Год ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ОБМЕН УГЛЕВОДОВ
ЗАНЯТИЕ 1
Задача 1.
У спортсмена перед ответственными соревнованиями концентрация глюкозы в крови составила 7 ммоль/л. Оцените результат анализа и объясните причину изменения уровня глюкозы в крови по сравнению с нормой. Для этого:
а) укажите концентрацию глюкозы в крови в норме;
б) опишите изменение гормонального статуса у спортсменов в этой ситуации и механизм действия гормона стресса в тканях-мишенях;
в) напишите схему процесса, ускорение которого привело к изменению уровня глюкозы в крови спортсмена.
Задача 2.
Рассчитайте, сколько молекул АТФ и УТФ надо потратить, чтобы включить в состав гранул гликогена 100 молекул глюкозы? Для ответа на вопрос напишите схему синтеза гликогена и укажите реакции, идущие с затратой энергии.
Задача 3
Студенту, попавшему в автомобильную пробку, пришлось совершить 20-минутную пробежку, чтобы не опоздать на лекцию. Опишите механизм, обеспечивающий мышцы глюкозой при физической нагрузке. Для этого:
а) представьте схему метаболического пути обмена гликогена, который ускоряется в мышцах студента;
б) опишите пути регуляции этого процесса в мышцах, представьте соответствующие схемы.
Задача 4
Человек получил с пищей 200г углеводов и затем не принимал пищу в течение суток. Опишите состояние обмена
гликогена у данного человека через 1 час после еды и через 14 часов, написав соответствующие схемы. Объясните регуляцию этих процессов. Укажите отличие в мобилизации гликогена в печени и мышцах.
Задача 5
После предшествующего 5-часового перерыва в приеме пищи, студентка выпила сладкий чай с пирожным. Как изменится обмен углеводов в печени в этой ситуации? При ответе представьте схемы, объясняющие как гормоны «переключают» обмен углеводов в печени при переходе от постабсорбтивного состояния к абсорбтивному
|
Задача 6
Человек совершает срочную физическую работу (например бег от опасности) через 30 минут после обеда, состоящего преимущественно из углеводов. Какой процесс протекает в этой ситуации в скелетных мышцах: синтез гликогена или его распад? Напишите схему выбранного процесса и объясните:
а) какой гормон переключает пути обмена гликогена в описанной ситуации?
б) проиллюстрируйте схемой механизм действия гормона на этот процесс.
Задача 7
Основное значение регуляции скоростей синтеза и распада гликогена в печени заключается в поддержании постоянной концентрации глюкозы в крови. Укажите концентрацию глюкозы в крови в норме. Объясните роль гормонов в регуляции активности ключевых ферментов обмена гликогена. Ответ проиллюстрируйте соответствующими схемами.
Задача 8
Опишите различия в обмене углеводов у двух студентов, один из которых лежит после ужина на диване, другой вместо ужина совершает двадцатиминутную пробежку. Какие процессы преобладают в углеводном обмене у двух студентов в описанной ситуации. Приведите схемы этих метаболических путей.
Задача 9
На экзамене у студента содержание глюкозы в крови оказалось равным 7 ммоль/л. Для объяснения этого результата:
а) укажите содержание глюкозы в крови в норме,
б) укажите уровень какого гормона повышается в крови студента в данной ситуации и опишите механизм действия этого гормона,
|
в) напишите схему процесса, повышение скорости которого приводит к изменению концентрации глюкозы в крови.
ДЛЯ РАЗРЕЗАНИЯ
Задача 1.
У спортсмена перед ответственными соревнованиями концентрация глюкозы в крови составила 7 ммоль/л. Оцените результат анализа и объясните причину изменения уровня глюкозы в крови по сравнению с нормой. Для этого:
а) укажите концентрацию глюкозы в крови в норме;
б) опишите изменение гормонального статуса у спортсменов в этой ситуации и механизм действия гормона стресса в тканях-мишенях;
в) напишите схему процесса, ускорение которого привело к изменению уровня глюкозы в крови спортсмена.
Задача 2.
Рассчитайте, сколько молекул АТФ и УТФ надо потратить, чтобы включить в состав гранул гликогена 100 молекул глюкозы? Для ответа на вопрос напишите схему синтеза гликогена и укажите реакции, идущие с затратой энергии.
Задача 3
Студенту, попавшему в автомобильную пробку, пришлось совершить 20-минутную пробежку, чтобы не опоздать на лекцию. Опишите механизм, обеспечивающий мышцы глюкозой при физической нагрузке. Для этого:
а) представьте схему метаболического пути обмена гликогена, который ускоряется в мышцах студента;
б) опишите пути регуляции этого процесса в мышцах, представьте соответствующие схемы.
Задача 4
Человек получил с пищей 200г углеводов и затем не принимал пищу в течение суток. Опишите состояние обмена
гликогена у данного человека через 1 час после еды и через 14 часов, написав соответствующие схемы. Объясните регуляцию этих процессов. Укажите отличие в мобилизации гликогена в печени и мышцах.
|
Задача 5
После предшествующего 5-часового перерыва в приеме пищи, студентка выпила сладкий чай с пирожным. Как изменится обмен углеводов в печени в этой ситуации? При ответе представьте схемы, объясняющие как гормоны «переключают» обмен углеводов в печени при переходе от постабсорбтивного состояния к абсорбтивному
Задача 6
Человек совершает срочную физическую работу (например бег от опасности) через 30 минут после обеда, состоящего преимущественно из углеводов. Какой процесс протекает в этой ситуации в скелетных мышцах: синтез гликогена или его распад? Напишите схему выбранного процесса и объясните:
а) какой гормон переключает пути обмена гликогена в описанной ситуации?
б) проиллюстрируйте схемой механизм действия гормона на этот процесс.
Задача 7
Основное значение регуляции скоростей синтеза и распада гликогена в печени заключается в поддержании постоянной концентрации глюкозы в крови. Укажите концентрацию глюкозы в крови в норме. Объясните роль гормонов в регуляции активности ключевых ферментов обмена гликогена. Ответ проиллюстрируйте соответствующими схемами.
Задача 8
Опишите различия в обмене углеводов у двух студентов, один из которых лежит после ужина на диване, другой вместо ужина совершает двадцатиминутную пробежку. Какие процессы преобладают в углеводном обмене у двух студентов в описанной ситуации. Приведите схемы этих метаболических путей.
Задача 9
На экзамене у студента содержание глюкозы в крови оказалось равным 7 ммоль/л. Для объяснения этого результата:
а) укажите содержание глюкозы в крови в норме,
б) укажите уровень какого гормона повышается в крови студента в данной ситуации и опишите механизм действия этого гормона;
в) напишите схему процесса, повышение скорости которого приводит к изменению концентрации глюкозы в крови.
год ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ОБМЕН УГЛЕВОДОВ
ЗАНЯТИЕ 2
Задача 1
На дистанции два бегуна: спринтер завершает стометровку, стайер бежит десятый километр. Укажите различия в энергетическом обеспечении работы мышц у этих бегунов. Приведите схемы метаболических путей, которые являются источником энергии для работы у стайера и спринтера.
Задача 2
Для чего нужна лактатдегидрогеназа в эритроцитах? Что произойдет с эритроцитом в присутствии ингибитора лактатдегидрогеназы? Обоснуйте свой ответ. Для этого:
а) напишите реакцию, катализируемую лактатдегидрогеназой,
б) напишите схему процесса, в ходе которого протекает эта реакция. Укажите физиологическое значение этого процесса для эритроцитов.
Задача 3
Катаболизм глюкозы с образованием пирувата может происходить как в аэробных, так и в анаэробных условиях. Укажите, сколько моль АТФ будет синтезироваться при распаде глюкозы в аэробных условиях? Как изменится энергетический эффект, если окисление 1 моль глюкозы до пирувата будет происходить в анаэробных условиях? Для обоснования ответа напишите схему гликолиза и укажите:
а) реакции, сопряженные с использованием АТФ,
б) реакции сопряженные с субстратным и окислительным фосфорилированием АДФ,
в) зависимость этих реакций от присутствия или отсутствия кислорода.
Задача 4
Концентрация лактата в крови не равна нулю даже в состоянии покоя. Почему? Для ответа на вопрос:
а) напишите схему процесса, являющегося источником лактата,
б) укажите в каких клетках этот процесс происходит в состоянии покоя.
Задача 5
Некоторые ткани, например сердечная мышца, могут использовать лактат как энергетический субстрат. Сколько АТФ образуется при окислении лактата до СО2 и Н2О? Для ответа на вопрос напишите схему реакций полного окисления лактата. Указав ферменты и коферменты, участвующие в реакциях.
Задача 6.
В норме в крови отношение концентрации лактата к пирувату составляет 25/1. Однако, при гипоксии, вызванной например, нарушением кровообращения, этот показатель повышается и наблюдается лактоацидоз. Объясните причины повышения концентрации лактата в крови больных, страдающих нарушением кровообращения. Для этого:
а) представьте схемы процессов. В ходе которых глюкоза превращается в лактат и пируват, назовите ферменты и коферменты;
б) укажите механизм регенерации +