В городе для улучшения транспортного обслуживания населения нового жилого района предусматривается открытие радиального маршрута, связывающего центр района с центром города.
Проектируемый маршрут имеет следующую характеристику:
Протяженность маршрута 18,3 км
Ожидаемый максимальный пассажирский поток в “час пик” 2830 пассажиров в одну сторону.
Среднесуточная продолжительность работы транспортных средств на маршруте 12,3 ч
В качестве основы для выбора экономически целесообразного вида транспорта и транспортных средств предлагаются:
I вариант – трамвай типа РВЗ-6, вместимостью 36 мест для сидения и 18 кв.м свободной площади пола;
II вариант – троллейбус типа ЗИУ-9, вместимостью 27 мест для сидения и 28 кв.м свободной площади пола;
III вариант – автобус типа ИКАРУС-280, вместимостью 37 мест для сидения и 16 кв.м свободной площади пола.
Технико-эксплуатационные показатели по видам транспорта составляют:
· коэффициент выпуска подвижного состава на линию
трамвай - 0,8;
троллейбус - 0,7;
автобус - 0,7;
· средняя эксплуатационная скорость
трамвай - 17 км/ч;
троллейбус - 18 км/ч;
автобус - 20 км/ч.
Экономически эффективным считается вариант, у которого приведенные затраты будут минимальными.
Для расчета экономической эффективности следует определить по каждому варианту капитальные вложения, эксплуатационные расходы и приведенные затраты.
Приведенные затраты определяются по формуле:
, (1)
где С – годовые эксплуатационные расходы, тыс. руб.;
Ен– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,16;
К – капитальные вложения, тыс. руб.
П1 = 8781 + 0,16 · 58871 = 18201 тыс. руб.;
П2 = 7437 + 0,16 · 31183 = 12427 тыс. руб.;
|
П3 = 12337 + 0,16 · 34072 = 17789 тыс. руб.
Основные показатели вариантов проекта пассажирского транспорта на маршруте Приведены в таблице 1.
Таблица 1. Основные показатели вариантов проекта пассажирского транспорта на маршруте
Показатели | Единицы измерения | Трамвай типа РВЗ-6 | Троллейбус типа ЗИУ-9 | Автобус типа ИКАРУС-280 |
Протяженность транспортной линии в однопутном исчислении | км | 18,3 | 18,3 | 18,3 |
Вагоны (машины) в движении | ед. | |||
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию | - | 0,8 | 0,7 | 0,7 |
Вагоны (машины) инвентарные | ед. | |||
Пробег вагонов (машин) за год | км | |||
Время оборота вагона (машины) на маршруте | ч | 2,16 | 2,04 | 1,84 |
Нормативная вместимость вагона (машины) | мест |
Потребное количество вагонов (машин) в движении (Вдв) на маршруте при известном пассажиропотоке в “час пик” может быть определено по формуле:
, (2)
где П max – ожидаемый максимальный пассажиропоток в «час пик», пасс. в одну сторону;
t об – время оборота вагона (машины) на маршруте, ч;
е – нормативная вместимость вагона (машины), мест.
ед.; ед.;
ед.
Нормативная вместимость вагона (машины) определяется количеством мест для сидения плюс 4 чел. на м2 свободной площади пола салона.
Время оборота вагона (машины) на маршруте определяется по формуле:
, (3)
где Lм – протяженность маршрута, км;
Vэ – средняя скорость эксплуатации вагонов (машин) на маршруте, км/ч.
ч.; ч.;
ч.
е1 = 36 + 4 · 18 = 108 мест; е2 = 27 + 4 · 28 = 139 мест;
е3 = 37 + 4 · 16 = 101 мест.
ед.; ед.; ед.
Пробег вагонов (машин) на маршруте за год определяется по формуле:
|
, (4)
где t ср – среднесуточная продолжительность работы вагона (машины) на маршруте, ч;
V э – средняя эксплуатационная скорость вагона (машины), км/ч.
км/год;
км/год;
км/год.
Получившиеся показатели заносим в тал. 1.
Таблица 2
Капитальные вложения в варианты проекта пассажирского транспорта на маршруте
Элементы капитальных вложений | В расчете на какую единицу измерения | Трамвай | Троллейбус | Автобус | ||||||
Количество единиц | На единицу, тыс. руб. | Всего, тыс. руб. | Количество единиц | На единицу, тыс. руб. | Всего, Тыс. руб. | Количество единиц | На единицу, тыс. руб. | Всего, тыс. руб. | ||
Подвижной состав | инвентарная единица | |||||||||
Депо (гараж) | -“- | |||||||||
Тяговые подстанции | вагон (машина) в движении | - | - | - | ||||||
Рельсовый путь (обособленное полотно) | км однопутной линии | 18,3 | - | - | - | - | - | |||
Контактная и кабельная сеть | -“- | 18,3 | 311,1 | 18,3 | 402,6 | - | - | - | ||
Автозаправочные станции | машина в движении | - | - | - | - | - | - | |||
Итого |
Таблица 3
Ожидаемые эксплуатационные расходы по вариантам проекта пассажирского транспорта на маршруте
Вид эксплуатационных расходов | В расчете на какую единицу измерения | Трамвай | Троллейбус | Автобус | ||||||
Количество единиц | На единицу в год, тыс.руб. | Всего за год, тыс. руб. | Количество единиц | На единицу в год, тыс.руб. | Всего за год, тыс. руб. | Количество единиц | На единицу в год, тыс.руб. | Всего за год, тыс. руб. | ||
На движение | 10 тыс. вагоно-(машино)-км | |||||||||
По депо (гаражу) | инвентарная единица | 3,6 | ||||||||
По тяговым подстанциям | вагон в движении | 0,5 | 28,5 | 0,5 | - | - | - | |||
На содержание авто-заправочной станции | машина в движении | - | - | - | - | - | - | 0,5 | ||
На содержание рельсового пути | км однопутной линии | 18,3 | - | - | - | - | - | - | ||
На содержание проезжей части улиц | км полосы движения | - | - | - | 18,3 | 18,3 | 18,3 | 18,3 | ||
На содерж. контакт-ной и кабельной сети | км однопутной линии | 18,3 | 1,8 | 18,3 | 2,2 | - | - | - | ||
Итого |
Таблица 4. Основные показатели расчета эффективности вариантов проекта пассажирского транспорта на маршруте
|
Показатель | Трамвай типа РВЗ-6 | Троллейбус типа ЗИУ-9 | Автобус типа ИКАРУС-280 |
Капитальные вложения, тыс. руб. | |||
Эксплуатационные расходы, тыс. руб. в год | |||
Приведенные затраты, тыс. руб. в год |
Вывод: на основе проведённых расчётов на вновь открываемом маршруте целесообразнее использовать троллейбус ЗИУ-9, т.к. у него основные показатели эффективности на маршруте, такие как: капиталовложения, годовые эксплуатационные расходы и приведённые затраты меньше, чем у двух других вариантов проекта пассажирского транспорта.
Заключение
В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики, немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность.
Основными видами городского пассажирского транспорта являются метрополитен, автобус, троллейбус и трамвай. Средства пассажирского транспорта должны обеспечивать соответствующие качественные показатели, быть технически пригодными для выполнения ожидаемой нагрузки и экономически эффективными.
На стадии проектирования обычно выбирается несколько вариантов транспортных средств (или их комбинаций) достаточной провозной способности. Отобранные по провозной способности варианты в дальнейшем сравниваются между собой по экономическим показателям: капитальным вложениям и эксплуатационным расходам.
В курсовой работе описан процесс выбора вида городского пассажирского транспорта на вновь открываемый маршрут. Были изучены такие важные моменты как:
- характеристика основных видов городского пассажирского транспорта;
- условия открытия нового маршрута, и его оборудование;
- факторы, которые необходимо учитывать при выборе вида транспортного средства;
- процесс выбора экономически эффективного вида транспортных средств на вновь открываемый маршрут.
В практической части приведен пример выбора транспортного средства на новый маршрут, связывающий центр района с центром города. На основе проведённых расчётов делаем вывод, что целесообразнее использовать троллейбус ЗИУ-9, т.к. у него основные показатели эффективности на маршруте меньше, чем у двух других вариантов проекта пассажирского транспорта.
Список литературы
1. Кузнецов Е.П., Дыбов A.M., Сутырин Н.М. Техника и технология отраслей городского хозяйства / Учебное пособие. - СПб - Ижевск. Изд-во института экономики и управления УдГУ, 2001.
2. Сутырин Н.М. Городской транспорт: Учеб. Пособие. –СПб.: СПбГИЭУ, 2004.-92с.
3. Лобанов Е. М. Транспортная планировка городов: Учебник для
студентов вузов.— М.: Транспорт, 1999.—240 с.
4. Ларин О.Н. Организация пассажирских перевозок: Учебное пособие. –
Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 104 с.
5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 400 с.
6. Сутырин Н.М. Плановое регулирование развития транспортного комплекса города. В учебном пособии: Муниципальное планирование. / Под ред. В.Е. Рохчина и B.C. Чекалина. - СПб.: СПбГИЭА, 1996.