Традиционные образовательные технологии:
- Лекция.
- Практическое занятие.
- Лабораторное занятие.
- Тестирование.
- Консультации.
Традиционные образовательные технологии с использованием мультимедийных средств поддержки лекционных и лабораторно-практических занятий:
- Лекция.
- Практическое занятие.
- Лабораторное занятие.
- Тестирование.
- Консультации.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Тематика и вопросы по курсу «Информатика и математика» раздел «Информатика»:
1. Информатика как наука: Место информатики в системе наук. Структура современной информатики. Информатизация, информационное общество, информационная культура. Информационные ресурсы общества
2. Исходные понятия информатики: Материальный носитель, сигнал, сообщение, знак. Формы представления сигналов. Преобразование сообщений
3. Понятие информации: Меры информации
4. Основы кодирования информации: Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.
5. Основы кодирования информации: Архивация и сжатие информации
6. Представление и обработка чисел в ЭВМ: Позиционные системы счисления. Способы представления чисел в ЭВМ.
7. Основы передачи информации: Общая схема передачи информации в линиях связи. Информационные сети
8. Основы информационной безопасности: Угрозы безопасности. Методы и средства защиты информации
9. Логические основы описания работы устройств обработки дискретной информации: Типовые логические элементы и узлы ЭВМ
10. Организация процессорных устройств обработки информации: Классическая, гарвардская, иерархическая, магистральная архитектуры ЭВМ.
11. Организация процессорных устройств обработки информации: Логическая структура оперативной памяти. Архитектура и характеристики микропроцессора. Структурно-логическая схема материнской платы.
12. Хранение информации на машинных носителях: Классификация структур данных. Организация структур данных в ОЗУ. Представление данных на внешних носителях
13. Системное программное обеспечение: Классификация программного обеспечения. Функции и состав операционной системы (ОС). Классификация ОС. Файловые системы. Утилиты
14. Прикладное программное обеспечение. Текстовый процессор: Архитектура текстового процессора. Функциональные возможности при подготовке текстовых документов: режимы ввода и редактирования текста, стили и форматирование, оформление документа
15. Прикладное программное обеспечение. Табличный процессор: Архитектура табличного процессора. Ввод и редактирование данных. Форматирование. Формулы и ссылки. Диаграммы. Работа со списками
16. Основы алгоритмизации и программирования: Понятия алгоритма и алгоритмизации, средства записи алгоритмов. Основные структуры алгоритмов. Парадигмы программирования. Структурное программирование
17. Компьютерное математическое моделирование: Основные понятия, принципы и этапы моделирования, виды моделей. Математические модели. Инструментарий моделирования
18. Построение информационно-логической модели предметной области: Понятие банка данных. База данных. Реляционная модель данных
Тематика и вопросы по курсу «Информатика и математика» раздел «Математика»:
1. Множества: Понятие множества. Подмножества. Основные операции над множествами: пересечение, объединение, дополнение. Свойства операций. Диаграммы Эйлера-Венна. Числовые множества. Понятие функции.
2. Комбинаторика: Основные правила комбинаторики (суммы и произведения). Перестановки, размещения, сочетания (без повторения и с повторением). Бином Ньютона.
3. Математическая логика:
- Высказывания и операции над ними.
- Таблицы истинности.
- Логические функции: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность, строгая дизъюнкция, стрелка Пирса, штрих Шеффера.
- Законы логики: переместительный, сочетательный, распределительный, формулы де Моргана. Формулы склеивания и поглощения.
- Конъюнктивно-нормальная и дизъюнктивно-нормальная формы.
4. Основные положения теории вероятностей:
- Случайное событие: определение и виды случайных событий.
- Пространство элементарных событий.
- Понятие вероятности: классический, статистический и аксиоматический подходы к определению вероятностей случайных событий.
- Теорема сложения для двух событий. Понятие несовместных событий.
- Условная вероятность. Понятие независимости событий. Теорема умножения для двух событий.
- Формула полной вероятности и формула Байеса.
- Схема независимых испытаний Бернулли: формула Бернулли, локальная и интегральная теоремы Лапласа.
5. Случайные величины:
- Определение случайной величины, их виды и примеры.
- Функция распределения вероятностей случайной величины и ее свойства.
- Законы распределения вероятностей дискретной случайной величины.
- Типовые распределения дискретных случайных величин: распределение Бернулли, биномиальное распределение, распределение Пуассона, геометрическое распределение, гипергеометрическое распределение.
- Математическое ожидание, дисперсия и среднее квадратическое отклонение дискретной случайной величины.
- Плотность распределения вероятностей непрерывной случайной величины.
- Типовые распределения непрерывных случайных величин: равномерное распределение, нормальное (Гауссовское) распределение, показательное (экспоненциальное) распределение.
