В соответствии с учебным планом учебная практика по ботанике относится к базовой части математического и естественно-научного цикла.
Учебная практика по ботанике базируется на знаниях, имеющихся у студентов при получении среднего (полного) общего или среднего профессионального образования.
Для качественного освоения учебной практики по ботанике студент должен:
- знать: основные компоненты растительной клетки, способы деления клеток, строение и функции корня, стебля, листа, цветка, плода, семени, отличительные признаки голосеменных и покрытосеменных растений, двудольных и однодольных, семейств Розоцветные, Бобовые, Крестоцветные, Сложноцветные, Злаки.
- уметь: работать со световым микроскопом, гербарными образцами и некоторым лабораторным оборудованием;
Учебная практика по ботанике является базовой для изучения следующих дисциплин и учебных и производственных практик: «Дикорастущая флора Поволжья», «Общая биология», «Физиология и биохимия растений», «Экология», «Агробиологические основы растениеводства», «Сорные растения и меры борьбы с ними».
ФОРМЫПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Практика по ботанике складывается из экскурсий и обработки собранного материала в учебных аудиториях. Основу летней практики по ботанике составляют экскурсии в агрофитоценозы (сад, поле, питомник) и естественные растительные сообщества (лес, степь, луг), во время которых студенты знакомятся с видовым разнообразием растений, закономерностями сложения искусственных и естественных растительных сообществ.
Программа предполагает варианты в организации проведения учебной практики в связи со специализацией групп и с участием студентов в работе научно-исследовательских кружков.
|
МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная полевая практика по ботанике проводится преподавателями кафедры ботаники и экологии на Кумысной поляне, Соколовой горе, Ботаническом саду СГУ, в дендрарии НПО «Элита Поволжья» города Саратова, в окрестностях сел Михайловка, Широкое, Вязовка, поселков Сокол, Зональный, Усть-Курдюм, Лесной, на острове Чардым и др.
Экскурсионные маршруты охватывают территории с естественными и искусственными растительными сообществами. Наблюдения за фитоценозами осуществляются в течение всего года на протяжении ряда лет в различные фазы вегетации растений.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО БОТАНИКЕ
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие:
практические навыки: работы с микроскопической техникой, методикой определения растений по определителям и другой учебной и научной литературе, методикой сбора, сушки и монтирования гербария
умения: распознавать дикорастущие и культурные растения, различать прокариотические и эукариотические клетки, давать морфофункциональную характеристику основным таксономическим группам растений, использовать знания по биологии видов растений для получения экологически чистой сельскохозяйственной продукции;
универсальные и профессиональные компетенции: «Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Способность распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции» (ПК-1, ПК-3).
|
знания: по анатомии, морфологии и систематики растений, закономерности распространения видов растений в различных растительных сообществах и в зависимости от климатических условий, разнообразие и уровни организации биологических систем – клеточный, тканевый, органовый, организменный, фитоценотический, уровень биогеоценоза, биосферный, особенности взаимоотношений растительного организма и среды, понятие о биоразнообразии;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость учебной практики составляет одну зачетную единицу, 36 часов.
Учебная практика включает экскурсионные дни, дни обработки материала и отчетный день.
Экскурсионный деньсостоит из двух этапов:
1. наблюдение и сбор материала во время экскурсии;
2. обработка собранного материала в учебной аудитории, записи в дневнике.
День обработки материала включает в себя определение растений, выполнение индивидуальных заданий, оформление гербарных листов.
В отчетный день студент должен представить следующее.
1. Систематический гербарий, включающий не менее 50-60 растений (хорошо высушенных, вложенных в бумагу «рубашки», определенных до вида и правильно этикетированных).
|
2. Чистовой гербарий не менее 10 растений на одного студента, смонтированный на стандартных листах.
3. Список видов растений, содержащихся в гербарии, названия растений должны быть указаны на русском и латинском языках.
4. Дневник летней учебной практики по ботанике, в котором должны быть записаны все выполненные бригадой студентов работы.
5. Тематические гербарии и коллекции, оформленные согласно индивидуальному заданию.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Форма контроля | |
виды учебной практики | трудоемкость (в часах) | |||
1. | Знакомство с задачами и организацией практики, правилами ведения дневника, формами отчетности, рекомендуемой литературой. Инструктаж по технике безопасности*. Подготовка к экскурсии: деление группы студентов на бригады, распределение экскурсионного оборудования. Подготовка черновых этикеток. Получение индивидуального задания. Изучение основных понятий о местообитании растений, экологических факторах, жизненных формах, о фитоценозах и биоценозах и их признаках; знакомство с определениями ассоциации, флоры и растительности, особенностями почвенно-климатических зон Саратовской области. | 1-й день, организационный | Оформление и проверка дневника. | |
Экскурсия в фитоценоз леса (степи, луга). Понятие о лесе как о растительном сообществе. Анализ экологических и биологических особенностей травянистых и древесных растений леса. Понятие о степи как о растительном сообществе. Анализ экологических и биологических особенностей травянистых и древесных растений степи. Представление об аспекте, доминанте и содоминанте фитоценоза леса. Понятие об условиях обитания редких и охраняемых растений леса и степи, например, из семейств Орхидные (Оrchidaceae), Лилейные (Liliaceae), Норичниковые (Scrophulariaceae),Злаки (Gramineae) и др. Сбор растений, указанных и названных преподавателем для тематического гербария и самостоятельного определения, запись обнаруженных редких видов. Составление флористического списка растений леса и степи. Закладка растений в гербарные сетки для сушки (работа проводится в учебных аудиториях). Оформление черновых флористических списков растений леса и степи. | 2-й день, экскурсионный | Проверка флористического списка растений леса и степи. Проверка заложенных в прессах растений с этикетками. | ||
Освоение методики работы с определителем на примере собранных растений. Закрепление умения определять семейство, к которому принадлежит растение, по ключевым признакам. Составление морфологического описания различных видов растений. Оформление чистовых этикеток, гербариев, коллекций. Выполнение индивидуальных заданий. Поиск и подбор литературы, составление плана для написания рефератов. | 3-й день, обработка материала | Контрольное определение растения по ключевым признакам. Проверка чистовых этикеток. | ||
Экскурсия в естественный или искусственный фитоценоз (агрофитоценоз). Сбор растений, указанных и названных преподавателем для тематического гербария и самостоятельного определения. Составление флористического списка растений. Определение и описание цветков, соцветий, плодов, семян, вегетативных органов различных видов сорных растений из семейств, Розовые (Rosaceae), Бобовые (Fabaceae), Злаки (Gramineae)и др. Ознакомление с жизненными формами и биологическими группами растений. Закладка растений в гербарные сетки для сушки (работа проводится в учебных аудиториях). Оформление чернового флористического списка. | 4-й день, экскурсионный | Проверка флористического списка растений. Проверка заложенных в прессах растений с этикетками. | ||
Определение собранных растений с помощью определителей, атласов и других пособий. Составление морфологического описания растений луга. Оформление чистовых этикеток, гербариев, коллекций. Выполнение индивидуальных заданий. Написание и оформление рефератов. | 5-й день, обработка материала | Отчет по индивидуальным заданиям. Проверка чистовых этикеток и знаний латинских названий семейств и видов растений, собранных на экскурсиях. | ||
Отчет по собранному гербарию с чистовыми этикетками (знания латинских и русских названий растений и семейств, их морфологических признаков). Предоставление и отчет по оформленным дневникам, рефератам, индивидуальным заданиям, гербариям, коллекциям. | 6-й день, отчетный | Общий отчет. |
*Инструктаж по технике безопасности проводится в первый, организационный, день практики её руководителями. Журнал по технике безопасности с заполненными ведомостями находится на кафедре. Он включает следующие положения:
1. Во время экскурсий необходимо соблюдать особую осторожность при работе у линий электропередач, железных и автомобильных дорог.
2. Категорически запрещается: курить на полях, лугах и в лесу, купаться в водоемах, пить из неизвестных источников и пробовать неизвестные плоды растений.
3. Необходимо работать в соответствующей одежде, обуви и головных уборах.
4. Важно собирать только нужное количество растений, нельзя портить и бесцельно уничтожать растения.
5. Без разрешения нельзя собирать растения в заповедниках, заказниках, ботанических садах, дендрариях, парках и других искусственных насаждениях.
6. Категорически запрещается срывать растения, занесенные в Красную книгу, но их местоположение обязательно указывать в отчете.
7. Без предупреждения руководителя практики нельзя покидать группу.