Поэма в оценке В. Г. Белинского. Ответ Н. В. Гоголя на критику В. Г. Белинского




Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику

Задания:

1. Подобрать цитаты на тему «Авторское отношение к России в лирических отступлениях поэмы».

2. Глава V. Прочитайте лирическое отступление о метком русском слове со слов «„А! заплатанной, заплатанной!“ — вскрикнул мужик…» до конца главы. Что восхищает автора в русской речи и метком русском слове? Докажите, что богатый язык является признаком величия страны.

3. Глава VII. Прочитайте лирическое отступление со слов «Счастлив писатель…» до слов «…гром других речей». Какой тип писателя характерен для русской литературы? В чём его долг перед Отечеством?

4. Глава XI. Прочитайте лирическое отступление о Руси со слов «Русь! Русь! вижу тебя…» до слов «…незнакомая земле даль! Русь!..». Какая сила влечёт русского человека к Родине, несмотря на её бедность и убогость? Почему выразителем духа русского человека является русская песня?

5. Глава XI. Прочитайте лирическое отступление со слов «Какое странное, и манящее, и несущее…» до слов «…сколько перечувствовалось дивных впечатлений!». Почему для Н. В. Гоголя дорога — символ Родины? Почему пребывание в дороге целительно для русского писателя? *Прокомментируйте смысл образа дороги с позиций времени и пространства.

Вопросы для самопроверки (устно):

1. Какова роль в поэме лирических отступлений?

2. Каким в них предстаёт образ автора?

3. Как меняется его отношение к Родине на протяжении первого тома?

4. Какие причины побудили Гоголя рисовать свою Родину сатирически?

5. *Создавая «Мёртвые души», Н. В. Гоголь брал на себя миссию пророка и проповедника. Можно ли утверждать, что автор выступил в этих ролях уже в первом томе? Обоснуйте свой ответ.

И т о г о в ы е в о п р о с ы (устно):

1. Какой путь нравственного возрождения хотел показать Гоголь?

2. Какие «живые души» проступают в поэме «позади мёртвых»?

3. Какие нравственные проблемы поднимает Н. В. Гоголь в лирических отступлениях?

Задания для контроля:

1. Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (1-1,5 с.).

2. Выучить наизусть отрывок из поэмы.

"Эх, тройка! птица тройка..."

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...".

 

Поэма в оценке В. Г. Белинского. Ответ Н. В. Гоголя на критику В. Г. Белинского

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему Белинский считал главным в поэме её сатирический пафос?

2. Как понять его слова о поэме: «творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни»?

4. Почему критик считает лирические отступления необязательными в поэме (см. статью по поводу второго издания «Мёртвых душ»)?

5.*Что общего во взглядах на творчество Н. В. Гоголя у В. Г. Белинского и в стихотворении Н. А. Некрасова «Блажен незлобивый поэт…», написанном на смерть Гоголя?

6.*Каков был ответ Гоголя на критику Белинского? (См. переписку Гоголя и Белинского в 1847 году по ссылке https://www.zlev.ru/65_61.htm).

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

1. Какой эффект создаёт в поэме единство фольклорного, комического и лирического начал?

2. Что даёт Н. В. Гоголю основания верить в будущее России, в её духовное возрождение?

3. Выразительное чтение наизусть и обсуждение финального лирического отступления первого тома. В чём выразились патриотические чувства Гоголя в финале поэмы? Каковы особенности языка и художественной формы финального лирического отступления?

И т о г о в ы й в о п р о с:

В чём специфика жанра и авторского пафоса «Мёртвых душ»?

Задания для контроля:

1. Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

2. Индивидуальные задания (по желанию):

1) Подготовить сообщение на одну из тем раздела учебника «Творческое задание» (с. 375)..

2) *Написать отзыв (рецензию) на театральные или кинематографические версии поэмы.

3) *Сопоставить поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и её инсценировку М. А. Булгаковым.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: