Подготовила учитель – логопед Елисеева Т.К. 22.04.2020
Цели:
- Расширение представления детей по теме «Перелётные птицы ».
-Развитие лексико-грамматических представлений
-Развитие монологической речи с опорой на план – схему
Ход занятия.
1. Отгадание загадок
—Послушайте внимательно и отгадайте загадки, глядя на картинку.
Черный, проворный,
Кричит “Крак”,
Червякам враг (грач).
На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его... (скворец).
Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)
- Назвать птиц, которых не было в загадках.
2. Закрепление понятия «перелетные птицы».
- Кто это?
- Птицы.
- Почему вы думаете, что это птицы?
- Могли мы этих птиц видеть зимой?
- Они улетали в теплые края.
- Почему эти птицы улетают от нас осенью? (Осенью все насекомые исчезают. П тицы лишаются основного корма, поэтому они вынуждены улетать в тёплые края).
- Почему возвращаются весной? (Просыпаются насекомые, которыми питаются птицы).
- Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются снова?
- Перелетные птицы.
3.Вспомним строение птиц
У любой птицы есть голова, клюв, глаза, шея, туловище, крылья, хвост, ноги. Все тело покрыто перьями.
4. Игра «Один — много».
— Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много.
Ласточка – ласточки – много ласточек
Соловей – соловьи – много соловьёв
Зяблик – зяблики – много зябликов
|
Скворец – скворцы – много скворцов
Грач – грачи – много грачей
Журавль – журавли – много журавлей.
5. Игра “Кто как голос подает”.
Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,
журавль – курлычет, утка – крякает, гусь – гогочет.
6. Игра “У кого кто”.
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.
7. Игра «Кто чем питается».
Журавль, аист, цапля – лягушками.
Лебедь, цапля – рыбой.
7
8.Какую пользу приносят птицы?
Они поедают вредных насекомых на полях, в садах, огородах, лесах и парках.
9. Составление описательного рассказа по плану-схеме.
9. Наклейте или нарисуйте в тетради взаимодействия логопеда с родителями 2-3 перелетные птицы. Составьте с детьми и выучите рассказ о любой из них.
Можете использовать слова.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.
ГЛАГОЛЫ: летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий, водоплавающие, проворный, голосистый.
|