Содержание
Введение
. Цели осуществления лицензирования в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
. Перечень видов лицензий, существующих в природопользовании, и органов, их выдающих
. Практическое задание
Список литературы
Введение
Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития - в общемировом масштабе и от жестко централизованной к социально ориентированной рыночной экономике - в Республике Беларусь. Сегодня стало очевидным, что задачи сохранения окружающей среды и экономического развития взаимосвязаны: разрушая и истощая природную среду невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие.
Формирование комплексной и гармоничной системы природопользования, которая отвечала бы как программе подъема экономики Беларуси и перехода ее к новому качественному состоянию, так и задаче наиболее эффективного оздоровления окружающей среды, - важная проблема, стоящая перед учеными и практиками. Ее разрешение требует знания основ экологии, экономики и организации природопользования.
1.
Цели осуществления лицензирования в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
Деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях называется управлением природопользования.
Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).
|
До недавнего времени наиболее распространенными и действенными в системе управления природопользованием были административные методы. Они применялись в условиях монопольного владения государства природными ресурсами, установления правовых норм и порядка воздействия на окружающую среду заинтересованными ведомствами-природопользователями, сохранения предприятий, наносящих ущерб природе, в десятки раз превышающий стоимость выпускаемой продукции. В такой обстановке только административное управление позволяло без применения жестких экономических санкций (которые попросту разорили бы предприятие) в какой-то мере сдерживать эколого-катастрофические ситуации.
Основными инструментами административного регулирования являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п.
Административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на виновников загрязнения, таких как: запреты, ограничения, лицензии и прочее.
Разрешения и лицензии необходимы для природопользователей, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный срок и возобновляются через установленное время. [1, с. 165-170]
Природные ресурсы могут предоставляться в пользование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
|
Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Данное право именуется правом общего природопользования.
Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за плату, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. [2, ст. 16]
Под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензии (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление иных видов работ, касающихся охраны окружающей среды.
Согласно действующему законодательству, лицензированию подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и оказывающая, или могущая оказать вредное воздействие на состояние окружающей среды. [3, с. 83]
Следовательно, специальные лицензии - документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами управления природопользованием, - дают право на пользование одним видом природного ресурса в установленном месте и на определенных условиях.
|
Лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду осуществляют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления. [2, ст. 17, ч. 2]
Лицензируемые виды деятельности, основания, условия и порядок выдачи, изменения, переоформления, ограничения, приостановления, прекращения действия (в том числе путем отзыва или аннулирования), восстановления специального разрешения (лицензии) на право осуществления лицензируемого вида деятельности в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду устанавливаются законодательством Республики Беларусь. [2, ст. 17, ч. 2]
Таким образом, можно сказать, что лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду проводится в целях максимального снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения рационального использования природных ресурсов.
Перечень видов лицензий, существующих в природопользовании, и органов, их выдающих
лицензирование природный документ окружающий
Как было сказано выше, общее природопользование является бесплатным. Специальное природопользование осуществляется на платной основе, на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Платежи за природопользование включают платежи за использование природных ресурсов и платежи за вредное воздействие на окружающую среду. Платежи за вредное воздействие на окружающую среду взимаются за:
) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
) сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
) размещение отходов;
) ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества;
) иные виды вредного воздействия на окружающую среду, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь. [2, ст. 83]
Выдача специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контроль за осуществлением лицензиатами деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду (далее - лицензируемая деятельность), производятся Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. [4, Положение, п. 2]
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды выдаются следующие виды лицензий на:
. Обращение с озоноразрушающими веществами.
Под обращением с озоноразрушающими веществами понимаются их производство, купля (продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и иные виды деятельности, связанной с использованием озоноразрушающих веществ. [5, Положение, п. 215]
. Геологическое изучение недр.
. Добычу полезных ископаемых.
. Строительство буровых скважин на воду глубиной более 20 метров.
. Использование отходов 1 - 3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов. При этом, использование, обезвреживание отходов в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ или отходов, образовавшихся в результате проведения таких работ, не относятся к деятельности, подлежащей лицензированию.
. Экологический аудит. [4, Положение, п. 4]
Право на получение лицензии имеют:
ü юридические лица Республики Беларусь;
ü индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
ü иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь.
Лицензия действует на всей территории Республики Беларусь.
Лицензии на лицензируемую деятельность, указанную выше, выдаются сроком на 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата неоднократно. [4, Положение, п. 5, 6, 7]
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести проверку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. [4, Положение, п. 10]
Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действия принимается коллегией Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое оформляется в установленном порядке приказом. [4, Положение, п. 12]
Лицензия подписывается Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды или уполномоченным им заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды и заверяется гербовой печатью. [4, Положение, п. 13]
Министерство лесного хозяйства проводит единую государственную, в том числе научно-техническую, политику в области ведения охотничьего хозяйства и осуществляет лицензирование ведения охотничьего хозяйства, в том числе выдачу по согласованию с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь специальных разрешений (лицензий) на указанный вид деятельности;
ü согласование проектов решений местных Советов депутатов о предоставлении в аренду охотничьих угодий, а также договоров аренды этих угодий;
ü выдачу государственных удостоверений на право охоты;
ü взаимодействие с республиканскими органами государственного управления по вопросам развития туристической деятельности, связанной с охотой;
ü организацию работы по воспроизводству, охране и рациональному использованию диких животных, относящихся к объектам охоты, сохранению и восстановлению среды их обитания;
ü государственный контроль за ведением охотничьего хозяйства;
ü международное сотрудничество в сфере охотничьего хозяйства;
ü иные функции в области ведения охотничьего хозяйства в соответствии с законодательством. [6, п. 1.1]
Лицензия выдается сроком на 10 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на 10 лет.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия проводит единую государственную, в том числе научно-техническую, политику в сфере рыбохозяйственной деятельности (Рыбохозяйственная деятельность - вид экономической деятельности, включающей рыбоводство (разведение и выращивание рыбы в искусственных водоемах) и ведение рыболовного хозяйства.) и осуществляет лицензирование ведения рыболовного хозяйства, в том числе выдачу по согласованию с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь специальных разрешений (лицензий) на указанный вид деятельности;
ü согласование проектов решений местных Советов депутатов о предоставлении в аренду рыболовных угодий, а также договоров аренды этих угодий;
ü организацию ихтиологических наблюдений в рыболовных угодьях, сбор и анализ информации, полученной в результате таких наблюдений;
ü организацию и проведение учета рыбных ресурсов, участие в ведении государственного кадастра и мониторинга животного мира;
ü государственный контроль за рыбохозяйственной деятельностью;
ü международное сотрудничество в сфере рыбохозяйственной деятельности;
ü иные функции в области рыбохозяйственной деятельности в соответствии с законодательством; [6, п. 1.2]
Лицензии на ведение рыболовного хозяйства выдаются сроком на 10 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на 10 лет.
Практическое задание
Областной комитет по охране окружающей природной среды обратился в хозяйственный суд к государственному унитарному предприятию с иском о возмещении вреда, причинённого животному миру. В обосновании своих требований истец сослался на то, что в результате наезда автомобиля, источника повышенной опасности, погиб лось. Хозяйственный суд в удовлетворении исковых требований отказал, ссылаясь на то, что вред причинен в результате взаимодействия двух источников повышенной опасности.
Обоснованно ли хозяйственный суд отказал в иске?
Источником повышенной опасности надлежит признавать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.
Источником повышенной опасности признаются животные, не являющиеся объектами дикого животного мира, а также дикие животные, временно изъятые из среды обитания и содержащиеся в неволе или полувольных условиях; источником повышенной опасности признается животное как имущество, обладающее опасными для окружающих свойствами и не поддающееся полному контролю со стороны человека. Поэтому источником повышенной опасности может быть только то животное, которое непосредственно находится под контролем человека, и выступает объектом вещного права.
Сбитый лось является обитателем естественной, а не искусственно созданной юридическими или физическими лицами среды для животных и поэтому не представляет собой источник повышенной опасности.
Я считаю, что суд необоснованно отказал в иске, т.к. столкновение машины и дикого лося не является взаимодействием двух источников повышенной опасности. Вот если бы лось принадлежал зоопарку, сбежал и попал под колеса машины, тогда можно было бы говорить о взаимодействии двух источников повышенной опасности и владельцы этих источников повышенной опасности в соответствии со ст.948 ГК РБ несли бы солидарную ответственность: зоопарк, как собственник лося, а государственное унитарное предприятие - как собственник транспортного средства.
Список литературы
1. Шимова О.С. Экология и экономика природопользования: Часть 1. Курс лекций - 2-e стер. изд. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 193 с.
. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. -№ 1982-XII. в редакции Закона от 17 июля 2002 г., № 126-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 85, 2/875
. Гоев А.В. Экологическое право Республики Беларусь.- Мн.: Молодежное научное общество, 2000. - 160 с.
. Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г., № 137 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - № 5/13251
. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г., № 450 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2010. - № 1/11914
. О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими (извлечение): Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г., № 580 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2005. - № 1/6996
. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Текст]: принят Палатой представителей 28 октября 1998г.; одобрен Советом Республики 19 ноября 1998г. - Мн.: Ураджай, 2001. - 517 с.