Основные принципы психоанализа




Таврическая академия

Реферат

По дисциплине: Психоанализ культуры

Тема: «Клинические и исторические аспекты психоанализа»

 

Преподаватель:Доц.Маричева А.В.

Выполнила:студентка 4курса з.о.Быкова Е.М.

 

 

Симферополь-2020

Содержание:

1 Введение

2 Исторические аспекты психоанализа

3 Клинические аспекты психоанализа

4 Заключение

5 Основные принципы психоанализа

6 Список литературы

Введение

Психоанализ, психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856–1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней

Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами

Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как «принцип удовольствия», характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее функционировать таким образом, чтобы получить желаемое удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит название влечения.

У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и устранять все, что препятствует достижению цели. Фрустрация, разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда человеческая среда пытается за несколько коротких лет цивилизовать и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно. Хотя б льшая часть подобных ранних конфликтов «забывается» (в действительности – вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности.

 

Исторические аспекты

История психоанализа начинается с 1880, когда Й.Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера. Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации Исследования истерии (Studien ber Hysterie, 1895), в которой предположили, что симптомы истерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых «травмирующих» событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает тем не менее оказывать значительное влияние на пациента. Причину такого исчезновения из сознания Фрейд видел в конфликте между определенными импульсами, связанными с данным событием, и моральными устоями.

По личным причинам Брейер отошел от исследований. Работая независимо, Фрейд обнаружил, что сходный опыт имеет место не только при истерии, но и при неврозе навязчивых состояний сексуальной природы, который нередко возникает в детском возрасте. Сексуальные желания ребенка вовлекают поочередно рот, анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигая кульминации между тремя и шестью годами, когда сексуальные потребности адресуются родителю противоположного пола. Это приводит к соперничеству с родителем того же пола, сопровождающемуся страхом наказания. Все эти переживания вместе носят название «эдипов комплекс». Наказание, которого страшится ребенок, принимает в его воображении форму телесных повреждений, например повреждения гениталий. Для фазы эдипова комплекса характерна мастурбация, сопровождающаяся фантазиями, связанными с объектом любви.

Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения. Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс. Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия.

Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык. Во время сна детские бессознательные сексуальные желания пытаются выразить себя в форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит внутренняя «цензура», которая ослабляет или искажает проявления бессознательных желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар – знак неудачной защиты от угрожающего импульса.

Психоаналитическая теория рассматривает и другие феномены, раскрывающие природу компромисса между различными конфликтующими тенденциями в психике; это могут быть оговорки, суеверия, определенные религиозные ритуалы, забывание имен, потеря предметов, выбор одежды и мебели, выбор профессии, любимое занятие и даже определенные черты характера.

В 1923 Фрейд сформулировал теорию функционирования психики в терминах ее структурной организации. Психические функции были сгруппированы согласно той роли, которую они играют в конфликте. Фрейд выделил три основных структуры психики – «Оно» (или «Ид»), «Я» (или «Эго»), и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»). «Я» выполняет функцию ориентации человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности. «Оно» включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов. «Сверх-Я» отвечает за «удаление» нежелательного. Обычно его соотносят с совестью, которая является наследством моральных представлений, полученных в раннем детстве, и продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений индивида.

В наши дни многие полагают, что психоанализ является философской школой, культурологическим направлением, методом исследования социальных, политических явлений. Действительно, в современных статьях журналистов, аналитических обзорах, искусствоведческих эссе мы достаточно часто встречаем характерные для психоанализа понятия и подходы. Однако исторически психоанализ возник и по сей день существует как мощное психотерапевтическое направление. Важно понимать, что основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), был врачом-невропатологом, который делал свои открытия не за письменным столом, запершись у себя в кабинете. Психоанализ не есть порождение «чистого разума», но результат клинического опыта. В своей практике врачи конца XIX века сталкивались с необъяснимыми и неподдающимися традиционному лечению явлениями: например, внешними проявлениями различных болезненных симптомов при полном отсутствии клинических нарушений, необоснованными страхами, тревожностями, навязчивыми действиями и мыслями. Упрощенно все эти состояния объединяли понятием «психоневроз». Именно в силу отсутствия объективных признаков физических заболеваний многие медики того времени склонны были недооценивать подобные проблемы своих пациентов, приписывая их «дегенерации» (вырождению). Но подобную точку зрения разделяли далеко не все. Фрейд испробовал многие способы лечения психоневрозов, практиковавшиеся его современниками, среди которых были гипноз, различные методы физиотерапии. Однако Фрейд не был удовлетворен их результатами. В 90-х гг. XIX века совместно с Брейером Фрейд разрабатывал и применял так называемый «катарсический метод», основной прием которого – свободные ассоциации – в дальнейшем стал основным техническим инструментом психоанализа.

Пациент, лежа на кушетке в состоянии полудремы, говорил первое, что приходило ему в голову, и непроизвольно наталкивался на забытые, но болезненные, неприемлемые для него воспоминания, мысли, представления. Позже Фрейд назвал их вытесненными в бессознательное. Такое соприкосновение заставляло пациента переживать сильные чувства (отреагировать аффекты), которые, по мнению Брейера и Фрейда, прежде были скованными и выражались символически при помощи симптомов. Также Фрейд обнаружил, что нити историй таких пациентов всегда вели в его ранее детство и были связаны со скрытыми желаниями, направленными на его близких людей и на себя самого. Фрейд отошел от катарсического метода и стал развивать собственный подход тогда, когда понял, что большинство таких детских воспоминаний его пациентов не имеют ничего общего с объективной реальностью; что речь идет о внутрипсихической реальности пациентов, рассказывающих о своих детских бессознательных желаниях, которые, с одной стороны, выражаются в виде ложных воспоминаний, но с другой – настолько неприемлемы для взрослого человека, что порождают душевную боль. В основе же этих желаний всегда обнаруживались два импульса, влечения – агрессивный и сексуальный. Но здесь необходимо отметить, что под сексуальностью Фрейд подразумевал различные формы получения удовлетворения при помощи взаимодействия с самим собой или с другими. Дальнейшее психоаналитическое творчество Фрейда можно условно разделить на три этапа.

В 1900 – 1910 гг., которые сам Фрейд из-за изначального общественного неприятия его идей называл «великолепным уединением», накапливался и фиксировался практический опыт; к концу этого периода у Фрейда уже появились многочисленные сторонники: К. Абрахам, Ш. Ференци, О. Ранк, К.Г.Юнг, А. Адлер и другие. Однако уже в 1910-х гг. выяснилось, что многие из его сторонников, называя практикуемый ими метод психоанализом, по-разному понимали основные понятия, введенные Фрейдом, а также сильно модифицировали разработанную им технику терапии. На этом, втором этапе развития классического психоанализа Фрейд порвал отношения с некоторыми из своих последователей, которые, однако, продолжили психотерапевтическую практику, создав собственные школы. Так, например, К.Г.Юнг создал аналитическую психологию, а А.Адлер – индивидуальную психологию. Таким образом, исторически эти школы, хотя и произросли из психоанализа, не являются психоаналитическими. Тем не менее, эти болезненные разрывы отношений с последователями сыграли важную роль для развития психоанализа. Фрейд осознал, что его метод нуждается в теоретической основе, и в 1915 г. написал двенадцать так называемых «метапсихологических работ», из которых пять впоследствии уничтожил. В этих работах Фрейд описал свое видение строения и функционирования «психического аппарата», определил основополагающие для психоанализа понятия бессознательного, сопротивления, вытеснения и т.д. Данный этап теоретического становления психоанализа принято называть «первой топикой Фрейда»: в структуре психики Фрейд выделил три инстанции, одновременно являющиеся психическими функциями, – бессознательное, сознательное и предсознательное. Причем все эти три инстанции Фрейд считал равнозначными, поэтому в психоанализе не принято использовать понятие «подсознание». Начало третьего этапа становления психоанализа Фрейда можно отнести к 1919 г., когда с фронтов Первой мировой войны начали возвращаться солдаты, страдающие так называемым посттравматическим неврозом: их внутреннему взору постоянно и навязчиво являлись пережитые ими ужасающие события военных действий. В этом году Фрейд написал одну из своих самых сложных и загадочных работ, «По ту сторону принципа удовольствия», в которой, наряду с появлением понятий влечения к жизни и влечения к смерти, берет начало психоаналитическая разработка понятия «Я». Эти новые теоретические воззрения окончательно сформировались в 1923 г., когда Фрейд написал работу «Я и Оно», где ввел «вторую топику», ставшую дополнением к первой. Инстанции этой топики известны как Оно, Я и Сверх-Я. До самой своей смерти в 1939 г. Фрейд развивал свою теорию, опираясь на разработанные им топики, пересматривая в их контексте свой более ранний клинический опыт. Однако в одной из последних своих работ, «Анализ конечный и бесконечный», фактически ставшей его духовным завещанием, Фрейд оставляет много открытых вопросов в надежде на то, что ответы на них дадут его последователи.

 

 

Клинические аспекты

 

Психоанализ можно понимать и в широком (как аналитическое исследование психики) и в узком (как метод психотерапии, разработанный 3.Фрейдом и его учениками) смысле. Конечно, анализ психических механизмов, в том числе и бессознательных, проводился и до 3.Фрейда. Более того, можно сказать, что в других понятиях, других терминах были описаны бессознательные мотивационные процессы, символика психической продукции, роль сексуальной травмы и т.д. Но только 3.Фрейд в относительно короткий срок (1895-1905 г.г.) создал из этих разрозненных данных целостную картину. Он создал и практические приемы психоаналитической работы с больными (исследование свободных ассоциаций, истолкование сновидений и фантазий, изучение ошибок речи и ошибочных действий, анализ переноса и сопротивления). Позже число таких приемов увеличилось в несколько раз, и сама техника психоанализа сильно изменилась. Впрочем, 3.Фрейд особенно не настаивал на скрупулезном следовании жестким правилам. Он говорил о том, что психотерапевт, который признает перенос и сопротивление и использует интерпретацию этих феноменов в своей работе, уже является психоаналитиком.

Неверно также считать 3.Фрейда исключительно приверженным теории пансексуализма. Его поздние работы (после 1-й мировой войны) уже признают роль не только полового влечения, но и влечения к смерти, роль агрессии и т.д. Кроме того, либидо и раньше не понималось как исключительно половое влечение в узком смысле слова. Согласно К.Юнгу, оно скорее являлось универсальной космической энергией, потоки которой принимают различные направления (сублимация). Это - нечто вроде "мировой сексуальности", понятие, которое объясняет энергетические и динамические процессы в природе и обществе. К 3.Фрейду, как и ко всякому другому ученому, следует применять принцип историзма, т.е. рассматривать его взгляды в конкретной обстановке, имевшей место в науке в то время. Так, например, учение о неврозах в конце 80-х г.г. XIX в. (т.е. до клинической концепции 3.Фрейда) практически отсутствовало, истерия рассматривалась в духе Ж.Шарко как наследственно-дегенеративное заболевание, психостения П.Жанэ еще не была описана, навязчивый синдром понимался невропатологами как часть органических заболеваний мозга.

Применяя принцип историзма и в дальнейшем, мы видим, что психоанализ уже при жизни 3.Фрейда распался на несколько основных направлений: групповой психоанализ, возникший в СШЛ (Т.Бэрроу), психосоматическое направление (Ф.Данбэр, Ф.Александр), индивидуальную психологию А.Адлера, аналитическую психотерапию К.Юнга. Подчеркивалась мысль о незыблемости основных признаков психоанализа (ведущей роли бессознательного, инфантильных психических травм, символического симптомообразования), но одновременно в учение о неврозах проникали и эволюционно-биологические взгляды Э.Кречмера и социально-культурные подходы неофрейдистов. Менялась и техника психоанализа. С одной стороны, она обогащалась новыми приемами (использование прожективных тестов, гипноза, групповых процессов, ролевой техники), с другой - упрощались связи с увеличением числа больных, недостатком времени, высокой стоимостью курса классического ортодоксального психоанализа (впрочем, таковой имеется и в настоящее время, но распространен ограниченно).

Можно сказать, что чистота и корректность различных методик психоанализа, за которыми тщательно следили основоположники этих методик, сменилась в 50-е и последующие годы различными их комбинациями и сочетаниями, что позволяет последние 30-40 лет считать периодом эклектического психоанализа. Если в начале XX в. 3.Фрейд заявил, что он сменил "медь" гипноза на "золото" психоанализа, то в 50-60-е г.г. гипноз снова широко выходит на мировую сцену в виде различных новых методик, в которых значительную роль играет аналитический подход. Это и "активный гипноз" Э.Кречмера, и "ступенчатый гипноз" Д.Лаигена, и гипноз по Б.Стоквису, и гипноанализ, и гипнодрама, и гипносинтез, комбинации гипноза с психотропными препаратами, аутотренингом, групповыми методиками. Все это становится психоанализом тогда, когда начинается процесс интерпретации, истолкования психологического материала, полученного в результате применения этих методик (сновидений, фантазий, сопротивления н переноса, мотиваций, проекций, конверсионных симптомов, символического поведения и т.д.).

Недостатком современной психотерапии является то, что главное внимание уделяется бесконечному дроблению технической стороны дела, созданию все новых и новых технических приемов, в то время как вопрос о содержании психотерапии, индивидуализации этого содержания и вопрос об его усвоении, принятии пациентом все время остается в тени. По-прежнему, часто встречается подмена проблем больного проблемами врача, перенос "невроза врача" на больного, против чего всегда предостерегали 3.Фрейд, К.Роджерс и др. Вообще, проблема позитивной психотерапии, т.е. перевоспитания больного, его ориентации на новые жизненные ценности существовали всегда, и можно отметить в этом смысле как классические работы А.И.Яроцкого и И.Марциновского, так и современные воззрения В.Франкля о логотерапии. 3.Фрейд отвергал перевоспитание, он считал, что полное осознание невротического конфликта завершает анализ, ведет к выздоровлению больного. В.Н.Мясищев говорил об изменении "отношений" пациента, обесценивающем психическую травму; с большой осторожностью подходит к изменению позиций больного школа К.Роджерса. С другой стороны, сторонники поведенческой психотерапии, краткосрочной интенсивной терапии и т.д. гораздо более активны. Вероятно, аналитическая психотерапия не исключает позитивной работы по реконструкции, обновлению, обогащению личности пациента, однако, с его активным участием в этом процессе.

Главное же - это наличие постоянного глубокого психотерапевтического контакта, который, в конечном итоге, обеспечивает успех всего лечения.

Психотерапевтический контакт - механизм бессознательный. В разных школах он называется по-разному: экзистенциальная коммуникация, перенос (трансферт) и противоперенос (контртрансферт), идентификация паттернов и т.д. В возникновении контакта важную роль играют установка (Д.Н.Узнадзе), формируемый образ партнера (имидж), вообще, активность бессознательного той личности, с которой устанавливается контакт (способность к эмпатии - сопереживанию). Можно назвать это способностью к резонансу, обретению соответствующих другому человеку ритмов психологической деятельности. Значительную роль играет в этом интуиция - бессознательные механизмы понимания друг другом.

Практически, это сводится к умению длительное время выслушивать больного, вникая в его эмоциональное состояние. При этом врач получает максимум информации от пациента, давая (на первоначальном этапе) минимум своей информации, т.к. последняя, выдвинутая сразу же, подавляет активность больного, усиливает его сопротивление, способствует пассивному следованию в русле психотерапевта. При правильной тактике психотерапевт остается не связанным предвзятым отношением, он свободен и пластичен при восприятии больного. Лишь иногда короткими репликами он предвосхищает высказывания больного (на основании своего опыта), что ведет последнего к впечатлению о том, что врач глубоко его понимает (прием преднамеренного угадывания проблем пациента). Врач использует в это время невербальные воздействия (выражение лица, сдержанные жесты, поза и т.д.). Невербальные компоненты контакта, идущие от врача, могут как сопровождать слова больного, так и опережать их, что дает последнему возможность иначе оценить то, что он говорит, снизить эмоциональную сторону рассказываемого. Например, рассказывая врачу о том, что положение, в которое он попал, якобы "безвыходное", он может на несколько секунд раньше увидеть как психотерапевт отрицательно качает головой или делает иронический жест рукою. Тогда больной уже иначе относится к словам "положение безвыходное", которое он привык воспринимать без критики.

В рассказе больного психотерапевт особенно выделяет то, что относится к его детству и, особенно, к нуклеарной группе (т.е. отец, мать, братья и сестры, обращает внимание на неполноту этой группы, и на особенности взаимоотношений в ней. Еще важнее - взаимоотношения с матерью (в раннем, детстве) и подробное ознакомление с ее личностью, особенно ее эмоциональной сферой. Сухая, холодная, замкнутая (аутистическая) мать служит источником повышенного риска для ребенка в отношении развития у него в будущем шизофрении (шизофреногенная мать), психопатии, неврозов, психосоматических заболеваний (например, бронхиальной астмы). На этом основан ряд психоаналитических методик лечения (групповая психотерапия матерей, семейная психотерапия и др.).

Часть такого рассказа больного может осуществляться в гипнозе (гипнокатарсис), при растормаживании и введении эйфоризирующих и снотворных средств (наркопсихотерапия, наркоанализ), в процессе игры и двигательных упражнений (ролевая терапия, кинезиотерапия). Также определенная часть рассказа может осуществляться невербальными приемами (пантомима, рисунок и пр.). В процессе выслушивания решаются следующие психотерапевтические задачи: 1) первичное отреагирование, облегчение у больного, уменьшение тревожности, напряжения; 2) сбор у больного так называемого динамического аналитического материала (факты жизни, оценки, сновидения, фантазии, внутренняя субъективная "концепция болезни", взаимоотошения с людьми, конфликты и т.д.); 3) изучение переноса, контрпереноса и сопротивления; 4) изучение механизмов психологической защиты у больного, его "имиджа", ролей, взятых им на себя; 5) создание врачом своего собственного образа и ориентированный выбор психотерапевтического стиля ("отец", "друг", "собеседник", "маг", "соперник" и т.д.). В конечном итоге, речь идет о пробуждении взаимной симпатии, психотерапевтического контакта. Сам по себе контакт как перенос и сопротивление, тоже является объектом дальнейшего анализа.

Одним из основных принципов психоанализа является понимание всей психологической продукции, которую дает больной, не с бытовой, обыденной, прямолинейной точки зрения, а с точки зрения тех глубинных, бессознательных процессов, которые эти поверхностные факты и явления выражают. Надо научиться находить связи между симптомами (как соматическими, так и психическими), которые мы находим при клиническом обследовании больного и бессознательными конфликтами (чаще всего между потребностями и возможностями их удовлетворения), имея в виду, что эти симптомы проявляются в зашифрованной, символической форме. Эту закономерность 3.Фрейд объяснил наличием цензуры, одностороннего для прохождения информации механизма на границе сознательной и бессознательной сфер психики человека. Проход психотравмирующей информации из сознания в бессознательное был назван "вытеснением" (психогенная амнезия). Обратный процесс в обычном виде невозможен. Лишь в сновидениях, бессознательных жестах, поступках или ошибках, в фантазиях или в фактах переноса и контрпереноса, в проекциях эта информация снова может выйти на поверхность, но уже в закрытом, символическом виде. Следует также иметь в виду, что каждая психоаналитическая, а также и другие (экзистенциальная, трансактная) школы имеют свое толкование этой продукции, свою систему символики.

Символика ортодоксальной школы 3.Фрейда почти полностью исчерпывается сексуальными символами, но в других школах дело обстоит иначе. У К.Г.Юнга солнце и ветер олицетворяют мужское начало, земля и вода - женское; в символику его школы входит понятие об архетипах-элементах передающего по наследству "коллективного бессознательного".

Экзистенциальная символика охватывает основные жизненные понятия - "путь", "смерть", "человек", "неудача", "преграда" и т.п. Например, дорога - символ жизненного пути, кольцевая дорога - безвыходность, повторяемость; заборы, стены - преграды на пути к цели; лестница - карьера, путь наверх и т.д.

В ортодоксальном психоанализе фаллический символ (мужского полового члена) - все длинные узкие предметы - палки, зонтики, деревья, трости, а также башни, небоскребы, мачты и пр; символ женских половых органов - предметы, имеющие внутреннюю полость (пространство) и вход (пещеры, комнаты, шляпы, туннели, шкатулки, а также триумфальные арки, подъезды, ворота и т.д.). Потеря каких-нибудь частей тела, особенно с кровотечением (например, удаление зубов, ампутация ноги или руки), относится к символике, связанной с комплексом кастрации. Много символических конструкций относится к половому акту, особенно в рамках так называемой "инфантильной сексуальности". 3.Фрейд считал характерным для полового акта три показателя - наличие влечения (желание), связанного с ростом напряжения (тумесценция), наличие наслаждения, которое достигая высшей точки, переживается как оргазм, и наличие разрядки, спад напряжения после оргазма (детумесценция), удовлетворение, которое переживается как облегчение, снятие тяжести, невесомость (ощущение полета).
Именно, в связи с этим сновидения, связанные с полетами, невесомостью, необыкновенной легкостью, рассматриваются психоаналитиками как символика полового акта. К этим же признакам полового акта (в психосоматическом аспекте) относится кожный зуд и последующее его облегчение, связанное с чесанием, эйфория после снятия болевого синдрома и др. В рамках инфантильной сексуальности по этим же признакам к половому акту относится сосание ребенком материнской груди, ласки матери (все тело маленького ребенка представляет собой единую эрогенную зону), мочеиспускание и дефекация и пр. В ролевом поведении сексуальных партнеров символика развита очень широко, она находит отражение в традициях и обрядах, связанных со взаимоотношениями полов.

Психотерапия - это не наука или искусство говорить, внушать или убеждать. Правильнее сказать - эта задача тоже входит в систему психотерапии, но она не является первоочередной. Главные задачи - умение наблюдать и умение слушать и понимать пациента.

Бессознательное можно изучать не только при помощи прожективных тестов, в гипнозе, при анализе сновидений и фантазий. Целенаправленное наблюдение больного дает необычайно много для понимания его бессознательных мотиваций.

Сознание, конечно, контролирует бессознательное, но не полностью, иначе говоря, в различной степени, а также по-разному в различных ситуациях. Бессознательные мотивы лучше всего защищены в общественных поступках, в ситуациях, относящихся к престижу, самоутверждению. Однако сам характер этого контроля, этого прикрытия позволяет получить материал о более глубоких процессах. Очень важно видеть нарушение чувства меры в этом контроле, особенно в сторону его увеличения, усиления. Характерный пример приводит А.С.Пушкин: "Слово это (prude) означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской) - недотрогу. Таковое свойство предполагает нечистоту воображения, отвратительную в женщине, особенно молодой... невинность есть лучшее украшение молодости. Во всяком случае, прюдство или смешно, или несносно". Таким образом, мы видим, что чрезмерный, нарочитый контроль приводит к обратным результатам, производя неблагоприятное впечатление. То же самое имеет место при употреблении эвфемизмов - слов-заменителей, "смягчающих" слишком точное или откровенное обозначение понятий, чаще всего относящихся к половой жизни - свидетельствует о претенциозности, сообщает личности отпечаток провинциальности.

Близко к этому употребление стандартных выражений, носящих утрированно социально-положительный характер ("у нас прекрасная семья", "мы с мужем никогда не ссоримся", "мне ничего не надо, лишь бы детям было хорошо" и др.). Обычно это свидетельствует о некоторой умственной ограниченности человека, не способного понять, что все это лишь довольно грубо сделанная психологическая защита. В большинстве случаев с течением времени возрастает доверие и открытость больного (клиента), но требуется терпение психотерапевта. Помогает прием преднамеренного "угадывания" некоторых фактов анамнеза или ситуации, сложившейся у клиента. В основе этого эффективного приема лежит опыт аналитика и знание определенного набора типичных личностных проблем, типичных ситуаций и т.д., но на пациента это может произвести необычайно сильное впечатление от способности врача "видеть все насквозь", наличия у него глубокой интуиции и т.д.).

Контроль может ослабеть от соматических и, вообще, биологических причин: возрастного фактора (климактерический период и др.), астении после различных заболеваний, травмы черепа, влияния алкоголя и наркотических средств, переутомления и т.д. Ослабление контроля (временное или постоянное) может быть следствием психогенных воздействий (психическая травма, стресс, ситуативные факторы, в частности, семейные).

Усиление контроля может быть вызвано воспитанием, особенностями характера, ответственной обстановкой или целью. Однако, следует подчеркнуть, что управление контролем над бессознательным, по крайней мере частично, зависит от самого бессознательного.

Кроме усиления и уменьшения контроля, следует рассмотреть его распределение во времени и пространстве. Контроль неравномерен. По-видимому, он зависит от биоритмов организма, от суточных колебаний настроения, даже от времени года и климатических условий. Что касается его распределения в пространстве, то речь идет, главным образом, о невербальных реакциях - жестах, мимике, позах, походке, осанке, степени напряжения и расслабления различных мышц тела и т.д. Одним из наиболее важных объектов наблюдения является лицо, что дало в свое время импульс такой науке как физиогномика, одним из основателей которой был Лафатер, а в России о ней писал И.А.Сикорский.

Не углубляясь в детали, можно сказать, что на лице выделяются два поля наблюдения - верхнее (лоб, глаза, нос) и нижнее (рот, нижняя челюсть). Верхнее поле обычно контролируется лучше. По-видимому, это связано с тем, что при общении большую роль играет взаимное осматривание друг друга. Нижняя часть лица становится особенно характерной лишь в определенные моменты - когда человек ест, когда он в гневе ("оскал"), выражает некоторые элементы удовольствия (облизывается, причмокивает губами и т.д.).

Важное значение имеет наблюдение рук пациента, особенно его пальцев (тревога, гнев,), сцепление рук (верхняя защита). Многое означает несоответствие смысла речи и жеста, который иногда идет даже вразрез с тем, что говорит человек. Это свидетельствует либо о душевной дисгармонии, либо о примитивности, недифференцированиости личности. Конечно, учитываются и сосудистые реакции (окраска кожных покровов, гипергидроз и т.д.). Распределение красных и розовых пятен па лице, шее, груди имеет серьезное значение.

Дисгармоничность различных частей тела может быть скрытой, т.е. проявляться лишь в определённых ролевых ситуациях, при определенных условиях (утомление, стресс, внезапно возникающее препятствие при важной для пациента деятельности - например, при половом акте и т.д.). Она проявляется в танцах, ритмике, пантомиме, разыгрывании этюдов и т.д. В этот период выявляются бессознательные мотивы, конфликты, переживания, которые как бы прорываются через привычные, социализированные моторные и речевые реакции.

Несмотря на огромный успех технической оснащенности психоанализа (экспериментальные методики), основными и для практической работы достаточными остаются наблюдение, беседа, клинический опыт и интуиция врача, который занимаются психоанализом. Сейчас целью психоанализа считается улучшение самоидентификации, то есть отношений человека и окружающей среды.

После смерти З.Фрейда прошло полвека, но не снижается накал полемики, острой борьбы мнений вокруг оценки личности учёного и его учения о бессознательном. Проблемы творческого наследия Фрейда активно обсуждаются на страницах сотен журналов, ямеждународных съездах и конференциях. Вновь и вновь поднимается вопрос: является ли учение З.Фрейда наукой или же каким-то новым феноменом знания?

Сегодня, как и во времена первых публикаций З.Фрейда, диапазон его оценок характеризуется удивительным разнообразием: от ненависти и полного отрицания до преклонения и слепого следования каждому слову Учителя, боязнью совершить ошибку и отступить от буквы "первоучения". Почему же психоанализ почти целое столетие оказывается и предметом восхищения, и мишенью для нападок? Ответ на этот вопрос, по-видимому, следует искать не только во взглядах и мировоззрении самого З.Фрейда, но и в подходе к психоанализу учёных различного типа.

К критикам З.Фрейда относятся учёные-рационалисты, для которых превыше всего логика, для которых каждое умозаключение должно быть основано на воспроизводимости результатов и эксперим



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: