В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синелыцикова. Биология




Реферат на тему

«Общие закономерности роста, развития человеческого организма. Соотношения роли факторов наследственности и среды в этих процессах. Современные представления возрастной периодизации жизненного пути человека»

Выполнен: Житковой Валерией, Леонтьевой Еленой.

Содержание

1) Рост и развитие как единый процесс жизнедеятельности организма. Количественные и качественные изменения, происходящих в организме человека в течении жизни.

2) Онтогенетические теории И. А. Аршавского и А. А. Маркосяна. Повышение уровня сложности организма и взаимодействия всех его систем. Возможные нарушения, факторы, профилактика.

3) Закономерности онтогенетического развития. Неравномерность и непрерывность роста и развития. Гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

4) Наследственность и развитие. Понятие генофонда.

5) Влияние факторов внешней среды на развитие. Методы составления эколого-физиологических характеристик влияющих на развитие населения на данной территории. Эколого-физиологические исследования человека. Явление гетерозиса.

6) Проблемы наркомании, алкоголизма, токсикомании в аспекте развития детей и подростков, вопросы, связанные с их профилактикой.

7) Проблема преждевременного (раннего) старения из-за негативных факторов внешней среды и социальной среды.

8) Организм человека в пору зрелости, в стадии инволюции.


1. Появление термина «развитие» связано с именем У. Гарвея (1578—1657гг.), который провозгласил известный принцип «Все живое происходит из яйца». Рост и развитие — важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. В настоящее время термин развитие обозначает качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.

Развитие включает в себя три базовых фактора:

ü рост,

ü дифференцировку органов и тканей,

ü формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм.)

Рост - количественное увеличение биомассы организма. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счёт увеличения числа клеток, в других /мышцы, нервная ткань/ преобладают процесс увеличения размеров самих клеток.

На рассматриваемый процесс влияет множество самых различных факторов, в частности: увеличение количества и размера клеток; рост продуктов жизнедеятельности - неклеточного вещества. В объеме веществ происходит особенный сдвиг. Появляются условия, благоприятствующие поступлению воды, синтезу, отложению межклеточного вещества. Все эти факторы также указывают на процесс роста.

При нормальном развитии ребенка рост и развитие тесно взаимосвязаны.

2. Онтогенетические теории И. А. Аршавского и А. А. Маркосяна.

«Энергетическое правило скелетных мышц» разработано И. А. Аршавским (1981). Согласно этому правилу двигательная активность, возникающая в связи с необходимостью удовлетворения пищевой потребности или в связи с действием стрессовых раздражений, стимулирует энергетические процессы организма, способствуя таким образом его развитию. Следовательно, особенности обменных процессов в организме в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем находятся в зависимости от развития скелетной мускулатуры.

«Надежность биологической системы» в качестве общего закона индивидуального развития была описана А. А. Маркосяном. В соответствии с этим законом весь путь от зачатия до естественного конца проходит при наличии ресурса жизненных возможностей, которые обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях среды. Например, бедренная кость выдерживает растяжения в 1500 кг, а большая берцовая кость — нагрузку в 1650 кг, что примерно в 30 раз больше обычной нагрузки на кость. Фактором надежности нервной системы является огромное количество нервных клеток (мозг новорожденного младенца содержит около 100 млрд нейронов, человек использует при жизни лишь небольшой их процент). Такой «запас прочности» организма при необходимости может обеспечить экстренную мобилизацию резервных возможностей при изменении условий и быстрый возврат к исходному состоянию.

Процессы роста и развития протекают непрерывно, но не всегда равномерно: за первый год жизни длина тела новорожденного увеличивается на 50%, за второй - на 13, за третий - на 9%. С четырех до семи лет ежегодно прибавляется 5 - 7%, а с восьми до десяти - только 3%. В период полового созревания наблюдается скачок роста. С 16 до 25 лет интенсивность роста тела снижается, а затем рост прекращается.

Так же неравномерно изменяется масса тела и. развиваются отдельные органы и системы. В первый год жизни ребенка масса тела увеличивается на 6 - 7 кг (первый период вытягивания). До четырех лет идет период округления. В 5 - 7 лет рост увеличивается (второй период вытягивания). С 7 до 11 лет наблюдается период округления, а в период полового созревания наблюдается третий период вытягивания.

Нарушения онтогенеза могут вызвать многие факторы: это и неблагоприятные воздействия окружающей среды, влияющие на зародыш (химические вещества, радиация, прием лекарств, алкоголя и курение у человека), а также болезни и инфекции у матери. Повреждающими факторами могут быть и закономерные действия среды, обеспечивающие обычное нормальное развитие, но в других концентрациях, с другой силой, в другое время. К ним относят кислород, питание, температуру, соседние клетки, гормоны, индукторы, давление, растяжение, электрический ток и проникающее излучение.

Врожденными пороками развития называют такие структурные нарушения, которые возникают до рождения (в пренатальном онтогенезе), выявляются сразу или через некоторое время после рождения и вызывают нарушение функции органа. Последнее отличает врожденные пороки развития органов от аномалий, при которых нарушение функции обычно не наблюдается.

Существует несколько различных критериев, на основе которых классифицируют врожденные пороки развития. Основные из них следующие:

1. Причина:

a. Наследственными называют пороки, вызванные изменением генов или хромосом в гаметах родителей, в результате чего зигота с самого возникновения несет генную, хромосомную или геномную мутацию.

b. Экзогенными называют пороки, возникшие под влиянием тератогенных факторов (лекарственные препараты, пищевые добавки, вирусы, промышленные яды, алкоголь, табачный дым и др.), т.е. факторов внешней среды, которые, действуя во время эмбриогенеза, нарушают развитие тканей и органов.

c. Мультифакториальными называют пороки, которые развиваются под влиянием как экзогенных, так и генетических факторов.

2. Стадии, на которой проявляются генетические или экзогенные воздействия, все нарушения, происходящие в пренатальном онтогенезе, подразделяют на

a. Гаметопатии - нарушения развития на стадии зиготы

b. бластопатии- на стадиибластулы, то дальнейшее развитие, видимо, не идет и зародыш погибает.

c. эмбриопатии - нарушения, возникшие в период от 15 сут до 8 нед эмбрионального развития

d. фетопатии - нарушения, возникшие после 10 нед эмбрионального развития, представляют собой такие патологические состояния, для которых, как правило, характерны не грубые морфологические нарушения, а отклонения общего типа: в виде снижения массы, задержки интеллектуального развития, различных функциональных нарушений.

3. Последовательности возникновения

a. первичные пороки обусловлены непосредственным действием тератогенного фактора,

b. вторичные — являются осложнением первичных и всегда патогенетически с ними связаны.

4. По распространенности в организме первичные пороки подразделяют на:

a. изолированные, или одиночные,

b. системные, т.е. в пределах одной системы, и множественные, т.е. в органах двух систем и более.

Комплекс пороков, вызванный одной ошибкой морфогенеза, называют аномаладом.

3. К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем, что обеспечивает гармоничное соотнощение развивающегося организма и окружающей среды, т. е. ускоренно формируются те структуры и функции, которые обеспечивают приспособление организма, его выживание.

Зрелость морфофункциональных возможностей организма в определенный период его развития и их соответствие требованиям окружающей среды характеризуют гармоничность развития организма.

Непрерывность роста и развития целостного организма в своей основе имеет воспроизведение, созревание и жизнедеятельность составляющих его клеток и тканей. Рост и развитие, т.е. количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Увеличение числа клеток и их размеров, т.е. количественные изменения, приводят к росту — увеличению длины, объема и массы тела детей и подростков; процессы роста тесно связаны с качественными изменениями, характеризующими развивающийся организм. Например, формирование двигательной активности ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, с увеличением мышечной массы и изменением свойств мышечной ткани, увеличением количества связей в клетках нервной системы, регулирующих двигательные функции. Качественное совершенствование двигательных функций, в свою очередь, способствует созреванию мозговых структур, так как вследствие увеличения двигательной активности ребенка более интенсивно идет формирование новых связей в подкорковых и корковых образованиях головного мозга.

Гетерохрония развития органов и тканей. Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит неодновременно и неравномерно, т.е. гетерохронно (от греч. гетерос — другой, хронос — время). Прежде всего развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее. Мозг развивается раньше других частей тела: у новорожденных он достигает 25% веса мозга взрослого человека, у 5-летнегоребенка — 90%, у10-летнего— 95%. Лимфатическая ткань миндалин, червеобразного отростка, кишечника и селезенки достигает максимального развития в дошкольном и младшем школьном возрасте («пик» формирования иммунных реакций организма), затем она постепенно подвергается обратному развитию до уровня, характерного для взрослых. Гетерохрония развития касается не только различия в темпах роста разных органов и тканей, но и в темпах созревания функциональных систем.

П. К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерном созревании функциональных систем) и вытекающее из него - учение о системогенезе. Согласно его представлениям, подфункциональной системой следует понимать функциональное объединение различно локализованных структур, направленное на получение конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта сосания; функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.). Функциональные системы созревают неравномерно, включаются­ поэтапно, сменяются, обеспечивая организму наилучшую адаптацию в различные периоды онтогенетического развития.

Системогенез как общая закономерность развития особенно ярко проявляется на стадии эмбрионального развития в виде избирательного и ускоренного развития органов, необходимых для адаптации к внеутробному существованию. Например, круговая мышца рта, а также другие мышцы и структуры, обеспечивающие акт сосания, иннервируются задолго до того, как будут иннервиро­ваны другие мышцы лица; созревание мышц — сгибателей пальцев и нервов, обеспечивающих хватательный рефлекс у младенца, опережает созревание других мышц кисти и т.д. Неравномерное поэтапное включение и смена функциональных систем характерны и для других этапов индивидуального развития.

Гетерохронность развития обеспечивает ребенку оптимальное взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды. В основе гетерохронии лежит неравномерное развертывание наследственной информации. «Благодаря этой наследственно закрепленной особенности созревания обеспечивается основное требование выживания новорожденного, — писал П. К. Анохин, — это гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факторов». Таким образом, гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей и подростков соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.

4. Наследственность — свойство всех живых организмов сохранять и передавать потомкам характерные особенности строения, функций и индивидуального развития. Носителем наследственной информации человека является хромосомный аппарат ядра клетки, состоящий из 23 пар, или 46 хромосом.

В каждой хромосоме в линейной последовательности расположены гены. Ген — участок молекулы ДНК, несущий информацию о синтезе определенного белка. Набор генов, получаемых потомком от родителей в момент оплодотворения, называется генотипом. Генетический аппарат оплодотворенной яйцеклетки содержит программу индивидуального развития организма. Нарушения генотипа или процесса реализации этой программы приводят к различным отклонениям от нормы. Здоровье человека во многом обусловлено его генотипом. Генотип - совокупность генов организма человека, находящихся в сложном взаимодействии. Генотипу присуща наследственная (генотипическая) изменчивость (мутации).

Совокупность генотипов всего населения, проживающего на данной территории, составляет его генофонд.

5. С первых мгновений жизни и до самой последней минуты организм человека взаимодействует с внешней средой, которая обеспечивает условие для его нормального роста и развития. Под влиянием внешней среды происходит формирование структуры и функций организма в различные периоды жизни. Особенно это заметно в раннем детстве, когда совершенствуется деятельность всех систем и органов.

Адаптационно-компенсаторные механизмы направлены на сохранение или выравнивание параметров внутренней среды организма изменяющихся в ответ на внешнее воздействие. Если интенсивность или агрессивность фактора не выходит за пределы адаптационно-компенсаторных реакций, организм справляется без особого ущерба. Когда интенсивность воздействия очень велика или достаточно продолжительна происходят разрушение указанных механизмов и развитие заболевания.

Физические факторы. К физическим факторам относятся все виды электромагнитных колебаний естественного или искусственного происхождения.

Самым мощным естественным источником электромагнитных колебаний в природе является Солнце. Из всех его излучений в видимом диапазоне наиболее сильное биологическое действие имеет УФ излучение. Оно вызывает покраснение кожи человека с последующим образованием пигмента как защитную реакцию организма от перегрева. Неумеренное пребывание на солнце может вызвать ожог первой или второй степени.

Естественные природные источники ЭМП - это постоянное электрическое и магнитное поля Земли, радиоволны, генерируемые космическими источниками (Солнце, звезды), а также электрические процессы в атмосфере, такие как разряды молний. Разные люди неодинаково реагируют на ЭМП, так как обладают разной чувствительностью к ним.

Искусственными источниками электромагнитных излучений являются радиостанции, радиолокационные станции, высоковольтные линии электропередач и другие передающие технические средства. Особенно сильное воздействие наблюдается вблизи источников излучений. Также к ним относятся бытовые приборы и электронные средства связи, электротранспорт (трамвай, троллейбус), линии электропередач, трансформаторных подстанций, излучающих радио - и телевизионных антенн, которые оказывают постоянное (в дневное и в ночное время) воздействие на человека.

Химические факторы. Все химические вещества, используемые в быту в небольших количествах безопасны для здоровья. Однако нарушение правил их применения может оказать неблагоприятное воздействие на организм. К химическим веществам также относятся лекарственные препараты, которые назначаются врачами при различных заболеваниях. Неправильное употребление лекарственных средств может вызвать серьезное отравление, опасное для жизни.

Биологические факторы. Все известные микроорганизмы можно разделить на три группы: безопасные для человека сапрофиты; безусловно вредные и опасные для здоровья человека развитием инфекционного заболевания; условно патогенные микроорганизмы, которые в обычных условиях не вызывают каких-либо заболеваний, однако, когда организм ослаблен вследствие простудного или хронического заболевания, недостаточного питания, авитаминоза, стресса, утомления и т.д., они могут вызвать заболевания.

Выделена группа особо опасных микроорганизмов, вызывающих тяжелейшие заболевания у человека. Это, например, возбудители натуральной оспы, чумы, холеры, туляремии, сибирской язвы, полиомиелита.

Социальные факторы. Социальные факторы связаны с жизнью людей, с их отношением друг к другу и к обществу. Революционные преобразования почти всегда вызывают в обществе социальную напряженность, которая может оказать негативное влияние на отдельного человека и общество в целом. И напротив, спокойное, поступательное, эволюционное развитие общества и общественных отношений гарантирует спокойную, созидательную обстановку и уменьшение влияния факторов социальной природы на состояние здоровья человека.

Психические факторы. Факторы внешней среды, имеющие психическую окраску, связаны со специфическим аспектом жизнедеятельности человека. Поведение человека в различных ситуациях, его восприятие окружающей действительности, ее эмоциональная окраска, характер поведения человека в той или иной ситуации, формирование его личности тесным образом связаны с факторами внешней и внутренней среды и их взаимодействием между собой.

5.2 Как правило, для эколого-физиологической характеристики организма не могут быть использованы параметры только одной его функции или системы. Например, при изучении организма в условиях недостатка кислорода необходимо исследование не только легочного или внешнего дыхания, но и дыхательной функции крови, окислительных ферментов тканей и кровообращении. При изучении приспособления организма к условиям недостатка воды (пустыня) необходимо изучение всех функций органов, участвующих в поддержании водного баланса — легких, почек, пищеварительного тракта и кожи.

Физиолог, собравший все необходимые данные, как бы рисует схему, характеризующую деятельность отдельных органов и систем, их взаимозамещение, дублирование, что обеспечивает надежность регулирования жизнедеятельности организма как физиологической системы.

 

Наиболее часто физиологическая характеристика организма производится путем изучения: а) уровня физиологической активности животного или отдельных его систем; б) физиологического (и патологического) сдвига под влиянием изолированного или сложного воздействия на организм; в) времени и картины восстановления после сдвига, вызванного в эксперименте; г) времени выживания при воздействии экстремальных факторов среды.

Для изучения этих сдвигов необходимо знание нормальных («должных») величин, характерных для данного организма, что касается не только таких величин, как уровень общего обмена (газообмена), но и показателей общего и местного кровообращения, водно-солевых констант, температуры тела и т. д. Установление этих констант представляет значительные трудности, так как у многих организмов эти величины очень лабильны. Поэтому в большинстве случаев исследователи проводят ряд контрольных исследований, совпадающих во времени (по часам суток, сезонам года и т. д.) с постановкой основного эксперимента. Сдвиги различных функций позволяют вскрыть устойчивость данного организма к воздействующему фактору и выявить физико-химические и физиологические механизмы, лежащие в основе этой устойчивости.

Большое место в изучении устойчивости организмов, а главное их способности избегать неблагоприятных факторов среды занимает изучение отталкивающих (геpellants) и привлекающих (attractants) агентов, которые изменяют двигательное поведение животных. К этим факторам следует отнести не только различные химические агенты, искусственно синтезируемые человеком, но и ряд биологически активных веществ, раздражающих отдельно анализаторы и направляющих поведение животных

5.3 Жизнь современного человека в значительной мере ограждена от воздействия крайних и неблагоприятных природных факторов, т.к. человек благодаря своей деятельности населяет территории, не только совместимые с его жизнью, но и несовместимые. Однако повседневная жизнь и трудовая деятельность человека не могут быть изолированы от влияния природных факторов среды как климатических, так и условий питания и т.д., а потому проблема его адаптации в разных климатических условиях стоит очень остро.

Наиболее распространенным приемом исследования является физиологическая характеристика аборигенного и приезжего населения данного климатического района. В этом случае целью исследования является установление «должных» показателей физиологического состояния человека в данном районе. Такое изучение идет обычно в условиях определения основного обмена и включает исследование сердца и сосудистой системы, легочного дыхания, картины красной и белой крови, температуры тела, температуры кожи и реакций терморегуляции, основного обмена и других функций.

Специальным аспектом таких исследований является изучение возрастных особенностей физиологии человека в данных условиях среды и жизни.

Ряд исследований посвящен проблеме переездов в широтном и долготном направлениях и применяется для экспериментального изучения сезонного ритма и вопросов акклиматизации.

В настоящее время разработана международная программа исследований (International Biological Programme), которая позволит сопоставить результаты физиологических исследований на человеке в различных районах земного шара.

Важной стороной исследований на человеке является и изучение патологических явлений. Данные этого раздела науки — географической патологии, также служат для установления" пределов устойчивости человека к крайним природным факторам среды.

5.4 Понятие о гетерозис как проявление гибридной силы введено в науку американским генетиком Д. Г. Шеллом в 1914 году. Гетерозис в природе присущ всем организмам: растениям, животным, микроорганизмам. Он возник одновременно с образованием диплойдности и полового процесса и обусловлен возникновением и совершенствованием в процессе эволюции перекрестного опыления. Различают репродуктивный гетерозис и приспособительный, или адаптивный, гетерозис.

Для человеческих популяций за последние 100-150 лет характерно интенсивное развитие транспортных коммуникаций, выросла миграция населения, что привело к распаду изолятов и расширение инбридних регионов, расширение круга потенциальных партнеров при браках вследствие преодоления религиозных, классовых, этнических, географических барьеров и др. Это приводит к смешению населения, а поэтому гены в поколениях детей приобретают все большее гетерозиготное состояния. Из-за аддитивного действия различных гетерозиготных генотипов совокупный эффект генов у гетерозигот должен быть выше, чем у гомозиготных исходных популяций. И действительно, за последнюю сотню лет во многих странах средний рост населения повысился на 5-15 см. Наступление половой зрелости изменилось с юношеского возраста (16-18 лет) на подростковый возраст (13-14 лет).

Однако эффект гетерозиса в человеческом обществе требует дальнейшего углубленного изучения.

6) 1. Воздействие на физическое здоровье человека, начиная от небольших нарушений, таких, как проблемы с пищеварением или респираторные инфекции до потенциально смертельных заболеваний, таких, как СПИД, гепатит С и различные виды рака;

2. Влияние на функционирование мозга и изменение способа его реагирования на внешние воздействия (искаженное восприятие действительности; спутанное и неупорядоченное мышление; ощущение непобедимости, паранойя, потеря контроля, гнев, безнадежность и депрессия; саморазрушающее поведение);

Усилия по борьбе с наркоманией, табакокурением, алкоголизмом и токсикоманией необходимо предпринимать потому, что при злоупотреблении человек перестает действовать как свободная и сознательная личность, способная выполнять действия по сохранению здорового образа жизни, заботящаяся о других людях и вносящая позитивный вклад в жизнь общества.

Основная цель профилактической работы с детьми и подростками — отказ от употребления химических веществ, изменяющих состояние сознания.

В профилактической работе учителям и родителям необходимо поставить следующие задачи:

1. дать детям объективную информацию о действии химических и растительных веществ на организм; ориентировать детей на сохранение здорового образа жизни;

2. дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, способствующими делать свой собственный выбор.

Рекомендации для взрослых по работе с тинейджерами (12-19 лет)

Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть. Осознайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере роста детей авторитарная власть и дисциплинирование должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости на определенной дистанции. Научитесь доверять молодежи и их способности выжить и мире. Объясняйте, что именно Вы ждете от подростка. Ваши объяснения должны быть понятны ему, так же как и Ваши побудительные мотивы. Подросткам надо также знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила. Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они решат не соблюдать эти правила. Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений. Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они признают.

7) 1. Физиологическая причина

В организме каждое мгновение отмирают клетки, продукты распада выводятся из организма. Утомление понижает способность к освобождению от птомаинов (тру́пные я́ды), создающих предрасположенность к инфекционным или дегенеративным заболеваниям. Клетки организма постоянно делятся, нарождаются новые, которые постепенно стареют. В 50-летнем возрасте процент старых клеток возрастает до 40–50%. Если капилляры вокруг нормальных клеток блокированы мертвыми клетками и продуктами их распада, это препятствует притоку питательных веществ и затрудняет удаление продуктов деятельности клеток. Скопление отбросов препятствует работе клеток и ослабляет или даже частично блокирует нормальные потоки веществ в организме. Своевременное освобождение организма от отмерших клеток замедляет приближение старости. Это достигается режимом питания, здоровым образом жизни, систематическими занятиями физическими упражнениями, плаванием и регулярными приемами воздушных и солнечных ванн.

Преждевременное старение характеризуется ранним развитием возрастных изменений. Оно в значительной мере обусловлено перенесенными заболеваниями и воздействием отрицательных факторов окружающей среды. Резкие нагрузки на регуляторные системы, вызванные, например, алкоголизмом, курением, снижают возможности организма приспосабливаться, способствуют преждевременному старению и развитию сопровождающих его болезней.

2. Эмоционально-психологическая причина

На протяжении жизни наши сенсомоторные системы реагируют на ежедневные стрессы и травмы при помощи специальных мышечных рефлексов. Эти рефлексы, будучи многократно задействованными, создают постоянное напряжение в мышцах, которые мы уже не можем произвольно расслабить. Эти мышечные сокращения становятся настолько неосознанными и автоматическими, что в конце концов мы просто забываем, как двигаться свободно. В результате возникают скованность, боли и ограничение движений.

Потеря памяти о том, как чувствовать определенную группу мышц и как управлять ими получила название сенсомоторной амнезии (СМА). Так как эти изменения происходят в центральной нервной системе, мы даже и не подозреваем о них, хотя они нарушают саму основу нашего движения. Сенсомоторная амнезия преуменьшает наше представление о том, кто мы такие, что мы можем чувствовать и что можем делать. Именно такая потеря сенсомоторной памяти и её последствия дают нам ложное ощущение того, что мы «стареем».

3. Энерго-информационная причина

Старение как результат накопления повреждений, вызванных внешними повреждающими факторами (кислородное голодание, высокая или низкая температура внешней среды т.д.). Повреждающие факторы способны вызвать в генах соматические мутации, что ведет к появлению измененных белков и утрате различных функций организма; к нарушениям репарации ДНК и т.д.

8) Период зрелости является наиболее продолжительным период развития. Исследования ученых показали неоднородность этого процесса, поэтому во многих концепциях развития он разделяется на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость. Некоторые ученые выделяют две стадии зрелости - первую (от 21 до 45 лет) и вторую (от 45 до 60 лет). В период зрелости завершается созревание человеческого организма и постепенно вступают в действие законы физиологического старения, признаки которого становятся явными в конце данного периода.

Старение — сложный многоуровневый процесс, проявляющийся разными сложными морфофункциональными изменениями, приводящими, в конечном итоге, к гипоплазии клеток, тканей и органов с истощением и/или полным прекращениемих функций. Основным эквивалентом старения является инволюция регуляторных систем — иммунной, эндокринной и нервной.

1. Возрастная инволюция тимуса.

Тимус достигает своих максимальных размеров к периоду полового созревания. Однако известно, что возрастная инволюция тимуса начинается с первого года жизни. Инволюция тимуса проявляется нарушением правильного расположения эпителиальных клеток, исчезновением телец Гассаля, уменьшением общего количества лимфоцитов с накоплением макрофагов, содержащих разные включения и обломки клеток. Соответственно, снижается и продукция Т-лимфоцитов.

2. Возрастная инволюция пинеальной железы (эпифиз)

По мнению ряда авторов, происходит снижение функциональной активности ПЖ с возрастом. Основным гормоном ПЖ является мелатонин. При старении уровень ночной экскреции мелатонина с мочой снижается у всех млекопитающих за счет снижения его синтеза в ПЖ.

3. Возрастная инволюция поджелудочной железы

При старении из-за снижения функциональных возможностей поджелудочной железы, падения уровня инсулина в крови и ослабления реакционной способности тканей нарушается инсулиновая обеспеченность организма, что может вызвать изменение регуляции углеводного и жирового обменов в разных тканях стареющего организма.

4. Возрастная инволюция ЖКТ

Инволюционные изменения желудочно-кишечного тракта проявляются замедлением пролиферации и созревания эпителия с развитием дистрофических и атрофических изменений слизистой оболочки желудка и кишечника.

5. Возрастная инволюция печени

Печень является относительно медленно стареющим органом. Однако в процессе онтогенеза печень человека претерпевает ряд структурных изменений, часть из которых носит компенсаторно-приспособительный характер и обеспечивает удовлетворительное функционирование органа в процессе старения. При старении заметно уменьшается выделение с мочой и желчью метаболитов и ксенобиотиков из-за уменьшения интенсивности детоксикации, снижается чувствительность тканей к эндогенному инсулину и глюкокортикоидам.

6. Возрастная инволюция ЦНС

Первые проявления возрастных изменений в центральной нервной системе могут проявляться достаточно в молодом возрасте — после 30 лет. Они характеризуются уменьшением количества нервных клеток, снижением мозгового кровотока, что сопровождается уменьшением массы мозга и нарастанием величины свободного пространства между костями черепа и тканью мозга. С возрастом происходит снижение содержания серотоина, норадреналина, дофамина в некоторых структурах мозга. Снижение уровня данных гормонов также способствует нарушению памяти, замедлению скорости реакций, снижению переносимости обычных нагрузок.


Список литературы:

1) А. О. Дробинская. Анатомия и возрастная физиология

В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синелыцикова. Биология



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: