1. Философия и этика Канта.
2. Философские идеи Фихте и Шеллинга.
3. Диалектический метод и философская система Гегеля.
4. Материализм Фейербаха.
Категории 7 занятия:
Агностицизм, антиномии, вещь-в-себе, вещь-для-нас, категорический императив, априорное, апостериорное, субъективный идеализм, объективный идеализм, Абсолют, трансцендентное, трансцендентальное, законы диалектики, категории диалектики.
Агностицизм (от греч. недоступный познанию) – течение в гносеологии, отрицающее возможность получения достоверного знания о мире (И. Кант, Д. Юм, махизм и др.)
Априорное – доопытное знание.
Апостериорное – знание, полученное на основе опыта.
Антиномии – противоречивые высказывания о предмете, одинаково логически обоснованные; внутренние противоречия мыслительного процесса.
«Вещь-в-себе» и «вещь-для-нас» - понятия введены И. Кантом для обозначения «мира как объективной реальности» и «знания, полученного опытным путем».
«Категорический императив» - основной закон этики Канта, «всеобщее правило поведения».
Субъективный идеализм – философское направление, отрицающее объективное существование мира, сводит знание к субъективным ощущениям людей.
Объективный идеализм – философское течение, признающее существование единого, всеобщего, духовного, сверхиндивидуального начала мира.
Трансцендентный – сверхчувственный.
Трансцендентальный – понятия, которые обозначают высшие и универсальные предметы метафизического познания: единое, истинное, благое и т.д. У И. Канта – формальные предпосылки познания, которые организуют научный опыт: пространство, время, протяженность и др.
И. Кант – основоположник немецкой классической философии (1724-1804). Докритический и критический периоды творчества: переход от научной к философской проблематике. Теория познания, этическая и эстетическая проблематика в «Критике теоретического разума», «Критике практического разума», «Критике способности суждения». Агностицизм И. Канта. Разделение теоретического и практического разума, «вещи в себе» и «вещи для нас». Этика долга. «Категорический императив» как всеобщий нравственный закон. Автономия морали. Представление о человеке и предмете философии. Субъективный идеализм Г. Фихте: «сознание порождает себя, никогда не завершается, всегда является процессом». Философия природы Шеллинга: «природа - это форма бессознательной жизни разума». Философская система Г. Гегеля: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». Саморазвертывание абсолютной идеи; «инобытие» духа в природе; развертывание духа в человеческой деятельности общественных формах и самопознании. Диалектика Гегеля: саморазвертывание абсолютной идеи через единство и борьбу противоположностей, взаимные количественно-качественные изменения, двойное отрицание. Противоречие между идеалистической системой и диалектическим методом. Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804-1872). Критика христианства, отчуждение человека от своей сущности в религии. Взаимодействие материи и сознания. Материя как субстанция и как чувственная реальность; чувственность как основа сознания; идеальность образов сознания. Сенсуализм в теории познания: «чувствами читаем мы книгу природы, но познаем ее не чувствами». Человек как рядовое, природное существо, облагороженное жизнью в обществе. Сущность человека проявляется в эмоциональной сфере, в общении индивидов. Побудительные мотивы деятельности: любовь к жизни, стремление к счастью, удовольствию и др. «Разумный эгоизм» как основа морали («Любящий человек не может быть счастлив в одиночку»). Этика счастья (эвдемонизм). Анализ немецкой классической философии в работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии».
|
|
Рационализм и иррационализм европейской философии
И 20 веков
1. Основные идеи марксизма. Сущность диалектического и исторического материализма. Переход к неклассической философии.
2. Иррационализм Ф.Ницше и А Шопенгауэра.
3. Основные направления философии 20 века (экзистенциализм, позитивизм, феноменология, герменевтика).
Категории 8 занятия:
Диалектический материализм, исторический материализм, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, общественное бытие, общественное сознание, иррационализм, философия жизни, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, экзистенциализм, герменевтика, феноменология, персонализм, структурализм, постмодернизм.
Диалектический материализм – философская теория, метод познания, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе переработки предшествующих научных знаний и идей немецкой классической философии (сочетает материалистический взгляд на мир и диалектику – учение о всеобщих связях и развитии мира).
Исторический материализм – теория и метод общественного развития, заключается в материалистическом объяснении истории, составная часть марксистской философии.
|
Иррационализм (от лат. неразумный, бессознательный) – направление в философии, ограничивает или отрицает возможности разума в познании, считает основой познания внерациональные средства – интуицию, воображение, волю, веру, мистическое «озарение» и др.
Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм – этапы в развитии философии науки.
Экзистенциализм – философское течение 20 века, обратившее внимание на проблему «бытия человека в мире»: суть бытия открывается человеку в «пограничных ситуациях» - переживаниях страха смерти, одиночества, совести, заботы и др.
Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов, одно из течений в Западной философии 20 века, разрабатывающее методологию социального познания через «понимание», т.е. «непосредственное переживание действительности».
Феноменология – одно из влиятельных направлений в западной философии 20 века, исследует природу сознания: феномены (букв. явления) – это возникающие в сознании смыслы предметов; сознание контролирует мир, вносит в него свои смыслы.
Философия жизни – иррационалистическое философское течение к. 19-нач.20 века, выдвигает главной категорией «жизнь» как целостную интуитивно-постигаемую реальность.
Постмодернизм – сложное, неоднозначное явление в западноевропейской культуре последней четверти 20 века, предпринимает переосмысление философии модернизма, т.е. рациональной классической философии. Суть: в отказе от целостности бытия, обращении к частностям, к плюрализму, множественности истин.
Исторические и теоретические предпосылки марксизма. Антропологический материализм Л. Фейербаха и диалектическая философия Гегеля как источники марксистской философии. Реализация в диалектическом материализме материалистического взгляда на мир и диалектического метода в их единстве. Учение о движении как способе существования материальной действительности. Классификация форм движения (Ф. Энгельс «Диалектика природы»). Ленинское учение о материи (В. И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм»). Материалистическое объяснение истории (К. Маркс «Предисловие. К критике политической экономии», «Капитал»). Конец 19 - начало 20 вв. – переход к неклассической, иррациональной философии (исторические, социальные, гносеологические причины). Формы иррационализма в философии: философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше); фрейдизм; интуитивизм; экзистенциализм. Общие признаки философии ХХ века: отход от ограниченности рационального философствования, переход к плюрализму, к диалогу с не западными формами философии; новые направления и методы исследования (глобальные проблемы современности, философия науки и техники и др., коэволюционный, синергетический, интегративный и др.); новое взаимодействие философии с религией, наукой. Характеристика экзистенциализма как философии существования, герменевтики как философии понимания; постпозитивизма как новой стадии философии науки и др.