Тема 3, вопрос № 5 «Становление и развитие экологического образования дошкольников 80-е xx в.-xxI»




В 70-80-е годы продолжается совершенствование методи­ки. Дальнейшее развитие получают вопросы влияния природоведческих знаний на развитие ребенка, поиски путей их систе­матизации, изучение возможностей усвоения дошкольниками существующих в природе взаимосвязей, воспитание положи­тельного отношения к природе, желания трудиться, заботиться о живых существах, беречь природное окружение (П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, В. Г. Грецова-Фокина, Н. Ф. Виноградова, Е. И. Золотова и др.).

В начале 70-х годов стало уделяться усиленное внима­ние проблеме охраны природы, что привело к активной пропа­ганде экологических знаний. В это время появился теория: "природоохранительное просвещение".

К концу 70-х годов в науке широкое распространение получило понятие "комплексная, социальная, глобальная эколо­гия", отражающее сущность исследований по взаимодействию человека и общества в целом с природой. Поэтому вместо "при­родоохранительного образования" стали говорить об «экологи­ческом образовании».

В 70-80-х годах исследователями И. Д.Зверевым. И.Т.Суравегиной, А.Н.Захлебным и др. были сформулированы основные принципы экологического образования:

· Междисциплинарный подход в формировании экологиче­ской культуры.

· Систематизированность и непрерывность изучения экологи­ческого материала.

· Единство интеллектуального и эмоционально-волевого на­чала в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.

· Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

Основоположник экологического образования в России И.Д.Зверев, отмечал, что знания о природе являются общеди­дактической основой её охраны, то есть только на основе зна­ний можно убедить детей в необходимости заботливого отно­шения к природе, её богатствам, И. Д. Зверев подчеркивал, что необходима концентрация усилий ученых в разработке условий формирования экологической ответственности. К этим услови­ям он относил:

· -гуманизацию образования в целях формирования общече­ловеческого приоритета сохранения среды жизни;

· -активизация экологического движения;

· -применение знаний в практической деятельности как эле­мента экологической культуры;

· -преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоция­ми, отношением и деятельностью;

· -создание вариантов содержания и форм экологического образования в изменяющихся условиях.

Д. Н. Кавтарадзе, отмечает, что главное в экологическом об­разовании — формирование соответствующего мировоззрения, формирование экологического сознания. Он отмечает, что мно­гие проведенные существующие в стране исследования по ох­ране природы рассматривают природные ресурсы, но не приро­ду. Для формирования активного экологического сознания, вос­питания бережного и заботливого отношения к природе необхо­димы знания в сочетании с практической деятельностью по ох­ране природы: огораживание муравейников, спасение мальков, птенцов. В процессе этого воспитываются милосердие, чело­вечность, умение сочувствовать и сопереживать.

Г. Д. Гачев подчеркивает, что «на природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда. Природу надо воспринимать как «самоценность.»

Таким образом, в педагогической теории стала разрабаты­ваться новая область - теория и методика экологического обра­зования, вырабатывающая содержание, принципы, методы, формы экологического образования.

Теоретической основой методики экологического воспита­ния дошкольников является ряд исследований в области дошко­льной педагогики. Это работы И. А. Хайдуровой, С. Н. Нико­лаевой, Е. Ф. Терентьевой, 3. П.Плохий,Н.Н.Кондратьевой,А.М.Федотовой, Л.С.Игнаткиной,Т.В.Христовской,И.А.Комаровой,Т.Г.Табунашвили и др.

Главная направленность этих исследований - отбор и систе­матизация экологически значимого содержания знаний о приро­де для детей дошкольного возраста и младшего школьного воз­раста. Авторами показано, что дети 5-7 лет способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы: связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней, рост и развитие, связи в сообществах живых организмов.

А.М.Федотовой установлено, что дошкольникам и младшим школьникам легче усваивать обобщенные представления о группах не родственных животных и имеющих морфофункциональное сходство.

Исследование Н.Н.Кондратьевой, автора программы эколо­гического образования детей дошкольного возраста «Мы», по­казало, что отношение к животным и растениям у детей 7-8 лет неоднозначно. Прежде всего, это проявление интереса к живым существам, желание вступать в контакт и общаться с ними. Н.Н., Кондратьева выявила, что отношение детей к живому отли­чается повышенной эмоциональностью и познавательной на­правленностью, которая сочетается с экспериментированием над живыми существами.

А.Н.Потапова подчеркивала, что очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и за­ботливое отношение к природе. Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существо­вать вокруг него в достаточном количестве. Ведущая роль в овладении детьми знаниями о природе отводится воспитателю.

В работе Л.Унучек «Воспитываем бережное отношение к природе» выявлено, что экологические знания раскрывают за­висимости, существующие в природе, и способствуют форми­рованию осознанного отношения к природе.

Э.И.Залкинд считает, что воспитание положительного от­ношения к живым существам должно основываться на взаимо­связи между полученными детьми знаниями и практической деятельностью по выращиванию растений и охране природы.

М.К.Ибрагимова пишет, что общение с животным вызывает у ребенка большие эмоциональные переживания, которые со­храняются в памяти, оставляют хорошие воспоминания, добрые чувства. Ребенку следует предоставлять беспрепятственный дос­туп к животным, давать возможность налаживать сними кон­такт. Причиной неправильного обращения детей с живыми существами М.К.Ибрагимова считает отсутствие знаний и соответствующих навыков. На отношение к животным влияет и уро­вень отношения ребёнка к окружающим.

Экологическое воспитание - это воздействие на сознание людей в процессе формирования личности с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к совокупности природных и социальных благ.

По данным А.Емельяненко длительное участие дошкольни­ков в уходе за животными помогает не только воспитывать чув­ство ответственности, любовь ко всему живому, но и расширять знания детей. Таким образом, чувство деятельной любви и соот­ветствующее ему поведение развивается постепенно на основе знаний от положительно-эмоционального отношения к созна­тельно-направленной деятельности.

Исследование И. А. Хайдуровой доказывает, что старшие дошкольники способны усваивать представления общего характера об экологических зависимостях в природе.

Таким образом, содержание и методика ознакомления дошкольников с природой были переосмыслены к 80-м годам XX в. 80-90-е гг. можно считать периодом становления теории экологического образования детей дошкольного возраста.. С принятием постановления "Об экологическом образовании обу­чающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации" (30.03.1974 № 4/1-6) экологическое образование посте­пенно становится важнейшим направлением в работе учебно-воспитательных учреждений, в том числе и детских садов.

В 90-е годы с выходом в свет законов РФ «Об охране ок­ружающей природной среды» и «Об образовании», "Указа Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (1992 г.) постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образователь­ных учреждениях Российской Федерации» (30.03.1997 № 4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Разработки по усовершенствованию программ по экологическому образованию дошкольников ведут такие видные ученые, как Н.Н.Кондратьева Л.М.Маневцова С.Н.Николаева, НА. Рыжова и др.

В России создана законодательно-правовая база, обеспе­чивающая экологизацию образования и воспитания в дошко­льных учреждениях. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН и ратифицированная в 1990 г. Российской Федерацией провозгласила четыре основных требо­вания:

· Право ребенка на жизнь.

· Право на развитие (образование, отдых, досуг, участие в культурной жизни).

· Право на защиту.

· Право на активное участие в жизни общества (право на ин­формацию и свободу выражения мнения, свобода слова, совести, религии).

Ниже приводится список законодательных и норматив­ных документов, обеспечивающих экологизацию образования и воспитания в дошкольных учреждениях.

· Конституция РФ.

· Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (от 3 июля 1998 г).

· Материалы Межправительственной конференции по обра­зованию в области окружающей среды (14-26 окт. 1977 г., Тб.)-

· Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" "1034-1 от 19.04.1991 в ред. Закона РФ от 02.06.93"50764, Федерального Закона "89-ФЗ от 19.06.95.

· Федеральный Закон "Об охране окружающей природной среды". "2060-1 от 19.12.1991 (ред. От 02.06.1993 "5076- 1).

· Программа действий: Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева. Центр "За наше общее будущее". 1993.

· Конвенция о доступе к информации и участии общественно­сти в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. ООН. Экономический и Со циальный Совет. Европейская экономическая комиссия. Орхус 23-25 авг. 1998.

· Постановление Правительства РФ "1208 от 03.11.94 "О ме­рах по улучшению экологического образования населения".

· Дошкольное образование в России. (Сборник действую­щих нормативно-правовых и научно-методических материалов). Под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: ACT. 1997. 336 с.

· Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России. (Материалы первоначального доклада Российской Федерации Комитету по правам ребенка ООН). М. 1993.

· Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации". 20.02.95 г. "24-ФЗ.

· Федеральный Закон "Об общественных объединениях".

· Федеральный Закон "Об экологической экспертизе" "174- ФЗ от 23.11.95.

