Предмет психологии развития
Психология развития - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).
Различают:
- Пренатальную и перинатальную (нерождённые и новорождённые)
- Детскую
- Психология юности и зрелого возраста
- Геронтопсихология (пожилой возраст)
Объект изучения психологии развития - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.
Предмет психологииразвития - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
Задачи психологии развития:
- Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.
- Периодизация психического развития в онтогенезе.
- Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.
- Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.
- Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
- Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.
- Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.
- Возрастная и клиническая диагностика.
- Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.
- Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко). [1]
|
Предмет психологии взрослости
Период взрослости - наиболее длинный период онтогенеза. Его делят на три стадии: молодость, средняя взрослость, поздняя взрослость (старость).
Выделяют:
1) Ранняя взрослость (20-40 лет)
2)Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
3)Период поздней взрослости (60 лет и старше) [2]
Выделяют много признаков взрослости:
- Новый характер развития, теперь меньше зависит от физического роста и когнитивного усовершенствования:
- Способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, положительно решать противоречия и трудности;
- Преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других:
- Некоторые черты характера (твердость, рассудительность, надежность, честность и т.д.);
- Социальные и культурные ориентиры (роли, отношение) для определения успешности развития.
Отметим, что понятие "взрослость" и "зрелость" не являются тождественными. Зрелость - это наиболее социально активный и продуктивный период жизнедеятельности, когда может быть осуществлена тенденция к самому высокому уровню развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот период и состояние души "акме", что означает "вершина". высшая степень.
|
В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст "осуществление действий", наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественной самой себе. Главные линии развития человека средних лет - это генеративность но не успокоенность. Работа и попечительства - основные заботы зрелых людей. Если личность оказывается "успокоенной" в каком-то смысле, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглинутости. [2]
В гуманистической психологии центральное значение придавалось процессу самоактуализации, самореализации взрослого человека. Так, А. Маслоу писал, что личность, которая самоактуализирующейся, не ограничивается удовольствием дефицитарных (элементарных) потребностей, а стремится к высшим, бытийных ценностей (таких, как истина, красота, добро и т.д.). Такие люди стремятся достичь высот в своем деле (или, возможно, и высшего уровня). Но необходимо помнить, что самоактуализация - это процесс, который требует напряженной работы над собой. Г.Олпорт считал, что зрелость определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид является здоровым и продуктивным, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует осознанно.
Б.Г. Ананьев подчеркивал онтогенетические изменения, которые произошли за последнее столетие: ускорение процессов созревания и замедления процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона взрослости.
В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой степени взрослости (17-42 лет) заключается в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов в соответствии личностно! позиции человека, который становится субъектом общественных отношений. Конечная стадия (после 39 лет) - универсализация - рассматривается как потенциальная возможность достижения высокого духовного развития, вхождение в пространство обще и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.
Выполнила: студентка 2 курса 771-м группы Гречнёвкина Дарина Алексеевна.
Источники:
1. Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
2. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 200 с.