Разработка проекта
Образовательные области | Тематика комплексных занятий | Методы и приемы |
Образовательная область «познавательное развитие» | Пополнять знания о природе, животных, птиц северного края. Традиции и обычаи народов севера. Макет чума. Нарты с оленьими упряжками Знакомство с одеждой коренных жителей. Знакомство со священным деревом северных народов – лиственница. . | Рассказ. Рассматривание альбома «Животные, птицы Ямала». «Растения тундры, растения леса». Настольные игры. Лото «Ягоды, деревья севера», «Найди лиственницу, с какого дерева шишка». Просмотр презентаций. «Праздники. «Вороний день». «День оленевода», северная кукла – оберег «Акань». Куклы в национальной одежде. Дидактическая игра «Назови одежду». |
Образовательная область «социально – коммуникативное развитие» | Обогащение лексики ненецкими словами обозначающие предметы обихода (чум, стойбище, нарты, хорей, аркан, лодка, сети) Устный фольклор народа севера (загадки, пословицы, поговорки, приметы, потешки, сказки, считалки), легенды. Знакомство с творчеством ненецких писателей. | Беседа «Народы севера». Дидактическая игра «Найди охотника, оленевода, рыболова». Рассматривание - макет чума, нарты, олень. Просмотр презентации «Быт народов Ямала». Рассказывание легенды «Вороний день», «Озера и реки». Загадывание и отгадывание литературных загадок. Чтение пословиц, сказок, легенд Н. С. Салиндер «Куропатка и налим», П. Г. Турутина «Узоры лесных ненцев». |
Образовательная область «речевое развитие» | Составление описательных рассказов о жизни, занятиях, праздниках, обычаях коренных народов, о природе севера. Чтение рассказов, стихов о природе, о жизни, обрядах народов севера. | Составление рассказов по плану: «Оленевод, рыбак, охотник». Пересказ сказки Ю. Н. Афанасьева «Жадная старуха». Режиссерская игра «В гости к мальчику Нядма». Ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций по произведениям писателя П. А. Ятысый «Песец», Г. Лазарев «Лиственница», Г. Истамин «Снегирь и мышонок», Ю. Н. Афанасьев «Жадная старуха». Заучивание стихотворения «Наша маленькая девочка». |
Образовательная область «художественно – эстетическое развитие» | Рисование, лепка, аппликация животных, природы, быта, орнаментов, по содержанию сказок, легенд. «Ненецкая песня». Хороводная «Ворона». Музыкальная игра «У оленя дом большой». | Лепка с использованием схемы. Рисование «Украшение ягушки». Вырезывание животных, растений, одежды по контуру. Слушание, пение, танцы, игры. Пение и игра на сингокотьси (колокольчик). |
Образовательная область «физическое развитие» | Утренняя гимнастика. Подвижные игры «Полярная сова и лемминги»», «Куропатки и охотники», «Борьба на палке». | Общеразвивающие упражнения. Подвижные игры. |
План – схема проведения проекта.
Кто желает поговорить о северном крае, народах севера?
Что мы знаем о северном крае, народах севера?
Северный край - это очень холодное место на земле, бывает северное сияние. (Ярослав, Асиль)
На севере живут ненцы в чуме. (Филимон)
В лесу живут: медведь, лиса, волк, песец, белка. (Катя Е, Катя Л., Злата, Фарходбек)
Есть много птиц: полярная сова, воробей, снегирь, ворона. (Давид, Ваня)
Что мы хотим узнать о северном крае, народах севера?
Кто еще живет на севере? (Сережа, Ваня)
Как дети ходят в школу? (Катя Л.)
Во что играют дети? (Вова, Амир)
Познакомиться с легендами, сказками северных народов. (Вика, Катя, Филимон, Злата)
Что любят кушать народы севера?
Что нужно сделать?
Принести в детский сад книги, картинки, поделки. (Каля Л., Филимон)
Попросит маму рассказать, что она знает про лемминга. (Владислав).
Выучить с родителями загадки о быте, природе народов севера. (Дети всей группы).
Рассказать детям ненецкую сказку. (Злата, Филимон, Катя).
Вместе с родителями нарисовать природу, быт народов севера. (Дети всей группы)
С мамой и папой выучить стихи о природе севера. (Сережа, Гасан).
Рассказать легенду народов севера. (Вика, Катя Е.)
Вместе с мамой смастерить куклу «Северная берегиня», рассказать о ней детям. (Ярослав).
Выучить слово «Нань торова» на ненецком языке обозначает «Здравствуйте». (Дети всей группы)
Спросить у мамы, какую роль играют олени в жизни народов севера. (Ваня).
Совместная деятельность детей.
1.Рисование чума, священного дерева - лиственница, украшение ягушки узорами.
2. Конструирование вороны по легенде народов севера.
Знакомство с творчеством ненецкой писательницы Н. С. Салиндер.
Рассматривание книг на северную тематику.
Режиссерская игра «В гости к мальчику Нядма».
Рассказывание сказки Ю. Н. Афанфсьева «Жадная старуха».
Посещение этнографической выставочной стены «Мой северный край».
Дидактическая игра «Найди лиственницу, с какого дерева шишка».
Песни, танцы, игры народов севера.
Подвижные игры «Борьба на палках»,
«Полярная сова и лемминги».
Упражнение «Ловкий рыболов»
Постройка чума из снега.
Легенды, загадки народов севера.