Эдвард Бернетт Тайлор (1832-1917)




Политика и религия

Науки изучающие религию

Религиоведение наука о религии, особая разновидность гуманитарного знания, изучающая религиозное поведениечеловека, его отношение к Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное илисакральное. Религиоведение исследует как внешние (социокультурные), так и внутренние (психологические)факты религиозного поведения людей. Религиоведение рассматривает предмет, на котором скрещиваются интересы теологии, философии и многих других наук.

Религиоведение представляет собой комплекс общественных наук, объектом изучения которой является религия. Каждая из этих научных дисциплин, исходя из специфики своего предмета, рассматривает ту или другую сторону этого сложного явления, что позволяет в рамках религиоведения представить его целостную картину. Таким образом, следует подчеркнуть, что объект и предмет религиоведения совпадают: это - закономерности становления и развития религии, ее роль в жизни общества и индивида.

К структуре религиоведения в первую очередь входят такие науки:

  • Философия религии, что изучает общее назначение религии, наиболее общие закономерности возникновения и развития, роль в становлении цивилизации, того или иного типа человеческой общности.
  • Социология религии, что изучает роль и функции религии в жизни того или иного общества, взаимосвязь и взаимное влияние религии, различных социальных институтов, общественных процессов и т.д.
  • Психология религии, что изучает взаимосвязь и взаимозависимость религии и психического, внутреннего, эмоционального мира личности или общественной группы.
  • Политология религии, что изучает взаимное влияние политики и религии, ее взаимоотношения с различными политическими институтами.
  • История религии, изучающая развитие этого явления во времени, или религию и связанные с ней процессы на определенном историческом этапе.
  • География религии, изучающая развитие религии в пространстве, распространения тех или иных религий в разных регионах.

Среди наук, изучающих религию, следует назвать также культурологию и правоведение, которые рассматривают взаимосвязь культуры и религии, а также правовую базу функционирования религиозных организаций и различных культов.

Следует подчеркнуть, что религиоведческая проблематика может изучаться и другими науками. Говоря о методах религиоведения, отметим, что они совпадают с методами других наук. Это, прежде всего, единство исторического и теоретического подходов в изучении религии, а также весь арсенал методов, которые используют современные науки.Речь здесь идет о теоретических методах, как и философских (например, диалектико - материалистический метод), так и общенаучные (индукция, дедукция, сравнительный метод.Вместе с тем в религиоведении активно используются и практические, эмпирические методы (социологические исследования).

Категориальный аппарат религиоведения в значительной мере совпадает с категориями тех наук, которые входят в его структуру. Категории религиоведения отражают те или иные стороны функционирования религии, компоненты ее структуры, широко используют термины из религиозного лексикона: наименование религий, обрядов и т. д. Как пример, можно назвать такие категории религиоведения: «религия», «культ», «церковь», «конфессия».

Религиоведение изучает закономерностистановления, функционирования, развития религии и религиозной жизни.

Религиоведение распологает своими функциями. Эти функции таковы: познавательная, теоретико-методологическая, практическая, прогнозирующая, воспитательная, которая, в частности, предусматривает формирование веротерпимости, межконфессиональной толерантности.

Основные принципы религиоведения - это научность, объективность, историзм, деидеологизация и политкорректность.

Особенно надо акцентировать внимание на различиях религиоведения и теологии, которые отличаются целями (в религиоведения она информативна, познавательная, а в теологии - просветительская, пропагандистская), основами преподавания (основа религиоведения - научные исследования, а основа теологии - религиозные догматы), а также по содержанию и форме подачи материала.

Религиоведы

Фридрих Макс Мюллер (1823-1900)

Фридрих Макс Мюллер, которого часто называют отцом сравнительного религиоведения, родился в семье немецкого поэта-романтика. Учился он в Лейпциге и Париже, где и начал свою первую крупную работу - монументальное издание санскритского текста "Ригведа", опубликованного в четырех томах в период с 1849 по 1862 год. В 1846 году Мюллер переехал в Англию и провел там (в Оксфорде) большую часть своей жизни, став в 1868 году профессором сравнительного языкознания. Мюллер был плодовитым автором. К его более поздним книгам относятся: "Сравнительная мифология" (1856), "Введение в науку религиоведения" (1873), 'Индия, чему она может нас научить?" (1883). Среди его работ следует также отметить три серии гиффордских лекций и два тома воспоминаний. Благодаря ему была издана 50-томная серия "Священные книги Востока", до сих пор являющаяся бесценным источником для изучения религии.

Мюллер был первым, кто предложил вниманию англо говорящего общества работы о религиях остального мира. Он истолковал западному человеку суть древних и современных религий Индии живым, пусть порою и необычным причудливым способом. Однако его теории о том, что религия возникла вследствие персонификации природных явлений, позднее были полностью вытеснены другими.

Эдвард Бернетт Тайлор (1832-1917)

В начальный период своего развития сравнительное религиоведение занималось преимущественно происхождением и эволюцией религии как универсального, всеобще-человеческого явления. Э. Б. Тайлор, ставший в 1896 году первым в Великобритании профессором антропологии, ввел в обиход в 1860-х годах термин "анимизм" - для описания того, что он считал самой ранней стадией в эволюционном процессе религии - простой "веры в души и духов". Результатом проведенных Тайлором в Мексике исследований стала его первая книга - "Анагуак" (1861). Впоследствии он опубликовал "Исследования по ранней истории человечества" (1865) и свою самую важную работу - "Примитивная культура" (1871), в которой ясно излагается теория "анимизма". Если вкратце, то сущность ее заключается в том, что опыт сновидений и состояний транса привел раннее человечество сначала к вере в отдельную "душу" (anima) в людях, затем к вере вдухов - в души, живущие после смерти людей в растениях, животных, в атмосфере и т.д. Из этой веры в души и духов и развивалась, в конечном счете, вера в богов.

Уильям Джеймс (1842-1910)

Уильям Джеймс, брат американского романиста Генри Джеймса, выступил на рубеже XIX и XX веков популяризатором нового ответвления науки - психологии религии. Его книга "Многообразие религиозного опыта" (1902) является классической и по-прежнему широко читается сегодня. Получив медицинское образование в 1870-х годах в Гарварде, Джеймс преподавал как физиологию, так и психологию (1870-е годы, Гарвард). В 1890 году он опубликовал знаменитый учебник "Принципы психологии". Большинство его книг, в том числе "Зависимость веры от воли" (1896), "Прагматизм" (1907), "Человеческое бессмертие" (1908) вначале представляли собою курсы лекций.

В своем "Многообразии религиозного опыта" он описывает ряд важных отличий между типами религиозного опыта. Самым известным из них является различие между оптимистической религией душевного здоровья, ярко выраженные примеры которой даны христианской наукой, и религией страждущей души, по сути своей пессимистической (традиционный кальвинизм). Джеймс также немало писал о мистицизме и "измененных состояниях сознания" и делал это за много лет до того, как предмет этот стал модным. Он увлекался Э. Сведенборгом, и его собственной религией был неотчетливый теизм, достаточно далекий от ортодоксального христианства. Подход Джеймса к предмету исследования был слишком индивидуалистическим, им фактически ничего не сказано об общих аспектах религии, хотя, следует быть справедливыми, работы его заслуживают внимания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: