Отмена крепостного права в Прибалтике.




Ход урока.

Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Тестирование по теме: «внутренняя политика Александра I в 1815- 1825 гг.»

1. Какой выбор встал перед Александром I после разгрома Наполеона?

А) сохранить существующие порядки;

Б) возможность проведения в стране крупных реформ

В) срочно отречься от престола

2. Свободомыслящее дворянство мечтало о:

А) отмене крепостного права

Б) конституции

В) о завершении победоносной войны;

3. Что должен был учитывать Александр I при подготовке реформы?

А) консервативно настроенное дворянство не видело необходимости в проведении реформ

Б) либерально настроенных дворян

В) ничего не учитывал

4. Как проходила подготовка нового законопроекта?

А) в строжайшей секретности

Б) обсуждалось в Государственной Думе

В) был проведён референдум

5. В каком году была принята конституция в Польше?

А) 1813 г.

Б) 1814 г.

В) 1815 г.

6. Какого положения не содержала в себе конституция Польши?

А) неприкосновенность жилища

Б) использование польского языка как государственного

В) глава польского государства – русский император

7. Как называлась законодательная власть в Польше?

А) Избранная Рада

Б) Сейм

В) парламент

8. Как часто польский парламент должен был собираться?

А) 1 раз в месяц

Б) 2 раза в год

В) 3 раза в 5 лет

9. Кто занимался разработкой конституцией?

А) Н.Н. Новосильцев

Б) С.Ю. Витте

В) М.М. Сперанский

10.В каком году был готов данный законопроект?

А) в 1818 г.

Б) в 1820 г.

В) в 1826 г.

11. Как назывался законопроект новой конституции?

А) «Уставная грамота Российской империи»

Б) «Жалованная грамота русскому дворянству»

В) Конституция

12. Какой вопрос не был рассмотрен в конституции?

А) Провозглашение суверенитета императорской власти

Б) создание двухпалатного парламента

В) отмена крепостного права

13. С какими проблемами столкнулся Александр I при принятии конституции?

А) массовые восстания

Б) активное сопротивление дворян

В) бездействие основной массы дворянства

14. Какими были взаимоотношения Александра I к церкви?

А) усилилась его религиозность

Б) отошёл от религии

В) враждовал

 

Ключ:

                           
Б Б А А В А Б Б А Б А В Б А

 

Сообщение темы и целей урока.

(сл. 2) План урока:

1.Экономический кризис 1812-1815 гг.

2. Отмена крепостного права в Прибалтике.

3. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.

4. Развитие промышленности и торговли.

Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

1. Экономический кризис 1812 – 1815 гг.

(сл. 3) - Как, по – вашему, отразились на экономике Российской империи заграничные походы и Отечественная война?

- Они стали серьезным испытанием для экономики России:

(сл. 4) 1) Общая сумма материальных убытков за эти годы составила 1 млрд. рублей. Это была астрономическая сумма, если учесть, что годовые доходы государства не превышали обычно 100 млн. рублей.

2) Разоренными оказались западные районы страны, наиболее пострадавшие от войны.

- Но положение России не было столь печальным, как кажется на первый взгляд. От окончательного экономического краха Россию спасли тарифный устав, подготовленный Сперанскимеще в 1810 г. (он обеспечил преобладание вывоза товаров над их ввозом в страну), и денежная помощь Англии.

3) Тяжелым бременем стали и заботы по восстановлению разрушенных городов, в первую очередь Москвы. Правительство выплачивало жителям пострадавших городов специальные пособия, сумма которых в общей сложности составила 15 млн рублей.

4) «Континентальная блокада», а затем и война нанесли самый тяжелый удар по основе российской экономики — крестьянскому хозяйству. Помещики в свою очередь стремились восполнить свои убытки за счет нажима на крестьян. Все это вело к упадку крестьянских хозяйств.

- Как вы думаете, что нужно было предпринять Александру, чтобы вывести страну из кризиса?

(сл. 5)

- Необходимо было принять срочные меры для выведения экономики страны из кризисного состояния. Александр I и другие наиболее дальновидные представители власти понимали, что коренное улучшение возможно лишь при решении крестьянского вопроса, прежде всего ограничении и отмене крепостного права.

Отмена крепостного права в Прибалтике.

(сл. 6) Полигоном для проведения этой реформы стали западные губернии страны.

1) В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать.

2) В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками.

3) В 1818—1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии.

(сл. 7) - Работа с документом: стр. 50 – Профессор К.И. Арсеньев.

 

3. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.

- Как вы думаете, как помещики отнеслись к отмене крепостного права в Прибалтике?

(сл. 8)

- Вскоре о желании подобным же образом решить крестьянский вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель.

- Как Александр мог отреагировать на такое предложение?(Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы.)

- А кому он мог поручить такое деликатное дело? (Поручил он это дело человеку совершенно неожиданному, ближайшему к нему в то время чиновнику — генералу А. А. Аракчееву)

(сл. 9)

- Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд.

(сл. 10) Аракчеев был известен успешным ведением хозяйства в своем имении Грузино (Новгородская область).

(сл. 11) - высказывание Зубова А.Б.

(сл. 12) Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Аракчеев открыл для крестьян Заемный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку скота. Поощрял он и предпринимательство своих селян. Правилом стало оказание помощи беднякам.

(сл. 13) Однако методы создания образцового хозяйства были жесткими: крестьяне строго наказывались за малейшее нарушение и бесхозяйственность. Прибыль от имения была настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и каменных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В 1810 г. Грузино посетил Александр I, который был просто изумлен результатами, достигнутыми Аракчеевым.

 

- Давайте о нём узнаем поподробнее (стр. 47 – 48)
- Работа с документом – стр. 50 – Из воспоминаний об Аракчееве

- Как вы думаете, были ли у Александра какие-либо указания относительно законопроекта?
(сл. 14) Поручая Аракчееву подготовку проекта, Александр I поставил лишь одно условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков». В 1818 г. проект был готов.

- Что включает в себя законопроект вы сейчас узнаете, прочитав материал на стр. 48 (1 абзац)

- Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5 млн. рублей (это была рыночная стоимость крепостных, ежегодно выставляемых на торги) на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были распределяться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков.

- Чьи интересы защищал проект Аракчеева? (помещиков, продажа крестьян была делом добровольным, необязательным)

- Крестьяне наделялись бы землёй?

- Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти XIX века?

- Был ли принят этот законопроект? Почему? (министр финансов заявил, что денег на покупку крестьян – нет)

- Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено Аракчееву, стало введение военных поселений.

(сл. 15) 1) В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание армии.

2) Солдаты должны были совмещать военную службу с хозяйственной деятельностью.

3) Поселенные в сельской местности войска («поселяне-хозяева») состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет.

4) Дети поселенцев зачислялись на службу.

Размещение военных поселений проходило лишь на государственных землях. Это вызывало многочисленные восстания государственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн. рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.

- Давайте узнаем, что о поселениях думали современники – стр.50-51

(сл. 16) Аракчеевщина - политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата.

2) самостоятельная работа:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: