Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины




Планы групповых занятий и образовательные технологии по дисциплине «ЭКОЛОГИЯ»

Семинар 1. Тема: ЭКОЛОГИЯ - КАК НАУКА
Цель: Углубить и совершенствовать знания студентов в вопросах теоретического осмысления проблемы экологии в современных условиях
Вопросы для обсуждения:
  1. Начальные этапы развития жизни.
  2. Определение экологии как науки.
  3. Сущность системного подхода при решении проблемы безопасности жизнедеятельности.
  4. Порядок создания и функционирования системы обеспечения безопасности государства.
  5. Классификация направлений современной экологии.
  1. Новые направления в экологии.
  2. Структура и содержание общей экологии.
  3. Задачи экологии как науки
Темы докладов/рефератов: 1. Этапы эволюции живого мира. 2. Цивилизация и природа. 3. Становление экологии. 4. Глобальный экологический кризис 5. Развитие современной экологии. 6. Научные парадигмы ХХ века. 7. Экология в системе естественных наук и ее структура. 8. Экология как мировоззрение. 9. Социальная и психологическая структуры личности, их влияние на безопасность. 10. Основные угрозы безопасности в социальной сфере. 11.Основные направления обеспечения социальной безопасности.  
Образовательные технологии- лекция, семинар, самостоятельная работа студентов
 
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная
 
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование.
 
Семинар 2. ОРГАНИЗМ И СРЕДА ОБИТАНИЯ
Цель:Углубить знания студентов в изучении организма и среды обитания в решении проблем популяции и биосферы.
Вопросы для обсуждения: 1. Охарактеризуйте состав клетки. 2. Обмен веществ - сущность, структура, содержание. 3. Энергетический обмен и его значение в жизни организмов. 4. Охарактеризуйте экологические категории организмов. 5. Характеристика человека в системе социального развития как индивида, индивидуальности, личности, субъекта. 6. Социальная и психологическая структуры личности, их влияние на безопасность. 7. Гомеостаз - сущность, структура, содержание. 8. Что означает биологический вид? 9. Организм как биологическая особь.
Темы докладов/рефератов:
  1. Экологические факторы и их действие.
  2. Абиотические факторы.
  3. Биотические факторы.
  4. Ресурсы среды.
  5. Закономерности воздействия факторов среды на организмы.
  6. Закон минимума Либиха.
  7. Закон лимитирующих факторов Шелфорда.
  8. Реакция организмов на изменения уровня экологических факторов. изменчивость.
  9. Адаптация - сущность, структура, содержание.
  10. Экологическая ниша организма
Образовательные технологии- лекция, семинар, самостоятельная работа студентов
Темы для самостоятельного изучения
  1. Среда обитания.
  2. Распределение организмов в биосфере.
  3. Почва и её обитатели.
  4. Круговорот веществ в природе.
  5. Организмы — индикаторы качества среды.
  6. Специализированные и общие ниши.
  7. Экологические формы.
  8. Стадии процесса приспособленности наземных животных
  9. Концепция лимитирующих факторов.
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная
 
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование.

 

Семинар 3. ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ
Цель:Совершенствовать знания студентов в изучении экологии популяций, лежащих в основе сохранения биосферы.
Вопросы для обсуждения:
  1. Размер популяции (популяционные законы).
  2. Возрастная и половая структуры популяций.
  3. Пространственная и логическая структуры популяций.
  4. Динамика популяций.
  5. Рост популяции и кривые роста.
  6. Стратификация общества и безопасность
  1. Классификация угроз социальной стабильности российского общества
Темы докладов/рефератов:
  1. Человек - элемент биосферы.
  2. Отличительные особенности человека
  3. История развития человеческого общества и экология
Образовательные технологии- лекция, семинар, самостоятельная работа студентов
Темы для самостоятельного изучения
  1. Колебания численности популяции.
  2. Отношения между популяциями.
  3. Симбиоз популяций.
  4. Основные характеристики популяций.
  5. Биотический потенциал.
  6. Смертность в популяциях.
  7. Гипотезы регуляции плотности популяций
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная
 
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование.

 

Семинар 4. ЭКОЛОГИЯ СООБЩЕСТВ
Цель:Углубить знания студентов в изучении актуальных проблем регулирующей роли экология сообществ, как основного элемента биосферы
Вопросы для обсуждения:
  1. Организация как система.
  2. Биотическое сообщество (биоценоз).
  3. Основные и мелкие сообщества.
  4. Видовое разнообразие в сообществах.
  5. Схема типичной наземной сукцессии.
  6. Пищевые цепи и экологические пирамиды.
Темы докладов/рефератов:
  1. Внутренняя организация функционирующих сообществ.
  2. Циркадный ритм - сущность, структура, содержание.
  3. Периодичность сообщества.
  4. Концепция краевого (приграничного) эффекта.
  5. Динамика природных сообществ.
Образовательные технологии лекция, семинар, самостоятельная работа студентов
Темы для самостоятельного изучения
  1. Закономерности трофического оборота в биоценозе.
  2. Видовая структура биоценозов.
  3. Пространственная структура
  4. Взаимоотношения между организмами.
  5. Влияние абиотических факторов среды
  6. Зооценоз. фитоценоз. мероценоз.
  7. Взаимодействия компонентов биоценоза.
  8. Классификация элементов сообщества и концепция экологического доминирования.
  9. Основные сообщества и их структура.
  10. Экологические ниши видов в сообществах.
  11. Закономерности саморегуляции биоценозов,
  12. Экологическое дублирование биоразнообразия.
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная
 
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование.

 

 

Семинар 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Цель:Систематизировать знания студентов в изучении экологических систем как основы существования биосферы.  
Вопросы для обсуждения:
  1. Структура экосистем.
  2. Продуктивность экосистем.
  3. Функционирование (динамика) экосистем.
  4. Круговорот биогенных элементов.
  5. Гомеостаз экосистемы.
  6. Принципы организации экосистем.
  7. Формирование различных экосистем.
  8. Трофические цепи.
  9. Абиотические факторы и их влияние на жизнь.
  10. Равновесие экосистем и равновесие популяций.
  11. Биотический потенциал и сопротивление среды
Темы докладов/рефератов:
  1. Способность к расселению и захвату новых мест обитания.
  2. Взаимодействия между видами и популяциями в экологических системах.
  3. Комменсализм. мутуализм. хищничество паразитизм
  4. Равновесия в системах "хищник-жертва" и "паразит-хозяин".
  5. Принцип стабильности экосистем.
  6. Конкуренция.
  7. Приспособление к местообитаниям и экологическим нишам.
  8. Межвидовая конкуренция.
  9. Организация живых и неживых систем.
  10. Принципы сохранения массы и энергии
Образовательные технологии: лекция, семинар, самостоятельная работа студентов
Темы для самостоятельного изучения
  1. Суточные и сезонные ритмичные изменения.
  2. Сукцессия - сущность, структура, содержание.
  3. Жизнь как термодинамический процесс.
  4. Основные экосистемы Земли и их особенности.
  5. Наземные экосистемы.
  6. Водные экосистемы.
  7. Закономерности географического распространения экосистем.
  8. Круговорот в экосистеме.
  9. Изменение экосистем и понятие об экологической сукцессии.
  10. Эволюционная сукцессия.
  11. Человек и основные принципы функционирования экосистем.
  12. Влияние человека на устойчивость экосистем.
  13. Скорость изменения экосистемы и влияние на нее человека.
  14. Агроэкосистемы.
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная
 
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование.

 

Семинар 6. БИОСФЕРА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Цель: Углубить знания студентов в изучении проблем биосферы как среды обитания человека в современных условиях.
Вопросы для обсуждения:
  1. Структура и границы биосферы.
  2. Геосферные оболочки земли.
  3. Общее строение планеты.
  4. Экология человека.
  5. Человек как биологический вид.
  6. Полиморфизм популяции человека.
  7. Среда обитания человека.
  8. Биологические потребности человека.
  9. Экологические факторы и здоровье человека.
  10. Защитные системы организма человека.
Темы докладов/рефератов:
  1. Атмосфера. гидросфера. литосфера. магнитосфера.
  2. Эволюция — история жизни.
  3. Земля во вселенной.
  4. Эволюция биосферы.
  5. Ресурсы биосферы.
  6. Природные ресурсы.
  7. Онтогенез человека или этапы индивидуальной жизни.
  8. Адаптация к экстремальным условиям.
  9. Экология человечества.
  10. Популяционные характеристики.
  11. Проблемы питания и производство продовольствия.
  12. Факторы, лимитирующие развитие человечества
Образовательные технологии лекция, семинар, самостоятельная работа студентов
Темы для самостоятельного изучения
  1. Технологическая цивилизация и биосфера.
  2. Экологические кризисы и катастрофы.
  3. Особенности антропогенного воздействия на биоту.
  4. История антропогенных экологических кризисов.
  5. Современный экологический кризис.
  6. Живое вещество биосферы.
  7. Свойства и функции живого в биосфере.
  8. Физико-химическое единство живого.
  9. Биогеохимические циклы
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная
 
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование.

 

Семинар 7. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ  
Цель: Совершенствовать знания студентов в изучении проблем антропогенного воздействия на окружающую среду и экологическую безопасность.
Вопросы для обсуждения: 1. Антропогенное воздействие на биосферу. 2. Воздействие на атмосферу. гидросферу. литосферу. 3. Место экологической безопасности в системе национальной безопасности России. 4. Характеристика экологического компонента исторического процесса. 5. Концепция национальной безопасности российской федерации и проблемы экологии. 6. Сущность экологической безопасности. 1. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности России.
Темы докладов/рефератов: 1. Воздействие на биосферу физических факторов. 2. Энергопотребление и биосфера. 3. Антропогенные чрезвычайные ситуации, войны. 4. Экологический риск. 5. Основные объекты экологической безопасности.. 6. Функции экологической политики. 7. Принципы государственной политики в области экологии. 8. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии. 1. Структура системы экономических механизмов обеспечения экологической безопасности.
Образовательные технологии лекция, семинар, самостоятельная работа студентов
Темы для самостоятельного изучения 1. Качества экологически зрелой личности. 2. Характеристика уровня экологического риска. 3. Сущность комплексной оценки экологических факторов опасности. 4. Процесс управления риском в экологической сфере. 5. Экологическое страхование. 6. Главная задача экологической экспертизы. 7. Ядерные технологии и экологические проблемы России в xxi веке. 8. Источники опасности для России в экологической сфере. 9. Основные показатели, характеризующие экологическую безопасность страны. 1. Взаимосвязь политических процессов с состоянием окружающей природной среды
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная
 
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование.

 

Семинар 8. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫРЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ  
Цель: Систематизировать знания студентов в изучении социальных аспектов решения экологических проблем в современной России как важнейшего условия становления социального государства
Вопросы для обсуждения: 2. Основные направления совершенствование социально-демографической политики государства. 3. Охарактеризуйте социально-демографические проблемы семьи, материнства и младенчества. 4. Миграционные процессы и проблемы демографии -сущность, структура и содержание. 5. Системный анализ и управление в экологии - содержание и пути формирования. 6. Постановка задачи и ограничение степени ее сложности 7. Установление иерархии целей и задач как метод экологических исследований. 8. Выбор путей решения задач в методике экологических исследований как методологическая проблема.
Темы докладов/рефератов: 1. Плата за использованные природные ресурсы - содержание и пути формирования. 2. Борьба за устойчивое развитие экономики как условие решения экологических проблем. 3. Социально-экономические меры в решении экологических проблем.. 4. Ограничения и культура потребления –важнейший фактор здоровой экологии. 5. Взаимосвязь социальной политики и вопросы социальной экологии. 6. Гуманизм социальной политики - сущность, структура и содержание. 7. Охарактеризуйте политический аспект социальной экологии. 8. Современное движение ноосферной мысли - сущность и содержание. 9. Охарактеризуйте войну и ее эколого-социальные и политические последствия. 10. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности эколого-безопасного типа. 11. Математические методы в экологических исследованиях. 12. Экспериментальные методы в экологических исследованиях. 13. Компьютерное моделирование и динамические модели как методы экологических исследований
Образовательные технологии лекция, семинар, самостоятельная работа студентов
Темы для самостоятельного изучения 1. Роль экологического образования в настоящем и будущем российского общества.. 2. Взаимоотношения средств массовой информации и общества в области защиты природы.. 3. Научно-просветительская деятельность учреждений культуры и государственных организаций и её значение в решении экологических проблем. 4. Особенности становление организационных форм современного экологического движения в России.. 5. Международное экологическое движение и участие в нём Российской Федерации.
Формы контроля самостоятельной работы студентов –устная и письменная
 
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций В качестве оценочных средств используется: выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование.

 

Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины

Контроль знаний студентов по курсу осуществляется по 2 видам: текущий и итоговый.

Текущий контроль приучает студентов к систематической работе по изучаемой дисциплине и позволяет определить уровень усвоения студентами теоретического материала. Он осуществляется в виде контрольных работ, тестовых опросов. Оценка знаний при текущем контроле осуществляется в соответствии с рейтинг-планом по дисциплине.

 

Реферат

Целью реферативной работы является научить студентов самостоятельно работать с литературой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: