Основные принципы социалистического реализма
Коммунистическое искусство сумело в деталях разработать свой собственный стиль. Он почти безраздельно господствовал в искусстве коммунистического общества.
Термин "социалистический реализм" появился в советской печати в 1932 г. как попытка конкретизировать отстаивавшуюся представителями "Ассоциации пролетарских писателей" идею перестроить литературу на основе "диалектико-материалистического творческого метода".
Сталин хорошо понимал несомненную значимость выступлений деятелей литературы и искусства в поддержку коммунистического режима. Он осознавал также, что эффект подобных выступлений заметно усилится, если люди искусства будут объединены в соответствующие организации, действующие якобы на основе принципа добровольности и руководствующиеся в своем творчестве идеей построения "нового общества".
Принципы социалистического реализма были предложены в качестве основополагающих для всего советского искусства на состоявшейся в октябре на квартире у Горького встрече Сталина с советскими писателями. Свою окончательную формулировку социалистический реализм получил в августе 1934 г. на Первом всесоюзном съезде советских писателей.
В выступлении А. Жданова она была представлена как комментарий к мудрому указанию Сталина: "Товарищ Сталин назвал наших писателей инженерами человеческих душ. Что это значит? Какие обязанности накладывает на нас это звание? Это значит, во-первых, знать жизнь, чтобы уметь ее правдиво изобразить в художественных произведениях, изобразить не схоластически, не мертво, не просто как “объективную реальность”, а изобразить действительность в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма. Такой метод художественной литературы и литературной критики есть то, что мы называем методом социалистического реализма". Характеристика социалистического реализма М. Горьким, выступавшего сразу же после Жданова, оказалась гораздо более абстрактной и расплывчатой: социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле.
|
Главный удар был направлен на литературу, поскольку к этому времени советское изобразительное искусство было уже во многом приспособлено к нуждам режима.
Цели социалистического реализма.
Существо социалистического реализма, как он трактовался в советском искусстве, сводится к использованию изобразительных средств XIX в. в литературе, живописи, скульптуре и других видах художественного творчества ("реализм") для отображения характеров советских людей ("положительный герой"), борющихся за построение нового, совершенного общества ("положительный конец").
Искусство социалистического реализма должно изображать жизнь в свете идеалов коммунизма (социализма). Предполагалось, что эти идеалы определяют не только содержание произведений искусства, но и их форму. "Литература и искусство социалистического реализма, – констатировал “Литературный энциклопедический словарь”, – создали новый образ положительного героя – борца, строителя, руководителя. Через него полнее раскрывается исторический оптимизм социалистического реализма: герой утверждает веру в победу коммунистических идей, несмотря на отдельные поражения и потери".
|
Принцип "Искусство должно быть попятным народу" был основным мотивом борьбы тоталитарных обществ с модернистским искусством, во многом ориентировавшимся на избранных. Искусство понятно самой широкой аудитории, только если оно предметно, реалистично. Отсюда необходимость в социалистическом реализме, т.е. в реалистическом искусстве, отображающем мир в свете социалистических идеалов.
Иногда социалистический реализм характеризуется как "восхваление начальства в доступных ему формах". О произведениях, написанных в духе социалистического реализма, действительно можно говорить как о "восхвалении начальства", т.е. правящей коммунистической партии и в особенности ее ядра – бюрократии коммунистического общества. Однако "начальство" превозносится в этих произведениях в формах, доступных не только номенклатуре, но и самым широким массам.
Источники:
1. Первый всесоюзный съезд советских писателей (стенографический отчет). М., 1934. С. 23.
2. Литературный энциклопедический словарь. М., 1978. С. 414.