Планы групповых занятий и образовательные технологии по дисциплине «ЭКОЛОГИЯ»
Семинар 1. Тема: ЭКОЛОГИЯ - КАК НАУКА |
Цель: Углубить и совершенствовать знания студентов в вопросах теоретического осмысления проблемы экологии в современных условиях |
Вопросы для обсуждения:
|
Темы докладов/рефератов: 1. Этапы эволюции живого мира. 2. Цивилизация и природа. 3. Становление экологии. 4. Глобальный экологический кризис 5. Развитие современной экологии. 6. Научные парадигмы ХХ века. 7. Экология в системе естественных наук и ее структура. 8. Экология как мировоззрение. 9. Социальная и психологическая структуры личности, их влияние на безопасность. 10. Основные угрозы безопасности в социальной сфере. 11.Основные направления обеспечения социальной безопасности. |
Образовательные технологии- лекция, семинар, самостоятельная работа студентов |
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная |
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование. |
Семинар 2. ОРГАНИЗМ И СРЕДА ОБИТАНИЯ |
Цель:Углубить знания студентов в изучении организма и среды обитания в решении проблем популяции и биосферы. |
Вопросы для обсуждения: 1. Охарактеризуйте состав клетки. 2. Обмен веществ - сущность, структура, содержание. 3. Энергетический обмен и его значение в жизни организмов. 4. Охарактеризуйте экологические категории организмов. 5. Характеристика человека в системе социального развития как индивида, индивидуальности, личности, субъекта. 6. Социальная и психологическая структуры личности, их влияние на безопасность. 7. Гомеостаз - сущность, структура, содержание. 8. Что означает биологический вид? 9. Организм как биологическая особь. |
Темы докладов/рефератов:
|
Образовательные технологии- лекция, семинар, самостоятельная работа студентов |
Темы для самостоятельного изучения
|
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная |
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование. |
Семинар 3. ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ |
Цель:Совершенствовать знания студентов в изучении экологии популяций, лежащих в основе сохранения биосферы. |
Вопросы для обсуждения:
|
Темы докладов/рефератов:
|
Образовательные технологии- лекция, семинар, самостоятельная работа студентов |
Темы для самостоятельного изучения
|
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная |
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование. |
Семинар 4. ЭКОЛОГИЯ СООБЩЕСТВ |
Цель:Углубить знания студентов в изучении актуальных проблем регулирующей роли экология сообществ, как основного элемента биосферы |
Вопросы для обсуждения:
|
Темы докладов/рефератов:
|
Образовательные технологии лекция, семинар, самостоятельная работа студентов |
Темы для самостоятельного изучения
|
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная |
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование. |
Семинар 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ |
Цель:Систематизировать знания студентов в изучении экологических систем как основы существования биосферы. |
Вопросы для обсуждения:
|
Темы докладов/рефератов:
|
Образовательные технологии: лекция, семинар, самостоятельная работа студентов |
Темы для самостоятельного изучения
|
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная |
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование. |
Семинар 6. БИОСФЕРА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА |
Цель: Углубить знания студентов в изучении проблем биосферы как среды обитания человека в современных условиях. |
Вопросы для обсуждения:
|
Темы докладов/рефератов:
|
Образовательные технологии лекция, семинар, самостоятельная работа студентов |
Темы для самостоятельного изучения
|
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная |
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование. |
Семинар 7. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ |
Цель: Совершенствовать знания студентов в изучении проблем антропогенного воздействия на окружающую среду и экологическую безопасность. |
Вопросы для обсуждения: 1. Антропогенное воздействие на биосферу. 2. Воздействие на атмосферу. гидросферу. литосферу. 3. Место экологической безопасности в системе национальной безопасности России. 4. Характеристика экологического компонента исторического процесса. 5. Концепция национальной безопасности российской федерации и проблемы экологии. 6. Сущность экологической безопасности. 1. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности России. |
Темы докладов/рефератов: 1. Воздействие на биосферу физических факторов. 2. Энергопотребление и биосфера. 3. Антропогенные чрезвычайные ситуации, войны. 4. Экологический риск. 5. Основные объекты экологической безопасности.. 6. Функции экологической политики. 7. Принципы государственной политики в области экологии. 8. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии. 1. Структура системы экономических механизмов обеспечения экологической безопасности. |
Образовательные технологии лекция, семинар, самостоятельная работа студентов |
Темы для самостоятельного изучения 1. Качества экологически зрелой личности. 2. Характеристика уровня экологического риска. 3. Сущность комплексной оценки экологических факторов опасности. 4. Процесс управления риском в экологической сфере. 5. Экологическое страхование. 6. Главная задача экологической экспертизы. 7. Ядерные технологии и экологические проблемы России в xxi веке. 8. Источники опасности для России в экологической сфере. 9. Основные показатели, характеризующие экологическую безопасность страны. 1. Взаимосвязь политических процессов с состоянием окружающей природной среды |
Формы контроля самостоятельной работы студентов – устная и письменная |
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. В качестве оценочных средств используется:выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование. |
Семинар 8. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫРЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ |
Цель: Систематизировать знания студентов в изучении социальных аспектов решения экологических проблем в современной России как важнейшего условия становления социального государства |
Вопросы для обсуждения: 2. Основные направления совершенствование социально-демографической политики государства. 3. Охарактеризуйте социально-демографические проблемы семьи, материнства и младенчества. 4. Миграционные процессы и проблемы демографии -сущность, структура и содержание. 5. Системный анализ и управление в экологии - содержание и пути формирования. 6. Постановка задачи и ограничение степени ее сложности 7. Установление иерархии целей и задач как метод экологических исследований. 8. Выбор путей решения задач в методике экологических исследований как методологическая проблема. |
Темы докладов/рефератов: 1. Плата за использованные природные ресурсы - содержание и пути формирования. 2. Борьба за устойчивое развитие экономики как условие решения экологических проблем. 3. Социально-экономические меры в решении экологических проблем.. 4. Ограничения и культура потребления –важнейший фактор здоровой экологии. 5. Взаимосвязь социальной политики и вопросы социальной экологии. 6. Гуманизм социальной политики - сущность, структура и содержание. 7. Охарактеризуйте политический аспект социальной экологии. 8. Современное движение ноосферной мысли - сущность и содержание. 9. Охарактеризуйте войну и ее эколого-социальные и политические последствия. 10. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности эколого-безопасного типа. 11. Математические методы в экологических исследованиях. 12. Экспериментальные методы в экологических исследованиях. 13. Компьютерное моделирование и динамические модели как методы экологических исследований |
Образовательные технологии лекция, семинар, самостоятельная работа студентов |
Темы для самостоятельного изучения 1. Роль экологического образования в настоящем и будущем российского общества.. 2. Взаимоотношения средств массовой информации и общества в области защиты природы.. 3. Научно-просветительская деятельность учреждений культуры и государственных организаций и её значение в решении экологических проблем. 4. Особенности становление организационных форм современного экологического движения в России.. 5. Международное экологическое движение и участие в нём Российской Федерации. |
Формы контроля самостоятельной работы студентов –устная и письменная |
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций В качестве оценочных средств используется: выборочный письменный или устный ответ на вопросы для самостоятельного изучения, тестирование. |
Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины
Контроль знаний студентов по курсу осуществляется по 2 видам: текущий и итоговый.
Текущий контроль приучает студентов к систематической работе по изучаемой дисциплине и позволяет определить уровень усвоения студентами теоретического материала. Он осуществляется в виде контрольных работ, тестовых опросов. Оценка знаний при текущем контроле осуществляется в соответствии с рейтинг-планом по дисциплине.
Реферат
Целью реферативной работы является научить студентов самостоятельно работать с литературой.