пафосом казённого патриотизма. Поэт разделяет понятия родины и государства. Государство любить невозможно, можно только восхищаться его историей и достижениями. Искреннюю, тёплую любовь в душе пробуждают знакомые с детства места:

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Композиция стихотворения двухчастная. Во второй части необычный стихотворный размер. Если первые 14 строк написаны шестистопным ямбом, то дальше длина строк меняется. Такая неровность создаёт ощущение волнения, спонтанной задушевной беседы, будто лирический герой изливает читателю душу. Меняется и художественное пространство. Поэт постепенно движется от большого к малому, от общего к частному. Безбрежные леса и «разливы рек, подобные морям» сменяются ночными огнями деревень, одиноким обозом в степи, соломенной крышей и резными ставенками крестьянской избы.

Мы видим, что Лермонтов противопоставляет любовь к Родине пустому патриотическому пафосу. Истинную гармонию человек обретает среди родной природы, принимая сердцем и величие, и бедность своей земли:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Михаила Юрьевича Лермонтова не зря называют противоречивой личностью. В его творчестве есть и полное лирической красоты стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», и наполненные язвительной горечью стихи «Прощай, немытая Россия».

Хотя некоторые исследователи уверены, что «Прощай, немытая Россия» – поздняя подделка, написанная как пародия на стихотворение «Прощай, свободная стихия» Пушкина. Во-первых, не было найдено оригинальной рукописи стихотворения. А во-вторых, первое упоминание о нём появилось только спустя 32 года после гибели поэта. В-третьих, издатель в разное время называл эти стихи и списанными с подлинника, и записанными со слов поэта.

Но оставим эти гипотезы и вернёмся к теме любви к Родине. Любовь эта подразумевает и любовь к людям. В стихотворении «Родина» поэт почти ласково пишет о пьяных мужичках. Но при этом Лермонтов неустанно клеймит высший свет. Откуда такое противоречие?

Крестьянство для него – это часть естественного, природного образа Родины. Крестьяне живут простой жизнью, они близки к природе. Их жизнь тяжела, но кто виноват в этом? Дворяне, люди из сословия, к которому принадлежит сам поэт. То есть, тот самый высший свет, в чьих руках находится судьба России.

В стихотворении «Дума» противоречивость лирического героя Лермонтова достигает апогея. Исследователи даже не могут сойтись на том, к какому жанру отнести эти философские раздумья поэта. «Думу» считают и элегией, и сатирой, и сочетанием этих двух жанров. Действительно, здесь есть элементы философской и гражданской лирики. Но художественное пространство здесь элегическое. Это внутренний мир лирического героя, его эмоции и мысли. И для гражданской или философской лирики «Дума» слишком эмоциональна. Эмоции выражаются не только словами, такими как «томит», «позорно малодушны», «осиротелый» и так далее. Поэт словно сбивается от волнения, нарушает стройность стихов, рифмуя между собой разные части речи. Например, «не шевелят – клад».

Критик Степан Шевырёв назвал стихотворение «Дума» «ужасной эпитафией всему молодому поколению».

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущееиль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

«Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!..» – писал про «Думу» Виссарион Григорьевич Белинский.

Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения? Это совсем молодой человек, но при этом уже разочаровавшийся во всём и уставший от жизни. Его душа заражена равнодушием, которое он называет «постыдным».

Характерно, что в первом четверостишии лирический герой отделяет себя от своего поколения, но уже в пятой строке эта граница исчезает:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Это настойчивое «мы» указывает, что лирический герой осознаёт себя частью бесплодного поколения, героем своего времени.

Его поколение бездействует. Фактически, оно духовно мертво. Поэтому молодёжь не способна ни на гражданские подвиги, ни на борьбу, ни даже на праздное веселье.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Есть ли у этого поколения надежда? Лирический герой уверен в том, что его поколение потеряно.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Композиция стихотворения кольцевая. Она подчёркивает безысходное отчаяние лирического героя. Начало стихотворения — это взгляд из настоящего, середина – обращение к прошлому, а финал звучит, как приговор из уст потомков.

Мы уже изучали любовную лирику поэта, философскую и гражданскую. Следили за тем, как меняется мировоззрение поэта.

Что же мы можем сказать о характере лирического героя Лермонтова?

Это романтический герой, тяготеющий к английскому байроническому типу. Он одинок даже посреди людской толпы. Жизнь для него – путь страдания, а любовь всегда трагична и безнадёжна. Лирический герой Лермонтова разочарован несовершенством мира и полон внутренних противоречий. Он находится в вечном конфликте с окружающим миром. Гармонию лирический герой Лермонтова обретает только на короткое время, когда находится на лоне природы или обращается к воспоминаниям о былом.

Поэт Андрей Дмитриевич Дементьев оставил о Лермонтове такие строки:

«В наш век людского озлобления и глобальной бездуховности Лермонтов с его вдохновенным порывом к чистоте и мужеству, с его исповедальной болью и доверчивостью поднимает в нас то лучшее, что дает возможность душе держаться «на плаву» в море мещанства, жестокости и пошлости. Онкак парус, который уносит нас в прозрачные воды милосердия, доброты, любви и печали. Мы очищаемся его великим словом. И культура народа невозможна без творчества Лермонтова, как невозможно физическое здоровье без чистого воздуха, чистой воды и солнца».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: