К концу 2 класса учащиеся получат возможность знать:
о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;
основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: холм, овраг, гора; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
К концу 2 класса учащиеся получат возможность уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
|
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Критерии и нормы оценки знаний обучающегося с задержкой психического развития.
Проверочные работы имеют своей целью проверку усвоения изученного программного материала (по всей теме или по определенному се разделу). Для проведения проверочных работ учитель может отвести весь урок или его часть (10-15 минут).
Проверочные задания по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи направлены на выявление:
· уровня представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения, их свойствах;
· уровня сенсорного и умственного развития;
· сформированности обобщенных представлений на основе выделения общих существенных признаков;
· умения проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
· умения рассказать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
• умения узнавать в природе и на картинке цветы, деревья, кустарники, плоды, птиц, домашних и диких животных;
· уровня развития речи, степени систематизации словаря;
· умения различать взаимное расположение предметов и обозначать эти отношения соответствующими словами;
· умения работать по плану, инструкции, алгоритму;
· умения вести наблюдения, анализировать их и делать выводы;
· умения выбирать способ обследования предмета;
|
· умения давать полные ответы на вопросы об увиденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности;
· умения описывать предметы, явления, излагать события или
рассуждать о них в определенной последовательности;
· уровня овладения навыками предметно-практической деятельности;
· умения составлять рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, опорному слову, образцу;
· выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Виды проверочных работ.
Выбор вида проверочных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам изучаемой темы.
Основными видами проверочных работ по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются:
·
o устные и письменные ответы на вопросы с использованием справочного материала;
o составление рассказов по опорным словам, иллюстрируемым картинкой;
o составление рассказов по серии картинок;
o составление рассказов по серии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной последовательности;
o составление рассказов по сюжетным картинам;
o составление плана рассказа при помощи картинок;
o составление рассказов о наблюдениях в природе и за деятельностью человека по плану, алгоритму;
o работа с деформированным предложением, текстом;
o пересказ по готовому образцу;
o решение речевых логических задач;
o работа по перфокартам;
o распределение (группировка) предметных картинок по заданным признакам,
o работа с лекалами, трафаретами, контурными изображениями;
|
o конструирование (аппликация) из палочек, геометрических фигур, природного материала, бумаги, картона, дерева:
o выполнение коллективных работ по предварительно обсужденному замыслу,
o ролевой тренинг,
o выполнение тестовых заданий.
Речевая логическая задача - рассказ-загадка о явлениях природы, предметах ближайшего окружения, ответ на которого может быть получен при уяснении связей и закономерностей между рассматриваемыми предметами, явлениями, событиями. Решение логических задач активизирует приемы умственной деятельности (сравнение, сопоставление, построение умозаключений), стимулирует развитие словесно-логического мышления.
Словесная оценка знаний и умений по предмету "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" в 1 классе в соответствии с требованиями программы производится по результатам бесед, наблюдений, практических работ, дидактических игр.
Во 2 классе знания и умения учащихся по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ по перфокартам, предметным и сюжетным картинам, индивидуальным карточкам.
Оценка устных ответов.
Оценка "5" ставится ученику, если он даст правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, на результаты практических работ; раскрывает возможные взаимосвязи; умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, пользоваться планом, алгоритмом, применять свои знания на практике; дает полные ответы на поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик дотекает отдельные неточности, нарушения логической последовательности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. При оказании учителем обучающей помощи эти недочеты ученик исправляет сам.
Оценка «3» ставится, если ученик усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки; не умеет использовать результаты практических работ, затрудняется в установлении связей между объектами и явлениями природы, между природой и человеком: излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах результаты наблюдений, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может самостоятельно применять знания на практике, но с помощью учителя исправляет перечисленные недочеты.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя, не отвечает ни на один из поставленных вопросов или отвечает на них неправильно.