В классической философии выделяют три большие периода, внутри которых сохраняется единство мировоззренческих установок и ведущих философских акцентов – античная философия, философия средневековья и новоевропейская философия. В свою очередь каждый из периодов подразделяется на свои периоды или этапы.
А. Античная философия. 7 в. до н.э. – 5 в н.э. Греция, Северная Африка, Ближний Восток, Италия. Культура Античности вырастает на дух почвах: общинно-родовых и рабовладельческих отношений.
Для мировоззрения античности в целом характерно:
- Мыслить мир как вещь материальную, чувственную и одушевленную.
- Воссоздавать в структуре мироздания структуру семейных отношений.
- Мыслить движение и изменение как круговращение.
- Заниматься активным мифотворчеством.
- Верить в предопределенность судьбы человека высшими силами.
- Воспринимать человека как гражданина, члена общины, рода, но не как единичную, неповторимую личность.
В философии это ведет к следующим характерным чертам:
1. Объективизации мира. Мир воспринимается как исходная данность, предлежащая человеку. Поэтому философские вопросы адресуются этому внешнему, по отношению к человеку миру. В центре внимания философии находится объект – мир, а не субъект – человек.
2. Пантеистичность философии. Мир как целое обожествлен, каждая его часть органично входит в целое, совокупность частей образует гармонию. Поэтому осмысление мира исходит из совершенности каждой из его частей, ее законченности и неизменности – божественности.
3. Космоцентризм. Космос как образец порядка и наилучшего соотношения частей мыслится для грека как универсальный идеал. Предвечная гармония космоса служит прообразом всякого порядка, справедливости и красоты на земле.
|
4. Фатализм. Отсутствие в античном обществе личности и идея непреодолимости судьбы – порождает созерцательную фаталистичность античной философии, ее направленность на воспроизведение и объяснение окружающего мира. Вопрос о преобразовательном изменении для нее не характерен. Движение рассматривается как порча, искажение космической гармонии.
5. Интеллектуализм размышлений. Для античных философов характерно рационально-отвлеченное обращение к миру. Мир признается либо постижимым чисто интеллектуально, с помощью чистого разума, либо не постижимым вообще.
Существует несколько периодизаций античной философии. Рассмотрим самую общую.
I. Досократический период 7 – 5 вв. до н.э. Островная Греция.
В этот период философия развивается в рамках нескольких философских школ: Милетской (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Элейской (школа элеатов) (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс), Атомистов (Левкип, Демокрит), а так же представлена творчеством Гераклита Эфеского, Эмпидокла, Анаксагора.
Этот период характеризуется следующей философской проблематикой.
Вопрос о первооснове мира решается, с одной стороны, предметно (четыре первоэлемента, атомы, семена вещей), с другой – абстрактно сущностно («сущее подобно огню», «сущее неизменно и плотно»).
Вопрос о возможности движения и изменения в мире, связан с вопросом о пустоте (плотности бытия). Из него вытекает проблема знания и мнения.
Среди наиболее характерных мыслительных приемов преобладают: образность, мифологичность. Тексты фрагментальны, что делает необходимым при изучении опираться на доксографы (авторов, или тексты, излагающие мнения других философов). Наиболее известными античными доксографами являются Диоген Лаэртский, Аристотель.
|
II. Философия классической античности 5 – 4 вв. до н.э. Афины, Македония, азиатские колонии.
Период начинается философией софистов (Горгий, Протагор, Гиппий; Фразимах, Критий, Алкидам), Сократа, Пифагора и его последователей. Но вершины классическая философия античности достигает в творчестве Платона и Аристотеля.
Софистами и Сократом ставится антропологическая проблематика: что такое добродетель, необходимость самопознания, определяется «человек как мера всех вещей». Вслед за ними эта проблематика начинает разрабатываться и другими философами. Пифагор приносит в Грецию с Востока учение о переселении душ, что оказывает в дальнейшем влияние на учение Платона и его последователей.
Активно обсуждаются вопросы онтологии – бытия и небытия, первоосновы, движения и его источника. А этой области формируются основные философские категории: идея, материя, форма.
В гносеологии разрабатываются проблемы: истинного знания и заблуждения, основные методы познания: рационализм, сенсуализм.
Появляются труды по социальной философии, этики.
Сочинения авторов этого периода доходят до нас уже не фрагментами, а целиком. Причем, с Платона и Аристотеля начинается традиция написания философских произведений в двух основных формах – диалога и трактата.
III. Эллинистически-римская философия 4 в. до н.э. – 5 в. н.э. Северная Африка, Малая Азия, Рим.
|
В этот период предметом философского размышления делается человек, все другие философские проблемы оказываются, подчинены антропологической проблеме. Философия пытается заменить собой народную религию. Вновь возникающие направления как бы примыкают к сократическим школам: стоицизм вырастает из школ киников, эпикуреизм из киренаиков, скептицизм из перипатетических школ. Учитывая опыт систематической философии Платона и Аристотеля, они пытаются основать универсальные системы.
В центре философских систем этого периода стоит этическая проблема, она определяет решение других вопросв. Актуальными становятся размышления о душе, ее сущность и смертности. Проблема конечности человеческой жизни активно требует философского решения, но в рамках античного мировоззрения оказывается неразрешимой.
Ослабление традиционной религии сопровождается смешиванием с восточными представлениями о богах и их культами. Переживает свой расцвет мистика.
В период с 1 в. до н.э. по 3 в.н.э. развивается теософское направление, в котором объединяются идеи платоновской философии, пифагореизм и восточная мистика. Формируясь в Александрии, оно затем распространяется и делится на три русла: неопифагореизм, иудейская теософия, и неоплатонизм. Общей темой для всех них является проблема метафизической сущности человека, возможности преодоления смерти. Выдвигаются идеи: единого Творца, эманации. С появлением христианства, как нового мировоззрения, формируется последнее философское учение античности – гностицизм, в котором идеи эманации сочетаются с христианским учением, неоплатонизмом и дополняются деистическими идеями.
Б. Философия средневековья. 2 – 16 вв. н.э. Византия, Западная Европа, Азия, Северная Африка.
Культуру Запдно-европейского средневековья отличает: политическая нестабильность, этническая неоднородность, но духовное и мировоззренческое единство.
С 1 в. н.э. эллинистически-римская культура переживает духовный и мировоззренческий кризис, связанный с кризисом ценностей Римской империи (а еще глубже, с распадом традиционных отношений рабовладельческого общества) и осознанием личной конечности. На этом фоне происходит формирование нового христианского мировоззрения. В 4 в. н.э. происходит одновременно: утверждение христианства как государственной религии, образование Восточной Римской империи (Византии) и разрушение Западной Римской империи.
Доминирующие мировоззренческие парадигмы средневековья основываются на христианстве. Источником христианского вероучения является Библия, состоящая из Ветхого Завета, Нового Завета (4 Евангелия, Деяния Апостолов, Послания Апостолов, Откровение Иоанна Богослова). Основные догматы (утверждения веры) содержаться в Символе Веры, установленном на Вселенских Соборах (собрания всех глав всех Церквей).
К основным христианским догматам относятся:
Триединство Бога,
Богосотворенность мира,
Богочеловечность Иисуса Христа,
Воскресение,
Второе Пришествие,
Соборность Церкви.
Атрибутами Бога с позиции христианства следует считать: Вечность, Всемогущество, Всеведение, Любовь (всеблагость и всепрощение).
Философия средневековья сочетает эти новые мировоззренческие установки с традициями античной философии. Среди главных особенностей средневековой философии следует назвать:
1. Теоцентризм. Одной из основных тем размышления философов выступает размышление о Боге, его атрибутах, доказательствах существования. Значительное место занимают проблемы творения мира, его последовательности, порядка и т.д., теодицея (возможность и природа зла), соотношения бытия и небытия.
2. Антропологизм. Формируется концепция личности как уникального и неповторимого явления, ставятся проблемы свободы и ответственности личности (грехопадения и спасения), сущности человека и смысла его жизни, сознания и его структурных элементов.
3. Гносеологический логизм. Значительное внимание уделяется логике, как инструменту познания, и откровению, как его наивысшему принципу. Разрешается дилемма знания и веры, философии (науки) и богословия (откровения).
4. Историзм. С приходом христианства в Европе утверждается линейная концепция времени, представляющая историческое время в виде дороги («концепция летящей стрелы») необратимой и уникальной на каждом из своих этапов. Это позволяет представить историю как замысел со своим началом, апогеем и концом, и соответственно поставить вопрос о смысле истории и соотнести с этим смыслом, смысл индивидуальной человеческой жизни.
В философии средневековья можно выделить 5 периодов:
Патристика 2 – 7 вв.
Основная задача мыслителей этого периода – разработка основных христианских доктрин. Это эпоха Вселенских Соборов и Отцов Церкви (участники Вселенских Соборов, чей вклад имел значение в разработке учения Церкви). Ранняя патристика сосредотачивала внимание на решении вопроса о возможности использования в теологии дохристианских философов, поэтому мыслителей этого периода принято называть апологеты. Среди апологетов можно назвать: Григория Нисского, Оригена, Тертуллиана. Но центральной фигурой этого периода является Августин Аврелий (Блаженный), создавший первую христианскую систему философии.