ГЛАВА 1. О «ЗЕЛЕНОЙ ЛАМПЕ»




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 2

ГЛАВА 1. О «ЗЕЛЕНОЙ ЛАМПЕ»............................................................... 3

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ С НАЗВАНИЕМ «ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА» В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА...................................................................................... 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 11

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Литературные кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий. Первые кружки возникли еще в середине XVIII в. К этому времени относится и возникновение первых литературных салонов, прежде всего салона И.И.Шувалова.

В XVIII в. кружки не ограничивали свою деятельность только литературными беседами. В большинстве случаев их члены стремились к организации одного, а иногда нескольких журналов.

1770-1780-е — время активной общественной жизни, связанной с реформами, проводившимися Екатериной II, в результате которых дворяне и городские жители получили право на самоуправление и разнообразные льготы. Все это способствовало, в частности, подъему культуры, проявившемуся, в частности, в возникновении нескольких литературных обществ.

В начале XIX в. роль литературных кружков и салонов становится все более значительной. Начало XIX в. — время острых и бурных споров о путях развития русской литературы и русского языка. В это время сталкиваются защитники старинного "архаического" языка: А.С.Шишков, А.А.Шаховской, и сторонники обновления языка, которое связывалось прежде всего с именем Н.М.Карамзина. Бурно развиваются различные литературные направления. В русской словесности начала XIX в. соседствуют классицизм, сентиментализм и зарождающийся романтизм. Усиливается интерес просвещенной молодежи к политическим вопросам, возникает осознание необходимости политических и социально-экономических реформ, прежде всего отмены крепостного права. Все эти проблемы, как эстетические, так и политические, отразились на деятельности кружков начала XIX столетия.[1]


ГЛАВА 1. О «ЗЕЛЕНОЙ ЛАМПЕ»

«ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА » — дружеское общество петербургской дворянской, преимущественно военной, молодежи начала 20-х годов XIX века, в числе членов которого был А. С. Пушкин. Собрания «Зеленой лампы» происходили в доме камер-юнкера Н. В. Всеволодского; общество получило свое название от зеленой лампы, освещавшей комнату собраний. В пушкинской литературе (Анненков, Бартенев) долгое время держалась легенда об оргиастическом характере «Зеленой лампы». Позднейшими исследованиями (Щеголев, Модзалевский) установлено, что объединяющим началом для «лампистов» были как интересы литературно-театральные, так и политические. «Зеленая лампа» имела связь с объединением будущих декабристов — «Союзом благоденствия».

Многих членов литературных кружков первой четверти 19 в. сближали не только дружеские отношения и литературные взгляды, но и общественно-политические воззрения. Особенно ярко это проявилось в литературных объединениях конца 10-х — начала 20-х, наиболее значительные из которых оказались связанными с декабристским движением. Так, петербургский кружок "Зеленая лампа" (1819-1820) был основан членом Союза Благоденствия С.П.Трубецким, близким к декабристскому обществу Я.Н.Толстым и большим знатоком и любителем театра и литературы Н.В.Всеволожским. Членами "Зеленой лампы" были многие литераторы того времени, в том числе А.С.Пушкин и А.А.Дельвиг. Обсуждения литературных произведений и театральных премьер на заседаниях "Зеленой лампы" перемежались с чтением публицистических статей и политическими дискуссиями.

Тесными узами Пушкин был связан с литературно-театральным кружком “Зеленая лампа”. “Зеленая лампа”, долгое время рассматривавшаяся как кружок разгульной петербургской молодежи, была внимательно изучена П.Е. Щеголевым (Из жизни и творчества Пушкина. М.; Л., 1931; впервые опубл. в 1908 г.), Б.Л. Модзалевским, опубликовавшим важнейшие материалы из бумаг кружка (К истории “Зеленой лампы” // Декабристы и их время. М., 1928. Т. 1), Б.В. Томашевским (Томашевский, 1956); после этих работ общество предстало как объединение с весьма значительной общественной и эстетической программой, близкой к программе “Союза благоденствия”; в него входили записные театралы (Н. Всеволожский, Д. Барков), близкие Пушкину поэты (Ф. Глинка, Н. Гнедич, А. Дельвиг), будущий историк музыки А.Д. Улыбышев и др. С “Зеленой лампой” связан целый ряд посланий Пушкина, где религиозное и политическое вольнодумство соединено с мотивами эротической и вакхической лирики, образуя стилистический сплав.[2]

Общество „Зеленой Лампы“ совершенно не привлекало внимания историков нашей общественности; им интересовались только биографы Пушкина, столкнувшиеся с фактом значительного влияния этого кружка на творчество и склад мировоззрения поэта. Об этом влиянии свидетельствуют неоднократные упоминания поэта о „Зеленой Лампе“, а главное — ряд поэтических произведений, связанных между собой с внешней стороны тем обстоятельством, что они имеют в виду членов этого кружка, а с внутренней единством тем и настроений.

Обычно встречи проходили в доме Никиты Всеволожского на Екатерингофской набережной. Первый председатель собраний «Зелёной лампы» Яков Николаевич Толстой вспоминал, что своё название общество получило из-за зелёного абажура лампы, висевшей в зале, где собирались участники. Но оно имело и скрытый смысл. Лампа обозначала свет, в противоположность тьме и мракобесию, а зелёный цвет считался цветом надежды. Неслучайно девизом общества были слова: «Свет и Надежда». Каждый из членов кружка имел кольцо, на котором была вырезана лампа-светильник наподобие древнегреческих. Собрания имели конспиративный характер, каждый из участников обязан был хранить в тайне всё, что происходило на встречах. Обыкновенно собрания проходили по субботам за ужином с бокалом шампанского и сопровождались весёлыми обрядами. Так, например, слуга-калмык Никиты Всеволожского обязан был следить за разговорами и если кто-либо из гостей произносил непечатное слово, тотчас же преподносил ему «штрафной» бокал с восклицанием: «Здравия желаю».[3]

В рамках деятельности литературно-политического клуба «Зеленая лампа» состоялось 22 заседания. Стиль их проведения был достаточно свободным, и лишь слегка ограничивался некоторыми шутливыми правилами. За речью участников клуба следил слуга Всеволожского, и, заслышав непристойное слово, сразу же подносил провинившемуся рюмку.

На заседаниях кружка поэты и писатели читали вольнолюбивые произведения, обсуждали современную литературу, новые театральные постановки и происходящие в светском кругу события. Пили кофе и шампанское, обедали и ужинали, в знак секретной принадлежности к обществу носили печатку с изображением зеленой лампы.

Все обсуждавшееся в стенах дома Всеволожского на заседаниях «Зеленой лампы» участники кружка хранили в тайне. Для заверения в том, что ее неприкосновенность будет соблюдена, члены общества приносили торжественную клятву. Клятву о сохранении тайны произносили все участники, включая А.С.Пушкина. Немного позже он посвятил кружку такие строки:

Вот он, приют гостеприимный, Приют любви и вольных муз, Где с ними клятвою взаимной Скрепили вечный мы союз…

Существование клуба продлилось недолго. Пушкин с сожалением говорил о том, что деятельность «Зеленой лампы» угасает и постепенно сходит на нет. В своем письме Павлу Борисовичу Мансурову (от 27 октября 1819 г, из Петербурга в Новгород) он писал об этом: «Зеленая лампа нагорела, кажется, гаснет, а жаль: масло есть...».[4]

Участники клуба, покидая его стены, хранили память о дружеских беседах, оживленных дискуссиях и непринужденной атмосфере, царившей на заседаниях. Александр Пушкин, вспоминая о заседаниях клуба, в письме Я.Н.Толстому, с чувством ностальгии вопрошал: «Горишь ли ты, лампада наша, подруга бдений и пиров?..»

В 1820 году общество «Зеленая лампа» распалось. Многими годами позже в России создавались различные литературные общества, в честь петербургского кружка также носившие название «Зеленая лампа». Один из наиболее известных был основан Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским, порядка ста лет спустя, в 1920 году в Париже.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: