СПОСОБЫЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫС ТЕКСТОМ
(Салыкова, С.В. Теоретические основы педагогического исследования: учеб. пособие / С. В. Салыкова, С. Д. Исакова. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ. - 2006. – 80 с.)
ПЛАН
План записывают тогда, когда достаточно зафиксировать лишь перечень вопросов, которые рассматриваются в книге или статье.
Выписки могут делаться в форме цитат, которые берутся в кавычки и снабжаются ссылками с обязательным указанием выходных данных и страниц. Можно делать выписки в форме сокращенной записи - отражения существа материала, выраженного своими словами (ссылка на такую запись делается без указания страниц), и в форме смешанной записи - цитаты чередуются с пересказом существа материала своими словами.
Основные характеристики плана:
План – самая краткая запись:
· отражает последовательность изложения мысли и обобщает;
· раскрывает содержание текста;
· восстанавливает в памяти содержание источника;
· заменяет конспект и тезисы;
· помогает составлению записей разного рода (доклад, сообщение, отчет);
· улучшает сделанную запись;
· ускоряет проработку источника информации; организует самоконтроль;
· сосредоточивает внимание и стимулирует занятия;
· используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст;
· не передает фактического содержания, а лишь указывает на него и схему его подачи.
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
|
|
АННОТАЦИЯ
В аннотации с предельной лаконичностью отмечают основное содержание и значение книги или статьи, делают пометку о возможном использовании материала в своей работе.
Аннотация – краткая информация о каком-либо издании; характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Виды аннотаций
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
Образцы «клишированных» выражений, использующиеся для написания аннотаций:
В статье рассмотрены…
Показан…
Большое место занимает характеристика…
Приводится обширный материал…
Исследование ведется через рассмотрение таких важных проблем, как…
Вскрывая сущность…, автор впервые дал научное определение… и.т.д.
|
Текст аннотации не стандартизирован. Основная ошибка, при составлении аннотаций – избыточность информации, длинноты в формулировках мыслей. Необходимо избегать вводных слов и предложений, сложных предложений.
ТЕЗИСЫ
Тезисы - это перечень основных утверждений, идей, выводов, которые содержатся в книги. Запись может вестись как словами автора, так и своими.
Основные характеристики тезисов:
· повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно);
· всегда имеют доказательства;
· выявляют суть содержания;
· позволяют обобщить материал;
· ценны для критического анализа статьи, доклада и т.д.
| |||||||||||
|
| ||||||||||
| |||||||||||
|
| ||||||||||
| |||||||||||
Схемы построения высказывания, содержащего тезис:
I. почему? что из этого следует?
|
|
|
так как, ибо, следовательно,
потому что… таким образом, поэтому…
II.
ВСТУПЛЕНИЕ | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||||||||
Тезис | Многочисленная аргументация | Вывод | |||||||||
Т | А | С | Т | А | С | Т | А | С | Т | А | С |
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
КОНСПЕКТ
Конспектирование - это глубокий и тщательный письменный анализ литературного источника. Поэтому записи при конспектировании делаются после того, как весь текст просмотрен и сделаны пометки на полях или в рабочей тетради. В конспекте последовательно и связно излагаются не только основные положения, но и аргументация автора, ход его доказательства. Конспектирование предполагает критическое переосмысление текста, поэтому должно содержать комментарии и замечания.
Целесообразно оставлять большие поля, чтобы можно было после переосмысления делать критические замечания и пометки напротив соответствующих мест текста. Если записи ведутся в тетради, то следует их делать только с одной стороны листа. Тогда можно будет свои комментарии и замечания записывать на чистой стороне листа напротив комментируемого текста. Целесообразность ведения записей с одной стороны листа связана также с возможностью при литературном оформлении монтировать черновик непосредственно из конспекта, что существенно сэкономит силы и время.
Конспект относится к письменным текстам научного стиля и характеризуется:
Основные характеристики конспекта:
· подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;
· показывает внутреннюю логику изложения;
· содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;
· отражает отношение составителя к материалу;
· может использоваться не только составителем, но и другим читателем.
В конспекте важно отразить:
· о чем говориться;
· что утверждается;
· как доказывается.
|
|
| ||||||||
|
|
РЕФЕРАТ
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения.
Специфика реферата:
· в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок…;
· дает ответ на вопрос, что нового существенного содержится в тексте.