Является ли наука сугубо мужским делом?




Речь Марии Склодовской – Кюри

(автор – Наталья Солдатова, 2006 г.)

Я, Мария Склодовская-Кюри, родилась 7 ноября 1867 г. в Варшаве. Мне посчастливилось жить и работать в великое время перемен, когда наука сделала гигантский скачок в развитии, опрокинув многие, казавшиеся незыблемыми, истины.

С детских лет я связана с наукой. Мой отец был учителем физики, а мама – директором гимназии. Еще в юном возрасте я работала лаборантом в химической лаборатории своего брата. Всегда мечтала учиться в университете, но жила в то время в Польше, поэтому дорога в вуз была мне заказана. Но я всегда старалась добиваться поставленных целей. Мы с сестрой разработали и осуществили план: я в течение 5 лет работала гувернанткой, чтобы дать возможность ей окончить медицинский институт, после чего Броня взяла на себя расходы на моё высшее образование в Сорбонне. Учёба в университете была очень важна. Я и Париж-то полюбила потому, что там находилась Сорбонна, а также множество библиотек и лабораторий, где можно было проводить целые дни. Наука была моим путеводителем по жизни. Она связала меня с великими людьми.

Перед выпуском из Сорбонны и отъездом в Варшаву я познакомилась с Пьером Кюри. Мне сразу понравились его простота и обдуманная речь. Хотя мы родились в различных странах, наши взгляды оказались удивительно родственными. Несомненно, это было из-за общности той духовной среды, в которой мы росли в наших семьях. Отец Пьера, доктор Эжен Кюри, ярый антиклерикал и республиканец, внушал Пьеру и его брату Жаку, что знания – единственная и непреходящая ценность.

Пьер предложил мне выйти за него замуж, но у меня были другие планы – я не могла оставить свою родину, а потому должна была уехать в Варшаву, чтобы использовать свои знания для поддержания национального духа, и совсем не собиралась возвращаться во Францию. Пьер писал мне письма, в которых убеждал «сменить мечту патриотическую на мечту научную». Он даже готов был сам переехать в Польшу и преподавать французский язык. И я вернулась. Не было ни свадебного платья, ни колец. Мы поженились в мэрии. Жизнь не стоит того, чтобы так много заботиться о ней. К вопросам домашнего уюта мы относились довольно пренебрежительно. Минимум самой дешевой мебели. Есть стол для работы – и это главное.

Мы работали всё время вместе – бок о бок, изучая и перерабатывая тонны урановой смолки в старом ветхом сарае на улице Ломон. Иногда мечтали о предстоящем открытии. «Как ты думаешь, как он будет выглядеть?» - спрашивала я у Пьера. «Он должен быть очень красивым», - отвечал муж.

Хочу отдать дань уважения и благодарности Антуану Анри Беккерелю, великому человеку, вместе с которым мы в 1903 г. получили Нобелевскую премию в знак признания наших совместных исследований явлений радиации, открытых профессором Анри. Люди, идущие в науку со знанием дела, добиваются своей цели.

Мне легко работалось с людьми, которые умеют действовать. Миссис Мелони, американская журналистка, после нашей встречи во Франции развила по возвращении домой невероятную активность, организовав сбор средств среди американских женщин на покупку одного грамма радия, который стоил 100 тыс. долл. для Института радия – нашей с Пьером мечты.

Не помню, сколько мне было лет, когда я впервые увидела этот сон: полутёмную комнату с гудящей в углу печкой и стоящими на полках толстыми пыльными книгами в кожаных переплетах и множеством странных сосудов и колб, обклеенных этикетками с непонятными знаками и цифрами. А ещё кого-то, облаченного в длинные чёрные одежды, поочередно бравшего с полки сосуды, смешивавшего их содержимое и нагревавшего его над огнем. Я каждый раз старалась разглядеть лицо незнакомца (или незнакомки?), но ничего не выходило, он всегда стоял ко мне спиной. Потом я сама работала с этими странными сосудами и колбами, которые папа называл «физическими приборами». Это название в детстве казалось мне смешным.

И вот опять этот сон через много лет. Тусклый свет. Кабинет, полный тайн. И всё та же фигура в черном. Она поворачивается, и я вижу лицо – это женщина. Её волосы почти седые, щёки впалые, но глаза горят нескрываемым блеском. Это взгляд победителя.

ДАЙТЕ ПРАВО ГОЛОСА ЖЕНЩИНЕ, И ОНА ПОЙМЕТ ЭТО!

Речь Джона Стюарта Милля

Версия 1

(автор – Максим Гамаза, 2005 г.)

Несвободно общество, какая бы ни была форма его правления, в котором индивидуум не имеет свободы мысли и слова, свободы жить, как хочет, свободы ассоциации, только то общество свободно, в котором все эти виды свобод существуют абсолютно и безразлично одинаково для всех его членов.

Добрый день, господа! Я, Джон Стюарт Милль, английский политик, либерал, автор трактатов «О свободе» и «О подчиненном положении женщины». В июне 1866 г., находясь в парламенте от либеральной партии, я попытался подать петицию группы суфражисток. Во второй акт поправки о реформе нужно было внести вместо слова «мужчина» слово «лицо». Но, к сожалению, ее отвергли. Королева Виктория осудила эту борьбу, обвиняя женщин в, якобы, безумной затее. В 1867 г. был принят «Билль о реформе» - избирательный закон, по которому право голоса получали все налогоплательщики и большинство квартиронанимателей (закон, до этого предложенный либералами, приняли, таким образом, консерваторы). Дизраэли, выступая по поводу принятия закона, заявил: «Нет особых причин, по которым женщинам следует отказывать в избирательном праве». Но, увы, дальше слов дело не пошло.

Идеи, которые я отстаиваю, чрезвычайно просты, разумны и сводятся к следующему:

1. Женщины, обладающие имущественным цензом, умственным развитием, имеют больше прав на участие в политической жизни, чем менее развитые мужчины. Отстранять женщину от политической активности исключительно ненормально.

2. В нравственном отношении участие женщины в важнейших делах человечества окажет положительный эффект в жизни. Качество голосов улучшится. Мужчины, чтобы привлечь под свои знамёна существа более прямые и беспристрастные, будут верны своим настоящим искренним убеждениям.

3. Женщины нуждаются в политических правах больше, чем мужчины, так как, будучи физически слабее, они испытывают большую необходимость в покровительстве закона и общества.

4. Если женщины платят подати наравне с мужчинами, выполняют государственные повинности, то они имеют право на своё собственное мнение по управлению государством. Не иметь право голоса можно только в случае невыполнения вышеизложенного.

5. Незамужние женщины уже добились права иметь собственное состояние. Это право должно быть предоставлено и замужним. Женщины размышляют, пишут и преподают. Они должны иметь и политическую силу.

6. Замужние женщины умны, способны. Им нужно дать право голосовать, выражать свои взгляды по поводу политических действий.

Дайте право голоса женщине, и она поймет это! Обладая собственностью, платя подати и выполняя повинности государству, женщина должна иметь и политические права. Будем надеяться, что различие пола, так же как и различие цвета кожи, не будет считаться достаточным оправданием для того, чтобы лишить человека одинакового покровительства закона и истинных прав гражданина.

 

ДАЙТЕ ПРАВО ГОЛОСА ЖЕНЩИНЕ, И ОНА ПОЙМЕТ ЭТО!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: