Результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 10 классов




Аннотация

Данный проект предназначен для учащихся 11 классов и для учителей- словесников в качестве дополнительного материала на уроках литературы. Мы выбрали эту тему, так как по учебной программе в 11 классе ученики изучают творчество Ивана Алексеевича Бунина, а рассматривать его поэзию, не обращая внимания на цвета и цветовые эпитеты, которые использовал автор, невозможно.

Гипотеза исследования: цвета и цветовые явления уже сами по себе важны. Они отражают наши чувства и настроения. В творчестве И.А.Бунина они играют важную роль, ведь в стихотворениях цвета не только означают окраску какого-то отдельного предмета или явления, а также придают определенное настроение произведению.

Материал: пейзажная лирика И.Бунина.

Методы исследования: наблюдение, анализ, обработка информации,

социологический опрос, анкетирование.

Цель: рассмотреть, как в лирике Бунина отображены цветовые образы, какими средствами достигал Бунин красочности в своих стихах.

Задачи: собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме исследования; провести текстовый анализ стихотворений И.А.Бунина; описать особенности символики цвета в психологии и поэзии И.А.Бунина; определить частотность употребления цветов в лирике поэта; создать наглядный материал для учащихся.

Результат исследования: создание учебного пособия для учащихся 11-х классов, учителей-словесников.

Вывод: И.А. Бунин считал поэзию очень трудным ремеслом и всегда волновался, удалось или не удалось передать словами краски природы, свет, звук. Внешне слова, состоящие из букв, бледнее живописных и музыкальных средств выражения. Но, как мы заметили, они могут сказать, пожалуй, намного больше.

Проанализировав пейзажную лирику И.Бунина, мы убедились в том, что палитра Бунина-художника богата, ярка, светозарна, щедра. В лирике поэта представлены все времена года. У каждого времени года — свои краски. Особый интерес вызвала палитра красок осени, используемых И.Буниным. Эти краски разнообразны, глубоки и изысканны. Стихотворения написаны словно кистью художника. Отмечал особенность бунинского пера и М. Горький. Он говорил: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…»

Мир его поэзии – это не только мир цвета, но и мир звуков, запахов. Мы обратили внимание на то, что автор передает звуки, мы чувствуем разные запахи, читая его стихи.

Бунин при жизни не был знаменитым поэтом в обычном смысле этого понятия, но это не означает, однако, что он не имел значительного круга своих читателей и почитателей. Он пользовался уважением таких современников, как Блок и Брюсов, чьи эстетические взгляды и творческую практику сам он начисто отвергал. Бунин, продолжая классические традиции, вскрывая неизведанные возможности «традиционного» стиха, остается певцом русской природы, «вечных», «первородных» тем, мастером интимной и философской лирики. Он не просто повторяет достижения «серебряного века» русской поэзии, но и активно развивает ее завоевания.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………. 5
Глава 1…………………………………………………………………………………. 7
1.Символика цветов в психологии…………………………………………………………… 8
Желтый........................................................................................................................  
Красный…………………………………………………………………………………………  
Зеленый........................................................................................................................  
Черный………………………………………………………………….................................  
Золотой…………………………………………………………………….............................  
Белый…………………………………………………………………………………………….  
Синий……………………………………………………………………………………………  
   
Глава 2…………………………………………………………………………………… 9
Цветовое воплощение зрительных образов в лирике И.А.Бунина ………………  
ВЫВОД……………………………………………………………………………………. 19
Библиография……………………………………………………………………………………… 20
Приложение 1………………………………………………………………………………………. 21

Приложение 2………………………………………………………………………………………. 24
Мариёва Ирина Вадимовна, Симакова Анастасия Сергеевна

Россия, Краснодарский край г. Тимашевск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4, 10 класс

Цветовая гамма в пейзажной лирике и.а.бунина

Научный руководитель: Жерлицына Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №4

Научная статья

Введение

И.А.Бунин занимает значительное место в русской поэзии. Он весьма выдающийся поэт серебряного века.

Автор до сих пор остается одним из крупнейших русских писателей. Он стремился уловить каждое мгновенье и перенести его на лист бумаги. Будь то цвет неба в разгар летнего дня, шум дождя или запах осенней листвы во дворе матушкиного домика в деревне... Описания его были таковы, что читатель прочувствует каждое слово, написанное автором в любом из произведений. И люди, читающие Бунина, до сих пор поражаются свежестью и подлинностью написанного им. Трудно найти такого писателя, чье мастерство хоть немногим было бы похоже на творчество Бунина.

В 17 лет Иван Алексеевич начинает писать стихи, и через некоторое время в его жизни происходит дебют в печати. Один за другим выходят сборники «Стихотворения», «Под открытым небом», «Листопад».

В своих рассказах и повестях Иван Алексеевич затрагивает абсолютно разные темы: оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки»), жестокий лик деревни («Деревня», «Суходол»), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско»), резкое непринятие Октябрьской революции и власти большевиков («Окаянные дни»), воссоздание прошлого России («Жизнь Арсеньева»), трагичность человеческого существования («Митина любовь», «Темные аллеи»).

Бунину одному из немногих дважды присуждалась Пушкинская премия. Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году.[1]

Много времени провел в эмиграции из-за прихода к власти большевиков. И там написал свои лучшие произведения, такие как: «Митина любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина» и цикл рассказов «Темные аллеи».

Шире, грудь распахнись для принятия
Чувств весенних - минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!

Ты, высокое небо далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зеленое поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!

«Так любить природу мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его – по преимуществу – мир зрительных и звуковых впечатлений и связанных с ними переживаний», так высказался о трепетном отношении к природе И.Бунина А.Блок.

Актуальность выбранной нами темы заключается как раз в том, что поэт пытается вызвать чувство любви к природе у читателей.

Объектом исследованияявляется пейзажная лирика И.А.Бунина. Цвета и цветовые явления уже сами по себе важны. Они отражают наши чувства и настроения. В творчестве И.А.Бунина они играют важную роль, ведь в стихотворениях цвета не только означают окраску какого-то отдельного предмета или явления, а также придают определенное настроение произведению.

Нами была поставлена цель: рассмотреть, как в лирике Бунина отображены цветовые образы, какими средствами достигал Бунин красочности в своих стихах. Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

1) собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме исследования;

2) провести текстовый анализ стихотворений И.А.Бунина;

3) описать особенности символики цвета в психологии и поэзии И.А.Бунина;

4) определить частотность употребления цветов в лирике поэта; создать наглядный материал для учащихся.

В работе мы использовали методы:

1) наблюдение,

2) анализ, обработка информации,

3) социологический опрос,

4) анкетирование.

 

ГЛАВА I.

Антон Павлович Чехов говорил, что стиль Бунина - это «неразведённый бульон», в котором есть глубина и простота, красочность и лаконизм, самобытность и благородство.

Каждую строку и каждое слово он заставлял играть какой-то своей,особой краской, которая потом разливалась по всему стихотворению, помогая с новой стороны осознать его.

Твардовский писал о Бунине, что он «по времени последний из классиков русской литературы, чей опыт мы не имеем права забывать, если не хотим идти на снижение к требовательности мастерству, культивирование серости безъязыкости и безличности нашей прозы и поэзии».[2]

Бунин оживил литературу, сделал её красочнее, насыщеннее, наполнил её новыми цветами. Иван Алексеевич неразрывно связан не только с русской, но и с мировой классической литературой. В своих стихах он раскрывает нравственную и душевную красоту человека. Он научился ценить простых людей со всеми их переживаниями, сомнениями и верованиями.

И в стихах, и в прозе он стремился к тому, чтобы красота и радость окружающего мира сочилась из его описаний. Он так кропотливо и чувственно передавал всё, что есть прекрасного в мире, что его любовь к этому передаётся читателю через краски, запахи и звуки, живущие в его произведениях.

Литературу конца XIX-начала ХХ веков невозможно представить без произведений Ивана Алексеевича Бунина - выдающегося русского писателя, снискавшего себе мировую славу, прежде всего как прозаик.

Ведь он - настоящий мастер слова. Бунин вошёл в литературу со своей музыкальностью, которую нельзя спутать ни с чьей иной, к тому же он - великолепный художник.

В интервью «Московской газете» Бунин говорит, что вообще не принимает «деление художественной литературы на стихи и прозу». Именно поэтому стихи Бунина, при их строгой традиционной форме, включают в себя и то, что характерно для его прозы.

Поэзия Бунина представляет его как поэта, стремящегося к чему-то высокому, чистому, гармоничному. Бунин - это поэт-философ.

Можно сказать, что Иван Алексеевич Бунин обладал тем редкостным Божьим даром, который можно назвать абсолютным поэтическим слухом.

Ставя поэтическую планку на почти недосягаемую высоту для самого себя, поэт требовал такого же отношения к искусству и от других.

Наверное, поэтому, когда начинаешь читать стихи Ивана Алексеевича Бунина, сразу же, будто по волшебству (с которым нельзя не сравнивать его творчество) появляется действительность, которую видишь и ощущаешь во всех красках - насыщенная, сочная, яркая.

Символика цвета.

Жёлтый

Жёлтый цвет символизирует спокойствие, интеллектуальность и непринуждённую обстановку. У писателей этот цвет ассоциируется с солнцем, одуванчиками, теплом и золотом. С давних пор жёлтый производил на человека приятное, теплое и доброе впечатление. В современности с жёлтым связывают общительность, активность, любопытство.[3]

Красный

Красный цвет имеет огромное количество оттенков, и зачастую случается так, что каждый оттенок имеет своё значение. Но если рассмотреть в общем, красный цвет - жизнь. У древних людей красный ассоциировался с кровью и огнём, а они обозначают узы родства и связь между поколениями. Красный также может обозначать вражду, войну, агрессию, гнев и месть, но помимо этого он еще означает и любовь. Тёмно-красный - символ активности и властности, поэтому великие цари и императоры носили красные одежды. А пурпурный – цвет всего потустороннего и магического. Существует мнение, что в красном цвете заложена некая опасность.

Зелёный

У зелёного цвета очень много значений. Он символизирует природу и жизнь. Означает духовность, юность, развитие, надежду, веселье и незрелость. Этот цвет - это середина всего; он ни радостный, но и ни печальный.

Чёрный

Чёрный цвет - самый тёмный во всей палитре цветов. Зачастую он ассоциируется с концом и тьмой. Чёрный означает траур, печаль, грусть, неизвестность, также он символизирует неуверенность и отстранённость от жизни.

Золотой

Этот цвет символизирует солнце, способность восстановления сил, укрепление воли. Золотой цвет - цвет власти, богатства, силы. Также он означает приход осени и мимолётной депрессии, приходящей вслед за опавшей листвой.

Белый

Ни один цвет не влияет на настроение так, как белый. Восприятие этого цвета связано с двумя определениями «свет» и «начало». Он символизирует невинность, радость, добродетель, исцеление. Ассоциируется с небом, небесными светилами, водой и почти во всех религиях связан с божеством. Белый - символ непорочности и переход в новую жизнь. Но у него есть и негативные значения: означает сияние снега, холод льда, бестелесность, пустоту, безмолвие.

Синий

Символизирует чистоту, холод, вечность, тайну. Спутник светлой грусти. Синий - это цвет преданности и веры. Синий - это нежность, тишина, уверенность и покой. Это символ женственности, ровного темперамента и спокойных вод.

ГЛАВА II.

 

Цветовое воплощение зрительных образов в лирике Бунина.

 

 

Пейзаж - картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц. Впервые пейзаж играет важную роль у сентименталистов, которые изображают человека на фоне природы, противопоставленной цивилизованному миру, причем картина природы представлена, подчеркнута эмоционально. В противоположность пейзажу сентименталистов, выдержанному в спокойных, светлых тонах, пейзаж в романтизме представляет картины могучей, бушующей природы или величественно-богатой. Романтический пейзаж является частью местного колорита и служит одним из средств создания необычайного, иногда фантастического мира, противопоставляемого реальной действительности; кроме того, пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя, меланхолично-мечтательного или неспокойного, бунтующего. В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий. Иногда пейзаж имеет символическое содержание.

Меж золотыми листьями берез
Синеет наше ласковое небо! («В степи»)

Ласково синеет утреннее небо…(«В стороне далекой от родного края»)

Раскрылось небо голубое

Меж облаков в апрельский день. («Раскрылось небо голубое…»)

Видят они не теплицы зеркальные,

А небосклонапростор голубой…( «Полевые цветы»)

Какая даль и вышина!
Глядишь - и бездной голубою
Небес осенних глубина
Как будто тает над тобою… («И вот опять уж по зарям …»)

Лес, - и ясно-лазурное небо глядится

По-весеннему в светлые воды реки…

Синий цвет связан и с другими образами: это и цветы, и долины, и воды, и снега.

В сухом лесу стреляет длинный кнут,

В кустарнике трещат коровы,

И синие подснежники цветут,

И под ногами лист шуршит дубовый. («Молодость»)

 

Повеет ветер - и замрет...

А над полями даль темнеет,

И туча из-за них растет,

Закрыла солнце и синеет. («Полями пахнет…»)

 

Очень характерно для палитры поэта пристрастие к “ желто-золотому” (оттенки встречаются 42 раза).[4] Распространено использование прилагательных желто-золотого оттенка: жёлтый, золотой, лимонный:

 

В темную осень земля укрывается

Желтой листвой, а под ней

Дремлет побегов и трав прозябание,

Сок животворных корней…

Лес загудит, затрепещет, - и сыплются

Листья дождем золотым … («Ветер осенний в лесах подымается…»)[5]

 

Желтые ржи, далеко озаренные,

Морем безбрежным стоят...

Ветер повеет - они, полусонные,

Колосом спелым шуршат.

(«Месяц задумчивый, полночь глубокая...»)

Катится диском золотым

Луна в провалы черной тучи,

И тает в ней, и льет сквозь дым

Свой блеск на каменные кручи. («В горах»)

 

Вот дождь! Уж это не впервые:
Прольется - и уйдет из глаз...
Как эти ливни золотые,
Пугая, радовали нас! («Перед закатом набежало…»)[6]

 

Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной. («Седое небо надо мной…»)

Черный бархатный шмель, золотое оплечье…

 

Во всём многообразии цветовой гаммы Бунина выделяется сияние золота и лазури, всех их оттенков и переливов.

Меж золотыми листьями берёз
Сияет наше ласковое небо...
А вдалеке, на жнивьях золотых
Стоит туман, прозрачный и лазурный.

 

Яркость придает стихам Бунина красный цвет и его оттенки (39 раз). Нами было отмечено употребление имен прилагательных для обозначения цветов красного тона: красный, алый, сумрачно-алый, розовый, багровый, багряный, пурпурный:

 

Кора груба, морщиниста, красна.

Но так тепла, так солнцем вся прогрета! («Детство»)

Беру большой зубчатый лист с тугим

Пурпурным стеблем…

Уж ни листочка нет

На этих сучьях буро-красноватых…

Леса на дальних косогорах,

Как желто-красный лисий мех.

 

Неожиданно, наш взгляд, связан красный цвет с образом луны (для нас привычнее желтый). У Бунина этот мотив повторяется несколько раз.

 

Багряная печальная луна
Висит вдали, но степь еще темна.
Луна во тьму свой теплый отблеск сеет,
И над болотом красный сумрак реет. («Сиваш»)

 

Мне кажется, луна оцепенеет:
Она как будто выросла со дна
И допотопной розою краснеет. («Сиваш»)

 

Любимыми образами в поэзии Бунина являются образы зари и заката. Эти образы уже сами по себе вызывают у нас ассоциации с особой цветовой гаммой. Часто поэт усиливает их дополнительным цветообозначением, что увеличивает эффект воздействия на наше восприятие.

В темнеющих полях, как в безграничном море,
Померк и потонул зари печальный свет -
И мягко мрак ночной плывет в ночном просторе
Немой заре вослед.

(«В темнеющих полях, как в безграничном море…»)

 

Какая теплая и темная заря!

Давным-давно закат, чуть тлея, ч уть горя,

Померк над сонными весенними полями…

(«Какая теплая и темная заря…»)

Гаснет вечер, скрылось солнце.

Лишь закат краснеет... Гаснет вечер, даль синеет.

Слабо алеет за степью закат. («Туча растаяла. Влажным теплом…»)

 

Ясна заря, безмолвна степь,
Закат алеет, разгораясь

 

Лишь на западе сумрачно-алом

Силуэты чуть видны ракит. («Как печально, как скоро померкла…»)

 

Широко представлен в цветовой гамме лирики Бунина зеленый цвет (18%). В основном зеленый цвет связан с образом леса.

Влажно-зелены темные ели,

пахнет летнею хвоей роса. («Еще утро не скоро…»)

 

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой… («Родник»)

 

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

 

Летний ветер мотает

Зелень длинных ветвей … («Свет незакатный»)

 

Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.

 

Еще усадьба спит... В саду еще темно,

Недвижим тополь матово-зеленый

(«Бледнеет ночь...Туманов пелена»)

 

Люблю уйти один на дальний хутор,
Смотреть, как озимь мягко зеленеет … («В степи»)

 

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут…

 

Ты, высокое небо далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зеленое поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!

 

Часто у Бунина в небольшом отрывке можно увидеть яркую, многоцветную картинку.

 

Тогда у нас! Как весело и грустно
В пустом лесу меж черными ветвями,
Меж золотыми листьями берез
Синеет наше ласковое небо!
(«В степи»)

В столетнем мраке черной ели
Краснела темная заря,
И светляки в кустах горели
Зеленым дымом янтаря.

(«В столетнем мраке черной ели…»)

 

Но не всегда поэт так расточителен, бывает и скуп, и бережен — ограничивается двумя-тремя красками, рисует чёрно-белые гравюры. Он очень любит контрастное сочетание тёмного, сумрачного, чёрного и светлого, серебристого, белого, туманного, звёздного сияния:

И в чёрных пашнях снег белеет...
Ночное небо низко и черно
Лишь в глубине, где Млечный Путь белеет,
Сквозит его таинственное дно,
И холодом созвездий пламенеет... («Морозное дыхание»)

 

Ах, темен, темен мир, и чувствуют лишь дети,

Какая тишина и радость в белом цвете! ( «Белый цвет»)

 

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли. («Ночь»)

 

Благородны переливы мрака и света в поэтическом мире Бунина, но всё-таки вся его поэзия распахнута на солнечный, лунный, звёздный блеск. Свечение, сверкание, мерцание, свет, огонь, сполохи...

Глубоко, странно лес молчал

И на заре, когда с заката

Пурпурный блеск огня и злата

Пожаром терем освещал…

Бирюзой сияет небо, а в саду

Красным пламенем настурции горят.

 

Но как пламя рдеют поздние цветы.

 

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет…

 

Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарён
Весь лес был солнцем, и от солнца
Весёлым блеском напоён. («Сказка»)

 

Сухие листья, запах пряный,

Атласный блеск березняка...

О миг счастливый, миг обманный,

Стократ блаженная тоска! («Раскрылось небо голубое…»)

 

Нельзя не сказать об еще одной замечательной особенности поэзии Бунина, на первый взгляд напрямую, казалось бы, не связанной с цветом. Особого внимания в этом отношении заслуживает мотив драгоценных металлов и драгоценных камней. Их блеск, сияние, переливы создают не только цветовую гамму, но и особое настроение.

Леса багряны, недвижимы.

Земля в морозном серебре

 

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели…

Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно…

 

Тонкий туман над стемневшей рекой

Лег серебристою нежной фатой,

И за рекою, в неясной тени,

Робко блестят золотые огни. («Туча растаяла. Влажным теплом…»)

 

Разлит залив зеркальностью безбрежной,
И глубоко на золоте песка
Под хрусталем воды сияет белоснежный
Недвижный отблеск маяка...

 

В чащу темную глядится

Круг зеркально-золотой.

Тополь льется, серебрится,

Весь трепещет и струится

Стекловидною водой. («Восход луны»)

 

Леса в жемчужном инее. Морозно…
Молчит и внемлет белая долина.
И все победней, ярче и пышней
Горит, дрожит и блещет хвост павлина
Стоцветными алмазами над ней.
( «Иней»)

 

Над ней “горит, дрожит и блещет хвост павлина стоцветными алмазами!” — удивительная метафора о заре.

И еще не менее удивительные строки о море:

Все море - как жемчужное зерцало,

Сирень с отливом млечно-золотым.

В дожде закатном радуга сияла.

Теперь душист над саклей тонкий дым.

У берегов в воде застыли скалы,

Под ними светит жидкий изумруд,

А там, вдали - и жемчуг, и опалы

По золотистым яхонтам текут.

(«Все море - как жемчужное зерцало») [7]

 

Зеленый цвет морской воды

Сквозит в стеклянном небосклоне,

Алмаз предутренней звезды

Блестит в его прозрачном лоне. («Зеленый цвет морской воды…»)

 

Часто звучит в пейзажной лирике Бунина мотив «мозаики» и «узорчатости».

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит…

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной. («Родник»)

 

Змея, шурша листвой дубовой,

Зашевелилася в дупле

И в лес пошла, блестя лиловой,

Пятнистой кожей по земле. («Раскрылось небо голубое…»)

 

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой. («Полевые цветы»)

 

Когда деревья в светлый майский день

Дорожки осыпают белым цветом

И ветерок в аллее, полной светом,

Струит листвы узорчатую тен ь…

 

Бежит зеленый лес, поют и свищут птицы,

А вон и озеро, песчаный, белый скат...

Пошел! И бубенцы играют и гремят,

В колесах, как лучи, блестят на солнце спицы,

И кружева теней по лошадям скользят... («Лесная дорога»)

Заключение

И.А. Бунин считал поэзию очень трудным ремеслом и всегда волновался, удалось или не удалось передать словами краски природы, свет, звук. Внешне слова, состоящие из букв, бледнее живописных и музыкальных средств выражения. Но, как вы заметили, они могут сказать, пожалуй, намного больше.

Проанализировав пейзажную лирику И.Бунина, мы убедились, что

палитра Бунина-художника богата, ярка, светозарна, щедра. В лирике Бунина представлены все времена года. У каждого времени года — свои краски. Особый интерес вызвала палитра красок осени, используемых поэтом. Эти краски разнообразны, глубоки и изысканны. Стихотворения написаны словно кистью художника. Отмечал особенность бунинского пера и М. Горький. Он говорил: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…»

Мир его поэзии – это не только мир цвета, но и мир звуков, запахов. Мы обратили внимание, что автор передает звуки, мы чувствуем разные запахи, читая его стихи.

Бунин при жизни не был знаменитым писателем в обычном смысле этого понятия, но это не означает, однако, что он не имел значительного круга своих читателей и почитателей. Он пользовался уважением таких современников, как Блок и Брюсов, чьи эстетические взгляды и творческую практику сам он начисто отвергал. Бунин, продолжая классические традиции, вскрывая неизведанные возможности «традиционного» стиха, остается певцом русской природы, «вечных», «первородных» тем, мастером интимной и философской лирики. Он не просто повторяет достижения «серебряного века» русской поэзии, но и активно развивает ее завоевания.

 

Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…

М.Горький

 

Список использованной литературы

 

1. Новейший энциклопедический словарь «Астрель». 2004.

2. Энциклопедия «Эрудит. Литература 18-20 веков». 2006.

3. «Словарь современного школьника». 1999.

4. Ридерз Дайджест «Только факты всегда под рукой». 2004.

5. Айхенвальд Ю. Иван Бунин и его стихотворения // Бунин И. Свет незакатный. М. Центр -100. 1995.

6. Бунин И. А. Стихотворения и переводы. М. «Современник». 1986.

7. Михайлов О. Бунин-поэт // Бунин И.А. Стихотворения и переводы. М. «Современник». 1986.

 

 

Приложение 1

Результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 10 классов

 

Количество опрошенных - 40 человек.

 

1)

1)

РРРРРРррррррррррррррррр

 

 

2)

3)

4)

 

5)

6)

 

7)

 


Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: