В 70-80-е годы продолжается совершенствование методики. Дальнейшее развитие получают вопросы влияния природоведческих знаний на развитие ребенка, поиски путей их систематизации, изучение возможностей усвоения дошкольниками существующих в природе взаимосвязей, воспитание положительного отношения к природе, желания трудиться, заботиться о живых существах, беречь природное окружение (П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, В. Г. Грецова-Фокина, Н. Ф. Виноградова, Е. И. Золотова и др.).
В начале 70-х годов стало уделяться усиленное внимание проблеме охраны природы, что привело к активной пропаганде экологических знаний. В это время появился теория: "природоохранительное просвещение".
К концу 70-х годов в науке широкое распространение получило понятие "комплексная, социальная, глобальная экология", отражающее сущность исследований по взаимодействию человека и общества в целом с природой. Поэтому вместо "природоохранительного образования" стали говорить об «экологическом образовании».
В 70-80-х годах исследователями И. Д.Зверевым. И.Т.Суравегиной, А.Н.Захлебным и др. были сформулированы основные принципы экологического образования:
· Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры.
· Систематизированность и непрерывность изучения экологического материала.
· Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начала в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.
· Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.
Основоположник экологического образования в России И.Д.Зверев, отмечал, что знания о природе являются общедидактической основой её охраны, то есть только на основе знаний можно убедить детей в необходимости заботливого отношения к природе, её богатствам, И. Д. Зверев подчеркивал, что необходима концентрация усилий ученых в разработке условий формирования экологической ответственности. К этим условиям он относил:
|
· -гуманизацию образования в целях формирования общечеловеческого приоритета сохранения среды жизни;
· -активизация экологического движения;
· -применение знаний в практической деятельности как элемента экологической культуры;
· -преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением и деятельностью;
· -создание вариантов содержания и форм экологического образования в изменяющихся условиях.
Д. Н. Кавтарадзе, отмечает, что главное в экологическом образовании — формирование соответствующего мировоззрения, формирование экологического сознания. Он отмечает, что многие проведенные существующие в стране исследования по охране природы рассматривают природные ресурсы, но не природу. Для формирования активного экологического сознания, воспитания бережного и заботливого отношения к природе необходимы знания в сочетании с практической деятельностью по охране природы: огораживание муравейников, спасение мальков, птенцов. В процессе этого воспитываются милосердие, человечность, умение сочувствовать и сопереживать.
Г. Д. Гачев подчеркивает, что «на природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда. Природу надо воспринимать как «самоценность.»
|
Таким образом, в педагогической теории стала разрабатываться новая область - теория и методика экологического образования, вырабатывающая содержание, принципы, методы, формы экологического образования.
Теоретической основой методики экологического воспитания дошкольников является ряд исследований в области дошкольной педагогики. Это работы И. А. Хайдуровой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, 3. П.Плохий,Н.Н.Кондратьевой,А.М.Федотовой, Л.С.Игнаткиной,Т.В.Христовской,И.А.Комаровой,Т.Г.Табунашвили и др.
Главная направленность этих исследований - отбор и систематизация экологически значимого содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Авторами показано, что дети 5-7 лет способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы: связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней, рост и развитие, связи в сообществах живых организмов.
А.М.Федотовой установлено, что дошкольникам и младшим школьникам легче усваивать обобщенные представления о группах не родственных животных и имеющих морфофункциональное сходство.
Исследование Н.Н.Кондратьевой, автора программы экологического образования детей дошкольного возраста «Мы», показало, что отношение к животным и растениям у детей 7-8 лет неоднозначно. Прежде всего, это проявление интереса к живым существам, желание вступать в контакт и общаться с ними. Н.Н., Кондратьева выявила, что отношение детей к живому отличается повышенной эмоциональностью и познавательной направленностью, которая сочетается с экспериментированием над живыми существами.
|
А.Н.Потапова подчеркивала, что очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и заботливое отношение к природе. Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существовать вокруг него в достаточном количестве. Ведущая роль в овладении детьми знаниями о природе отводится воспитателю.
В работе Л.Унучек «Воспитываем бережное отношение к природе» выявлено, что экологические знания раскрывают зависимости, существующие в природе, и способствуют формированию осознанного отношения к природе.
Э.И.Залкинд считает, что воспитание положительного отношения к живым существам должно основываться на взаимосвязи между полученными детьми знаниями и практической деятельностью по выращиванию растений и охране природы.
М.К.Ибрагимова пишет, что общение с животным вызывает у ребенка большие эмоциональные переживания, которые сохраняются в памяти, оставляют хорошие воспоминания, добрые чувства. Ребенку следует предоставлять беспрепятственный доступ к животным, давать возможность налаживать сними контакт. Причиной неправильного обращения детей с живыми существами М.К.Ибрагимова считает отсутствие знаний и соответствующих навыков. На отношение к животным влияет и уровень отношения ребёнка к окружающим.
Экологическое воспитание - это воздействие на сознание людей в процессе формирования личности с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к совокупности природных и социальных благ.
По данным А.Емельяненко длительное участие дошкольников в уходе за животными помогает не только воспитывать чувство ответственности, любовь ко всему живому, но и расширять знания детей. Таким образом, чувство деятельной любви и соответствующее ему поведение развивается постепенно на основе знаний от положительно-эмоционального отношения к сознательно-направленной деятельности.
Исследование И. А. Хайдуровой доказывает, что старшие дошкольники способны усваивать представления общего характера об экологических зависимостях в природе.
Таким образом, содержание и методика ознакомления дошкольников с природой были переосмыслены к 80-м годам XX в. 80-90-е гг. можно считать периодом становления теории экологического образования детей дошкольного возраста.. С принятием постановления "Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации" (30.03.1974 № 4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе учебно-воспитательных учреждений, в том числе и детских садов.
В 90-е годы с выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании», "Указа Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (1992 г.) постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03.1997 № 4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Разработки по усовершенствованию программ по экологическому образованию дошкольников ведут такие видные ученые, как Н.Н.Кондратьева Л.М.Маневцова С.Н.Николаева, НА. Рыжова и др.
В России создана законодательно-правовая база, обеспечивающая экологизацию образования и воспитания в дошкольных учреждениях. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН и ратифицированная в 1990 г. Российской Федерацией провозгласила четыре основных требования:
· Право ребенка на жизнь.
· Право на развитие (образование, отдых, досуг, участие в культурной жизни).
· Право на защиту.
· Право на активное участие в жизни общества (право на информацию и свободу выражения мнения, свобода слова, совести, религии).
Ниже приводится список законодательных и нормативных документов, обеспечивающих экологизацию образования и воспитания в дошкольных учреждениях.
· Конституция РФ.
· Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (от 3 июля 1998 г).
· Материалы Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды (14-26 окт. 1977 г., Тб.)-
· Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" "1034-1 от 19.04.1991 в ред. Закона РФ от 02.06.93"50764, Федерального Закона "89-ФЗ от 19.06.95.
· Федеральный Закон "Об охране окружающей природной среды". "2060-1 от 19.12.1991 (ред. От 02.06.1993 "5076- 1).
· Программа действий: Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева. Центр "За наше общее будущее". 1993.
· Конвенция о доступе к информации и участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. ООН. Экономический и Со циальный Совет. Европейская экономическая комиссия. Орхус 23-25 авг. 1998.
· Постановление Правительства РФ "1208 от 03.11.94 "О мерах по улучшению экологического образования населения".
· Дошкольное образование в России. (Сборник действующих нормативно-правовых и научно-методических материалов). Под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: ACT. 1997. 336 с.
· Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России. (Материалы первоначального доклада Российской Федерации Комитету по правам ребенка ООН). М. 1993.
· Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации". 20.02.95 г. "24-ФЗ.
· Федеральный Закон "Об общественных объединениях".
· Федеральный Закон "Об экологической экспертизе" "174- ФЗ от 23.11.95.
· Федеральная целевая программа "Дети Чернобыля" на 1998- 2000 г.г., входящая в ФЦП "Дети России". Утверждена постановлением Правительства РФ "1207 от 19.02.97.
• В 90-х годах XX в. под влиянием ряда объективных факторов (смена государственного устройства, процессы демократизации в обществе, пересмотр идеологических позиций, активная интеграция России в мировое сообщество) изменились стратегии экологического образования. Можно выделить следующие тенденции в развитии экологического образования.
1. Гуманизация образования, означающая создание условий для свободного и гармоничного развития личности ребенка (Закон РФ «Об образовании, 1992).
Гуманизм в широком смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, развитие и проявление своих способностей. Принцип гуманизации исходит из признания личности каждого ребенка высшей социальной ценностью.
Гуманизация процесса экологического образования предполагает:
- свободу выбора через организацию широкого поля деятельности для активного познания, взаимодействия с природой, социальных контактов, творчества детей; личностную ориентацию образовательно-воспитательного процесса в направлении, обеспечивающем удовлетворение ведущих жизненных потребностей ребенка, полноценное развитие, личностное самоутверждение, самовыражение в разных видах деятельности;
- создание условий эмоционально-положительного комфорта в процессе изучения природы, который развертывается как субъективно переживаемая, увлекательная, интересная деятельность, укрепляющая чувство доверия ребенка к миру.
2. Гуманитаризация образования, направленная на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования.
Гуманитарные науки исследуют то, что сотворено людьми (культура, искусство). Гуманитарное познание ориентировано па индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям. В противоположность этому «естественнонаучный» традиционно рассматривается как ценностно-нейтральный. Мир классической науки сам по себе лишен сострадания, заботы и других субъективных человеческих качеств и чувств, нуждается в дополнении человеческими ценностями и смыслами. Стремление заложить в содержание начального естествознания основы наук привело к формированию у детей картины мира, лишенной человека. Гуманизация, по сути, направлена на формирование «очеловеченной» картины мира.
Гуманитаризация распространилась на методы обучения и. способы познания детьми окружающего мира. Гуманитарное познание, в отличие от естественнонаучного, предполагает переход от факта к смыслу, от предмета к его ценности, от объяснения к пониманию. А понимание - это не только знание, но и соучастие, сопереживание другому. Понимание основано на заинтересованном отношении и связано с личным опытом, нравственными установками, ценностными ориентациями. В практике экологического образования стали широко использоваться приемы «вживания в образ» изучаемого объекта, «эмпатии», «выражения личностного отношения» и др.
3. Вариативность образования, которая отражает его ориентированность на индивидуальные запросы разных людей, а также интересы социальных групп. Разработаны вариативные программы экологического образования и воспитания детей, обеспечивающие развитие разных сфер личности ребенка.
4. Технологизация обучения детей, которая предполагает проектирование образовательного процесса, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный результат, предусматривает четкую алгоритмизацию и диагностику деятельности учащихся. При новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности детей. Среди разнообразных педагогических технологий наиболее адекватными задачам экологического образования являются: технологии обучения в малых группах сотрудничества, исследовательские технологии (метод проектов и др.), технологии «игрового моделирования», ТРИЗ-технологии.
5. Регионализация образования, направленная на удовлетворение образовательных потребностей жителей каждого конкретного региона России. Несмотря на общность политических и экономических процессов, происходящих в разных регионах нашей страны, между ними имеются большие различия в природных условиях, в структуре экономики, характере хозяйственной деятельности, в традициях и культуре населения. Региональный компонент содержания необходимо учитывать при отборе учебного материала.
В настоящее время в России действует система непрерывного экологического образования, первым звеном которой является ДОУ. Ребенок, начиная с дошкольного возраста, включается в систематическое экологическое образование, с учетом преемственности. Работа дошкольных учреждений в системе непрерывного экологического образования улучшает координацию дошкольных учреждений с другими организациями, что позволяет получить более эффективные результаты.
Экологическое образование дошкольников по своему содержанию и методам отличается от других звеньев системы экологического образования, что, прежде всего, обусловлено психофизиологическими особенностями данного возраста. С точки зрения дошкольного экологического образования важно целостное восприятие окружающего мира (ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды), которое с возрастом теряется.
В 1998-99 г.г. творческий коллектив московских ученых, педагогов и специалистов Центрального совета Всероссийского общества охраны природы разработали научно-практические рекомендации по комплексной экологизации деятельности дошкольных учреждений «ДЕТСКИЙ САД - ЭТАЛОН ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» (Т.В, Потапова и др.).
В рекомендациях отмечается, что экологическое образование как база перехода общества на путь устойчивого развития должно трактоваться в широком смысле слова как междисциплинарная реформа всей системы образования на всех уровнях и для всех возрастов, вооружающая каждого индивидуума способностями решать жизненные задачи, опираясь на ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД к ним.
Национальный план действий по охране окружающей среды РФ на 1999-2001 г.г. предусматривает разработку и внедрение новых подходов к содержанию и организации экологического образования. Основные направления государственной политики в этой области включают:
· организацию всеобщего непрерывного экологического образования и обеспечение широкого экологического просвещения всех социальных групп населения;
· распространение достоверной экологической информации СМИ, издание экологической литературы и учебно-методических пособий;
· развитие общественных экологических движений детей, молодежи, взрослого населения;
· информирование широких, слоев населения о возможных путях экологизации производственной и непроизводственной деятельности;
· разъяснение экономических аспектов взаимоотношений природы и общества: разрушать природу не только аморально, но и экономически невыгодно;
· усиление подготовки специалистов по техническим вопросам экологизации производственной и непроизводственной деятельности;
• расширение просветительской деятельности по устойчивому
развитию.
К настоящему времени разработано несколько концепций и множество программ экологического образования и воспитания дошкольников.
Концепция и программа Т.В. Потаповой "Надежда" (комплексная программа подготовки дошкольников к обучению основам экологии, природопользования и правам человека).
В основу Концепции авторы положили целостное представление о ДОУ как информационно-культурной и хозяйственной структуре, способной реализовать основные принципы устойчивого развития и стать в этом отношении для местного населения образцово- показательной действующей моделью - "эталоном экологической культуры". К обеспечению экологической безопасности и созданию условий для воспитания экологической культуры детей в ДОУ важно привлечь как можно более широкий круг организаций.
Основные цели дошкольного экологического образования и воспитания:
· Развить в ребенке восприимчивость к явлениям в своей среде обитания.
· Обеспечить ребенка знаниями о природе и о месте человека в окружающем его мире,
· Дать навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человечества.
· Привить нравственные принципы, моральные и этические нормы человека будущего, способного жить в гармонии с обществом и окружающей средой.
• Заложить основу для обучения правам человека. Специфика работы с дошкольниками:
• полноценное экологическое образование и воспитание
можно дать ребенку только в обстановке, насыщенной образцами экологически грамотной деятельности старших, причем, при условии, что старшие придают этой деятельности необходимое эмоциональное сопровождение и дают ей экологически грамотное объяснение на доступном для ребенка языке;
дети не в состоянии самостоятельно оценить экологическое состояние окружающей обстановки, изменить ее или сменить, поэтому взрослые должны реализовать все возможности для максимального ее улучшения и защиты ребенка от реально существующих экологических опасностей.
Принципы обеспечения экологического образования и воспитания ребенка в дошкольном детстве:
• максимальное обеспечение экологической безопасности ребенка; создание для ребенка максимально эффективной эколого-развивающей среды.
Мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасностью и экологическое просвещение детей и взрослых:
Сбор и анализ информации об экологической безопасности места и оборудования ДОУ.
· Организация непрерывного экологического мониторинга Витания, водоснабжения, санитарно-гигиенического состояния помещений и территории ДОУ.
· Обеспечение максимального видового разнообразия флоры и фауны на территории и в помещении ДОУ.
Создание экологической лаборатории в ДОУ или (и) вневедомственного местного центра поддержки эколого-воспитательной работы ДОУ.
• Сбор и анализ информации об эколого-образовательных программах, разработка на их основе собственных программ.
Содержание работы по воспитанию экологической культуры.
· Приобщение детей к здоровому образу жизни.
· Созидательная работа детей с бросовым материалом (природным и вторичным сырьем).
· Активное участие детей в природоохранной и природо- восстановительной деятельности, оборудовании и дизайне помещения и территории.
Концепция и программа С.Н. Николаевой "Юный эколог».. Николаева делает акцент в экологическом воспитании дошкольников на их ознакомлении с живыми организмами и природными системами (сообществами). Доказывает, что на основе представлений о взаимосвязях в природе, специфики живого у детей закладываются правильные формы отношения к природе: интерес к её познанию, готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.
С.Н. Николаева подчеркивает, что понимание специфики живого, постоянное общение с животными, выращивание растений - это необходимые условия для воспитания у детей заботливого, гуманного отношения к природе.
В содержание экологических знаний о живых существах С.Н.Николаева включила следующее:
1.Знания о связи растений с внешней средой.
2.Размножение, рост и развитие растений.
3.Многообразие растений.
4.Связь животных с внешней средой.
5,Размножение, рост и развитие животных.
6.Многообразие животного мира.
Ведущим методом экологического воспитания СН.Николаева определяет наблюдение. Она выделила требования к ним, разработала циклы наблюдений за обитателями уголка природы, определила типы занятия по ознакомлению с природой: первично-ознакомительные; углубленно-
познавательные; обобщающие; комплексные. С.Н. Николаева отмечает, что в воспитании любви к природе большую роль играют прогулки, экскурсии, детские праздники, игры с природоведческим знанием, и условия её реализация в детском саду. Его издано много пособий для воспитателей и родителей по организации работы по экологическому воспитанию в детском саду и дома.
Концепция и программа Н.А. Рыжовой "Наш дом - природа". Н.А. Рыжовой определен комплекс задач в области экологического обучения, воспитания и развития ребенка:
• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
• развитие познавательного интереса;
• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
· воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
· формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
· формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общении с природой);
· освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
· формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
· формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Н.А. Рыжова выделяет принципы отбора содержания экологического образования дошкольников: • целостность отражает целостное восприятие дошкольником окружающего мира и единство ребенка с миром природы;
конструктивизм - экологическое образование базируется только на нейтральной, положительной или отрицательно-положительной информации.
Содержание программы включает несколько блоков: «Вода», «Воздух», «Растения», «Животные», «Я и природа», которые позволяют педагогу дать ребёнку в увлекательной для него форме знания о природе, её законах, взаимосвязях природных объектов. Знания являются средством для формирования у детей экологического мировоззрения, заботливого и ответственного отношения к природе.
С целью экологического образования, воспитания в детях эмоционального отношения к природе, сочувствия к ней Н.А. Рыжова разработала экологический проект «Дерево». Его реализация предусматривает интегрированный подход: дети много рисуют, сочиняют сказки, участвуют в играх, слушают музыку. При этом все виды деятельности связаны с результатами наблюдений ребят за деревьями.
Концепция и программа Н.Е. Черноивановой «Экология ДО экологии» направлена на культурно-экологическое образование дошкольников средствами фольклора. Цель - развитие у ребенка основ экологической культуры на основе постижения самоценности природы. Отличительной особенностью содержания программы является ее культурологическая основа, обеспечивающая интеграцию экологического и фольклорного аспектов, что помогает ребенку многогранно познавать мир природы. В программе смещены акценты с охранительных тенденций в дошкольном экологическом образовании к природосозидающим, суть которых состоит в приобретении способов и опыта взаимодействия с природой на основе осознания ее самоценности, сохранения, созидания и воспроизведения природных богатств.
Таким образом, в наши дни вопросы экологического воспитания детей приобрели новую актуальность. Многие современные концепции и программы направлены на экологическое образование детей. Несмотря на определенные различия в подходах к реализации экологического образования, большинством специалистов признается необходимость включать рассмотрение экологических проблем практически во все учебные программы.