· Федеральная целевая программа "Дети Чернобыля" на 1998- 2000 г.г., входящая в ФЦП "Дети России". Утверждена поста­новлением Правительства РФ "1207 от 19.02.97.

• В 90-х годах XX в. под влиянием ряда объективных факторов (смена государственного устройства, процессы демо­кратизации в обществе, пересмотр идеологических позиций, активная интеграция России в мировое сообщество) измени­лись стратегии экологического образования. Можно выделить следующие тенденции в развитии экологического образования.

1. Гуманизация образования, означающая создание усло­вий для свободного и гармоничного развития личности ребенка (Закон РФ «Об образовании, 1992).

Гуманизм в широком смысле - исторически изменяющая­ся система воззрений, признающая ценность человека как лич­ности, его право на свободу, развитие и проявление своих спо­собностей. Принцип гуманизации исходит из признания лично­сти каждого ребенка высшей социальной ценностью.

Гуманизация процесса экологического образования пред­полагает:

- свободу выбора через организацию широкого поля дея­тельности для активного познания, взаимодействия с природой, социальных контактов, творчества детей; личностную ориентацию образовательно-воспитательного процесса в направлении, обеспечивающем удовлетворение ведущих жизненных потребностей ребенка, полноценное развитие, личностное самоутверждение, самовы­ражение в разных видах деятельности;

- создание условий эмоционально-положительного ком­форта в процессе изучения природы, который развертывается как субъективно переживаемая, увлекательная, интересная дея­тельность, укрепляющая чувство доверия ребенка к миру.

2. Гуманитаризация образования, направленная на при­оритетное развитие общекультурных компонентов в содержа­нии образования.

Гуманитарные науки исследуют то, что сотворено людьми (культура, искусство). Гуманитарное познание ориентировано па индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям. В противоположность этому «есте­ственнонаучный» традиционно рассматривается как ценностно-нейтральный. Мир классической науки сам по себе лишен со­страдания, заботы и других субъективных человеческих качеств и чувств, нуждается в дополнении человеческими ценностями и смыслами. Стремление заложить в содержание начального есте­ствознания основы наук привело к формированию у детей кар­тины мира, лишенной человека. Гуманизация, по сути, направ­лена на формирование «очеловеченной» картины мира.

Гуманитаризация распространилась на методы обучения и. способы познания детьми окружающего мира. Гуманитарное познание, в отличие от естественнонаучного, предполагает пе­реход от факта к смыслу, от предмета к его ценности, от объяс­нения к пониманию. А понимание - это не только знание, но и соучастие, сопереживание другому. Понимание основано на заинтересованном отношении и связано с личным опытом, нравственными установками, ценностными ориентациями. В практике экологического образования стали широко использо­ваться приемы «вживания в образ» изучаемого объекта, «эмпатии», «выражения личностного отношения» и др.

3. Вариативность образования, которая отражает его ори­ентированность на индивидуальные запросы разных людей, а также интересы социальных групп. Разработаны вариативные программы экологического образования и воспитания детей, обеспечивающие развитие разных сфер личности ребенка.

4. Технологизация обучения детей, которая предполагает проектирование образовательного процесса, исходя из конкрет­ных условий и ориентируясь на заданный результат, предусмат­ривает четкую алгоритмизацию и диагностику деятельности учащихся. При новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной позна­вательной деятельности детей. Среди разнообразных педагоги­ческих технологий наиболее адекватными задачам экологиче­ского образования являются: технологии обучения в малых группах сотрудничества, исследовательские технологии (метод проектов и др.), технологии «игрового моделирования», ТРИЗ-технологии.

5. Регионализация образования, направленная на удовле­творение образовательных потребностей жителей каждого кон­кретного региона России. Несмотря на общность политических и экономических процессов, происходящих в разных регионах нашей страны, между ними имеются большие различия в при­родных условиях, в структуре экономики, характере хозяйст­венной деятельности, в традициях и культуре населения. Регио­нальный компонент содержания необходимо учитывать при отборе учебного материала.

В настоящее время в России действует система непрерыв­ного экологического образования, первым звеном которой явля­ется ДОУ. Ребенок, начиная с дошкольного возраста, включает­ся в систематическое экологическое образование, с учетом пре­емственности. Работа дошкольных учреждений в системе не­прерывного экологического образования улучшает координа­цию дошкольных учреждений с другими организациями, что позволяет получить более эффективные результаты.

Экологическое образование дошкольников по своему со­держанию и методам отличается от других звеньев системы экологического образования, что, прежде всего, обусловлено психофизиологическими особенностями данного возраста. С точки зрения дошкольного экологического образования важно целостное восприятие окружающего мира (ребенок еще не вы­деляет себя из окружающей среды), которое с возрастом теряет­ся.

В 1998-99 г.г. творческий коллектив московских ученых, педагогов и специалистов Центрального совета Всероссийского общества охраны природы разработали научно-практические рекомендации по комплексной экологизации деятельности до­школьных учреждений «ДЕТСКИЙ САД - ЭТАЛОН ЭКОЛО­ГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» (Т.В, Потапова и др.).

В рекомендациях отмечается, что экологическое образо­вание как база перехода общества на путь устойчивого развития должно трактоваться в широком смысле слова как междисцип­линарная реформа всей системы образования на всех уровнях и для всех возрастов, вооружающая каждого индивидуума спо­собностями решать жизненные задачи, опираясь на ЭКОЛОГИ­ЧЕСКИЙ ПОДХОД к ним.

Национальный план действий по охране окружающей среды РФ на 1999-2001 г.г. предусматривает разработку и внедрение новых подходов к содержанию и организации экологического образования. Основные направления государственной политики в этой области включают:

· организацию всеобщего непрерывного экологического об­разования и обеспечение широкого экологического просвеще­ния всех социальных групп населения;

· распространение достоверной экологической информации СМИ, издание экологической литературы и учебно-методических пособий;

· развитие общественных экологических движений детей, молодежи, взрослого населения;

· информирование широких, слоев населения о возможных путях экологизации производственной и непроизводственной деятельности;

· разъяснение экономических аспектов взаимоотношений природы и общества: разрушать природу не только аморально, но и экономически невыгодно;

· усиление подготовки специалистов по техническим вопро­сам экологизации производственной и непроизводственной дея­тельности;

• расширение просветительской деятельности по устойчивому

развитию.

К настоящему времени разработано несколько концепций и множество программ экологического образования и воспитания дошкольников.

Концепция и программа Т.В. Потаповой "Надежда" (ком­плексная программа подготовки дошкольников к обучению основам экологии, природопользования и правам человека).

В основу Концепции авторы положили целостное представ­ление о ДОУ как информационно-культурной и хозяйственной структуре, способной реализовать основные принципы устойчи­вого развития и стать в этом отношении для местного населения образцово- показательной действующей моделью - "эталоном экологической культуры". К обеспечению экологической безо­пасности и созданию условий для воспитания экологической культуры детей в ДОУ важно привлечь как можно более широ­кий круг организаций.

Основные цели дошкольного экологического образования и воспитания:

· Развить в ребенке восприимчивость к явлениям в своей среде обитания.

· Обеспечить ребенка знаниями о природе и о месте чело­века в окружающем его мире,

· Дать навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человечества.

· Привить нравственные принципы, моральные и этиче­ские нормы человека будущего, способного жить в гар­монии с обществом и окружающей средой.

• Заложить основу для обучения правам человека. Специфика работы с дошкольниками:

• полноценное экологическое образование и воспитание

можно дать ребенку только в обстановке, насыщенной образца­ми экологически грамотной деятельности старших, причем, при условии, что старшие придают этой деятельности необходимое эмоциональное сопровождение и дают ей экологически грамот­ное объяснение на доступном для ребенка языке;

дети не в состоянии самостоятельно оценить экологиче­ское состояние окружающей обстановки, изменить ее или сме­нить, поэтому взрослые должны реализовать все возможности для максимального ее улучшения и защиты ребенка от реально существующих экологических опасностей.

Принципы обеспечения экологического образования и вос­питания ребенка в дошкольном детстве:

• максимальное обеспечение экологической безопасности ребенка; создание для ребенка максимально эффективной эколого-развивающей среды.

Мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасностью и экологическое просвещение детей и взрослых:

Сбор и анализ информации об экологической безопасности места и оборудования ДОУ.

· Организация непрерывного экологического мониторинга Витания, водоснабжения, санитарно-гигиенического состояния помещений и территории ДОУ.

· Обеспечение максимального видового разнообразия флоры и фауны на территории и в помещении ДОУ.

Создание экологической лаборатории в ДОУ или (и) вневе­домственного местного центра поддержки эколого-воспитательной работы ДОУ.

• Сбор и анализ информации об эколого-образовательных программах, разработка на их основе собственных программ.

Содержание работы по воспитанию экологической культу­ры.

· Приобщение детей к здоровому образу жизни.

· Созидательная работа детей с бросовым материалом (при­родным и вторичным сырьем).

· Активное участие детей в природоохранной и природо- восстановительной деятельности, оборудовании и дизайне поме­щения и территории.

Концепция и программа С.Н. Николаевой "Юный эколог».. Николаева делает акцент в экологическом воспитании до­школьников на их ознакомлении с живыми организмами и при­родными системами (сообществами). Доказывает, что на основе представлений о взаимосвязях в природе, специфики живого у детей закладываются правильные формы отношения к природе: интерес к её познанию, готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.

С.Н. Николаева подчеркивает, что понимание специфики живого, постоянное общение с животными, выращивание рас­тений - это необходимые условия для воспитания у детей забот­ливого, гуманного отношения к природе.

В содержание экологических знаний о живых существах С.Н.Николаева включила следующее:

1.Знания о связи растений с внешней средой.

2.Размножение, рост и развитие растений.

3.Многообразие растений.

4.Связь животных с внешней средой.

5,Размножение, рост и развитие животных.

6.Многообразие животного мира.

Ведущим методом экологического воспитания СН.Николаева определяет наблюдение. Она выделила требова­ния к ним, разработала циклы наблюдений за обитателями уголка природы, определила типы занятия по ознакомлению с природой: первично-ознакомительные; углубленно-

познавательные; обобщающие; комплексные. С.Н. Николаева отмечает, что в воспитании любви к природе большую роль играют прогулки, экскурсии, детские праздники, игры с приро­доведческим знанием, и условия её реализация в детском саду. Его издано много пособий для воспитателей и родителей по ор­ганизации работы по экологическому воспитанию в детском саду и дома.

Концепция и программа Н.А. Рыжовой "Наш дом - при­рода". Н.А. Рыжовой определен комплекс задач в области эко­логического обучения, воспитания и развития ребенка:

• формирование системы элементарных научных эко­логических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознан­но-правильного отношения к природе);

• развитие познавательного интереса;

• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для са­мого ребенка поведения;

· воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

· формирование умений и навыков наблюдений за при­родными объектами и явлениями;

· формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общении с природой);

· освоение элементарных норм поведения по отноше­нию к природе, формирование навыков рационального приро­допользования в повседневной жизни;

· формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

· формирование элементарных умений предвидеть по­следствия некоторых своих действий по отношению к окру­жающей среде.

Н.А. Рыжова выделяет принципы отбора содержания экологического образования дошкольников: • целостность отражает целостное восприятие дошкольником окружающего мира и единство ребенка с миром при­роды;

конструктивизм - экологическое образование базиру­ется только на нейтральной, положительной или отрицательно-положительной информации.

Содержание программы включает несколько блоков: «Вода», «Воздух», «Растения», «Животные», «Я и природа», которые позволяют педагогу дать ребёнку в увлекательной для него форме знания о природе, её законах, взаимосвязях природ­ных объектов. Знания являются средством для формирования у детей экологического мировоззрения, заботливого и ответст­венного отношения к природе.

С целью экологического образования, воспитания в де­тях эмоционального отношения к природе, сочувствия к ней Н.А. Рыжова разработала экологический проект «Дерево». Его реализация предусматривает интегрированный подход: дети много рисуют, сочиняют сказки, участвуют в играх, слушают музыку. При этом все виды деятельности связаны с результата­ми наблюдений ребят за деревьями.

Концепция и программа Н.Е. Черноивановой «Экология ДО экологии» направлена на культурно-экологическое образова­ние дошкольников средствами фольклора. Цель - развитие у ребенка основ экологической культуры на основе постижения самоценности природы. Отличительной особенностью содержания программы является ее культурологическая основа, обеспе­чивающая интеграцию экологического и фольклорного аспектов, что помогает ребенку многогранно познавать мир природы. В программе смещены акценты с охранительных тенденций в дошкольном экологическом образовании к природосозидающим, суть которых состоит в приобретении способов и опыта взаимодействия с природой на основе осознания ее самоценно­сти, сохранения, созидания и воспроизведения природных бо­гатств.

Таким образом, в наши дни вопросы экологического воспитания детей приобрели новую актуальность. Многие современные концепции и программы направлены на экологиче­ское образование детей. Несмотря на определенные различия в подходах к реализации экологического образования, большин­ством специалистов признается необходимость включать рас­смотрение экологических проблем практически во все учебные программы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: