КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
По дисциплине «Метеорология и океанография»
Для 3-го курса дневной формы обучения
И 2-У курса заочной формы обучения
Специальности «Судовождение»
ст. преподаватель Панаркина Людмила Ефимовна
| № вопр. | Содержание вопроса | Литература |
| 1 | 2 | 3 |
| 1. | Определение метеорологии и океанографии, цели и задачи. | |
| 2. | Химический состав атмосферного воздуха у поверхности Земли. Постоянные и переменные компоненты. | 1, 2, 3 |
| 3. | Вертикальное строение атмосферы по температурному признаку. | 1, 2 стр.16-23,3 |
| 4. | Основные метеорологические элементы и явления. | 1, 2 стр. 41-88,3,5 |
| 5. | Что называется гомогенной и гетерогенной атмосферами. | 1, 2 стр. 23 |
| 6. | Краткая характеристика суточного и годового хода температуры воздуха над водной поверхностью. | 1, 2 стр. 65 |
| 7. | Что называется инверсией и изотермией? | 1, 2 стр.58-59 |
| 8. | Международная классификация облаков. | 1, 2 стр. 71-77, 6 |
| 9. | Способы передачи тепла в тропосфере. | 1, 2 стр. 57-58 |
| 10. | Метеорологические приборы на судне. | 1, 2, 4 |
| 11. | Виды солнечной радиации. Альбедо поверхности. | 1, 2 стр. 25-30,3 |
| 12. | Радиационный баланс поверхности Земли. | 1, 2 стр. 60-65,3 |
| 13. | Что называется стратификацией атмосферы, и какой она бывает? | 1, 2 стр. 59-60,3 |
| 14. | Что показывает сухой термометр в аспирационном психрометре? | 1, 2 стр. 68, 8 |
| 15. | Может ли смоченный термометр показывать температуру равную (большую) температуре сухого термометра? | 1, 8 |
| 16. | Характеристики влажности воздуха, способы их определения. | 1, 2 стр. 66-67,8 |
| 17. | Объясните причину возникновения адвективных туманов. | 1, 2, 3 |
| 18. | Назовите облака нижнего яруса. | 1, 2 стр. 29-30,6 |
| 19. | Каков основной минимум температуры воздуха на планете и где он наблюдается? | 1, 2 стр. 79-87 |
| 20. | Какое наблюдается атмосферное явление у поверхности земли, когда температура воздуха равна точке росы? | 1, 4, 8 |
| 21. | Как изменяется давление насыщения (парциальное давление) с изменением температуры? | 1,2 стр. 66-67,4 |
| 22. | Относительная влажность. Формулировка, единицы измерения. | 1, 2 стр. 67,4 |
| 23. | Абсолютная влажность. Единицы измерения. | 1, 2 стр. 67,4 |
| 24. | Можно ли только по величине относительной влажности судить много ли в воздухе водяного пара? | 1, 2 стр. 67-68.4 |
| 25. | Одинаково ли Е при разных температурах? | 1, 2 стр. 67-68,4 |
| 26. | Где в воздухе меньше водяного пара: в пустынях или в полярных районах? | 1, 2 стр. 19-21,4 |
| 27. | Что такое дефицит насыщения, и в каких единицах он измеряется? | 1, 2 стр. 67-68,4 |
| 1 | 2 | 3 |
| 28. | При повышении или при понижении температуры содержащийся в нем водяной пар приближается к состоянию насыщения? | 1, 2 стр. 66-68 |
| 29. | В каком слое атмосферы находится озоновый слой? | 1, 2 стр. 16-23 |
| 30. | Точка росы. Формулировка, единицы измерения. | 1, 2 стр. 67,4 |
| 31. | Значение влажности воздуха в судоходстве. | 1, 2 стр. 68 |
| 32. | Методы определения характеристик влажности. | 1, 2, 8 |
| 33. | Относительная влажность 100%. Чему равна точка росы? | 1, 2 стр. 67-68 |
| 34. | До какой температуры должен охладиться воздух (р - const), чтобы содержащийся в нем водяной пар стал насыщенным? | 1, 2 стр. 67-68 |
| 35. | Парциальное давление водяного пара и давление насыщения. Единицы измерения. | 1, 2 стр. 67-68 |
| 36. | Определение влажности воздуха на движущемся судне. | 1, 2 стр. 67-68 |
| 37. | Какие приборы служат для измерения давления? | 1, 4, 8 |
| 38. | На какой высоте давление вдвое меньше, чем у поверхности земли? | 1, 2 |
| 39. | В каких единицах, и с какой точностью измеряется давление? | 1, 2 |
| 40. | Как изменяется давление воздуха с высотой? | 1, 2 |
| 41. | Что называется нормальным атмосферным давлением? | 1, 2 стр. 41-43 |
| 42. | Что такое барометрическая (барическая) тенденция? | 1, 2 стр. 44-46 |
| 43. | Что называется барической ступенью, как эта величина используется на судне? | 1, 2 стр. 46-47 |
| 44. | Что следует ожидать, если барограф показывает падение давления? | 1, 4, 8 |
| 45. | Что следует ожидать, если барограф показывает рост давления? | 1, 4, 7, 8 |
| 46. | Чему равно давление на уровне моря, если в штурманской рубке 1012.3 гПа, а высота рубки над уровнем моря 20 м? | 1, 8 |
| 47. | Как приводится на судне давление к уровню моря? | 1, 2, 8 |
| 48. | Порядок величины барического градиента по горизонтали. Сравнить с вертикальным барическим градиентом. | 1, 2 стр.140-144,3 |
| 49. | Значимость измерения давления на судне. Зависимость погоды от изменений давления. | 1, 2, 4, 5 |
| 50. | Барический рельеф. | 1, 2 стр. 99-101,4 |
| 51. | В каких единицах принято обозначать атмосферное давление на картах погоды. | 1, 2 стр. 93-96,5 |
| 52. | Для каких целей и где применяется градиентная линейка? | 1, 2 стр. 146,5 |
| 53. | Определение ветра. Единицы измерения скорости и направления ветра. | 1, 2, 5, 8 |
| 54. | Что обозначает понятие "роза ветров"? | 1, 2 |
| 55. | Определение скорости и направления ветра на судне. | 1, 3, 4, 7, 8 |
| 56. | Курсовой ветер, кажущийся ветер. Истинный ветер. | 2 стр. 52, 3,4,7,8 |
| 57. | Методы расчета истинного ветра на судне. | 2 стр. 50-52, 3,4,7,8 |
| 58. | Градиентный и геострофический ветер. | 2 стр. 144-150 |
| 59. | Что определяется по шкале Бофорта и в каких единицах? | 2 стр. 50-51, 8 |
| 60. | Как называются приборы для измерения скорости ветра. Где производятся измерения скорости ветра на судне? | 2 стр. 48-54, 3, 4, 7, 8 |
| 61. | Дать определение понятия «барическая система». | 1, 2, 3 |
| 62. | Сколько раз в течение суток выходят карты погоды? | 1. стр. 93-96,5 |
| 63. | Каково направление ветра в циклоне северного полушария? | 1, 2, 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 64. | Что такое циклон? | 1, 2 стр. 153-172,3 |
| 65. | Каково направление ветра в циклоне южного полушария? | 1, 2 стр. 153-172,3 |
| 66. | Что называется антициклоном? | 1, 2 стр. 153-172,3 |
| 67. | Что называется постоянными центрами атмосферы? | 1, 2 |
| 68. | Каково направление ветра в антициклоне северного (южного) полушария? | 1, 2 стр. 153-172,3 |
| 69. | Что такое гребень, ложбина? | 1, 2 стр. 153-172,3 |
| 70. | Какие силы действуют на движущуюся массу воздуха? | 1, 2 стр. 142-144 |
| 71. | Угол отклонения реального ветра от изобары в циклонах. | 1, 2 стр. 144-150 |
| 72. | Сформулируйте барический закон ветра для северного полушария. | 1, 2 стр.147 |
| 73. | Местные ветры. Муссоны. Пассаты. | 1, 2, 5, 7 |
| 74. | Общая циркуляция атмосферы. | 1, 2 стр. 103-105 |
| 75. | Что такое шторм? | 1, 5, 7 |
| 76. | Какие карты погоды используются на судах? | 1, 2 стр. 93-97,5 |
| 77. | Барическое поле на картах погоды. | 1, 2стр. 91-96,5 |
| 78. | О чем свидетельствует сгущение изобар на картах погоды? | 1, стр. 140-142 |
| 79. | Определение скорости и направления ветра на картах приземного барического поля. | 1, 5 |
| 80. | Синоптические приземные карты погоды показывают барическое поле на уровне моря и почему? | 1, 2 стр. 93-96 |
| 81. | За какие сроки выходят карты погоды и по какому времени? | 1, 2 стр. 93-96,5 |
| 82. | Атмосферные фронты на картах погоды. | 1 стр. 126-138,5 |
| 83. | Что такое частный циклон, частный антициклон? | |
| 84. | Стадии развития внетропического циклона. | 1, стр. 168-169,5 |
| 85. | В какой части циклона находится теплый воздух? | 1, 2 стр.159-165 |
| 86. | В какой части циклона находится холодный воздух? | |
| 87. | Стадии развития тропического циклона. | |
| 88. | Как на синоптической карте отличить тропический циклон от внетропического? | |
| 89. | Почему фронты не могут проходить через центр антициклона и по оси гребня? | |
| 90. | Какая четверть циклона наиболее опасна для судна и почему? | |
| 91. | Правила расхождения с тропическим циклоном в северном полушарии. | |
| 92. | Как по расположению изобар определить, где большие скорости ветра, а где небольшие? | 1, 2 стр. 93-97 |
| 93. | Условные обозначения на картах погоды. | 1, наставление |
| 94. | С какой стадии даются комментарии к тропическим циклонам? | 1, что должен знать |
| 95. | Что означает {GW}; {SW}; {TW} на карте погоды | 1, что должен знать |
| 96. | Что означает {PSN GOOD}; {PSN FAIR}; {PSN POOR} на картах погоды? | 1, что должен знать |
| 97. | Краткая характеристика гидрометобеспечения морского флота. | 1, что должен знать |
| 98. | Обозначение скорости передвижения барических образований на картах погоды. | 1, что должен знать |
| 99. | Как определить стадию развития тропического циклона на картах погоды? | 1, 5 |
| 100. | Назовите районы, где возникают тропические циклоны. | 1, 2, 5 |
Основная литература:
1. Дремлюг В.В. Навигационная гидрометеорология: учебник. – М.: Транспорт, 1978. –304 с.
2. Варбанец Т.В. Метеорология: учебное пособие. – Одесса: ОНМА, 2006. – 200 с.
3. Стехановский Д.И. Справочник по гидрометеорологии. – М.: Транспорт,1976. – 166 с.
4. Моргунов В.К. Основы метеорологии, климатологии. Метеорологические приборы и метеонаблюдний: учебник / В.К. Моргунов. – Ростов н/дону: Феникс, 2005. – 331 с.
Рекомендованная литература:
5. Васильев К.П. Что должен знать судоводитель о картах погоды т состояния моря / К.П. Васильев.-2-е изд. Перераб. – Л.: Гидрометиздат, 1980. – 231 с.
6. Атлас облаков / Под. ред. А.Х. Харгиана, Н.И. Новожилова. – Л.: Гидрометиздат, 1978. – 267 с.
7. Бурханов М.В. справочник штурмана/ М.В. Бурханов. – М.: Моркнига, 2008. – 560 с.
8. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Вып. 9. Часть 111. – М.: Гидрометиздат, 1971.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ:
При составлении ответа на каждый вопрос студент должен разделить ответ на три составные части: описательную; графическую (графики, рисунки, диаграммы, таблицы и т.п.); аналитическо-расчетную (анализ, выводы, модели, расчеты и т.п.).
Оценивание знаний студентов осуществляется по каждой части ответа по следующим критериям:
1. «Отлично» - полные ответы на составные части (описательную, графическую, аналитическо-расчетную).
2. «Хорошо» - полные ответы на 2 составные части, частично верный ответ на 3-ю часть.
3. «Удовлетворительно» – полный ответ на заданные вопросы с его составными частями и частично верныеответы на остальные части.
4. «Неудовлетворительно» - неверные ответы на заданный вопрос, а также дополнительный вопрос и его составные части.
5. Дополнительные вопросы -предполагают уточнение знаний или повышение оценки (на каждый основной вопрос не более одного дополнительного).
Составил:
ст. преподаватель Панаркина Л.Е.
01.10.2012 г.
Зав. кафедрой