- Математическое ожидание и дисперсия непрерывных случайных величин.
- Числовые характеристики случайных величин.
6. Математическая статистика:
- Предмет изучения математической статистики.
- Определение генеральной и выборочной совокупности (выборки). Виды выборок. Способы отбора.
- Статистическое распределение выборки: вариационный ряд и статистический ряд, мода, медиана, размах варьирования.
- Эмпирическая функция распределения. Интервальный ряд. Полигон и гистограмма.
- Выборочная средняя и выборочная дисперсия. Начальный и центральный эмпирические моменты. Асимметрия и эксцесс эмпирического распределения.
Текущий контроль: домашние задания
Промежуточный контроль: промежуточное тестирование по итогам освоения разделов курса, контрольные работы по итогам освоения разделов курса
Итоговый контроль: экзамен
Тематическое тестирование «Прикладное программное обеспечение. Текстовый и табличный процессоры»(фрагмент):
1. В текстовом процессоре MS Word режим отображения документа, который позволяет перемещать, копировать и реорганизовывать текст посредством перетаскивания заголовков (границы страниц, колонтитулы, рисунки и фон в режиме не отображаются); режим, в котором можно свернуть документ, оставив основные заголовки, или развернуть его, отобразив все заголовки и основной текст, называется...
а) режимом структуры. б) режимом чтения. | в) режимом разметки. г) схемой документа. |
2. В режиме отображения непечатаемых символов текстового процессора MS Word символ неразрывного пробела (используется для предотвращения разрыва цельной фразы при переносе текста по строкам) маркируется символом...
а) ¿ б) ° | в) ’ г) ¶ |
3. При нажатии на какую кнопку панели инструментов «Стандартная» MS Word выполняется копирование формата текста?
а) ![]() | б) ![]() | в) ![]() | г) ![]() |
4. Сколько ячеек включает диапазон СA35:СB35 листа электронной таблицы MS Excel?
а) 35 б) неверная ссылка на диапазон | в) 1 г) 2 | |
5. Какой результат будет вычислен в ячейке D2 после копирования в неё формулы из ячейки С2? | ![]() | |
6. Восстановите правильную запись формулы в ячейке E2, если аналитическая запись имеет вид
![]() | ![]() |
а) =1/(4+ПИ)*(ПИ*B2-2*COS(ПИ*B2)-0,5*SIN(2*ПИ*B2)+2) б) =1/(4+ПИ())*(ПИ()*B2-2*COS(ПИ()*B2)-0,5*SIN(2*ПИ()*B2)+2) в) =1/4+ПИ()*(ПИ()*B2-2*COS*ПИ()*B2-0,5*SIN*2*ПИ()*B2+2) г) =(1/4+ПИ())*(ПИ()*B2-2*COS*ПИ()*B2)-0,5*SIN*2*ПИ()*B2+2) |
7. Заданы множества A = {2, 4, 6} и B = {2, 4, 6, 8}. Верным для них будет утверждение…
а) «Множества А и В равны» б) «Множество В есть подмножество множества А » | в) «Множество А есть подмножество множества В » г) «Множества А и В не содержат одинаковых элементов» |
8. Количество перестановок из букв слова «вальс», в которых буква «в» на первом месте, а буква «с» - в конце слова, равно…
а) 24 б) 6 | в) 3 г) 5 |
9. Высказывание A – «Джон фон Нейман – архитектор ЭВМ»; высказывание В – «Диагонали прямоугольника равны». Конъюнкцией этих высказываний (A·B) является предложение …
а) «Если Джон фон Нейман – архитектор ЭВМ, то диагонали прямоугольника равны» б) «Джон фон Нейман – архитектор ЭВМ, и диагонали прямоугольника равны» | в) «Джон фон Нейман – архитектор ЭВМ, или диагонали прямоугольника равны» г) «Джон фон Нейман – архитектор ЭВМ тогда и только тогда, когда диагонали прямоугольника равны» |
10. Игральный кубик бросают один раз. Вероятность того, что на верхней грани выпадет четное число очков равна...
а) 1/6 б) 1/2 | в) 1/3 г) 1/5 |
11. Вероятность наступления некоторого события не может быть равна...
а) 0,3 б) 0,5 | в) 1,3 г) 0,001 |
12. В результате некоторого эксперимента получен статистический ряд:
xi | ||||
pi | 0,2 | 0,2 | 0,1 | ___ |
Тогда значение относительной частоты при x = 4 будет равно…
а) 0,3 б) 0,5 | в) 0.2 г) 0,1 |
13. Мода вариационного ряда 1, 4, 4, 5, 6, 8, 9 равна...
а) 1 б) 4 | в) 5 г) 9 |