Устная и письменная формы разговорной речи.




Тема: Разговорный стиль речи. Языковые средства.

Цель: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.

 

Задачи: формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи; развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.

 

Ход занятия:

 

I. Мотивация. Определение темы и цели.

«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами – самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности». В.В.Виноградов.

 

Эти слова известного филолога В. В. Виноградова как нельзя лучше подходят к теме нашего сегодняшнего занятия. Нельзя считать себя культурным человеком, не обладая культурой разговорной речи. Да и, пожалуй, нельзя быть по-настоящему успешным в работе и в личной жизни, если ты не умеешь грамотно строить свой разговор с родными, друзьями, знакомыми, коллегами по работе.

 

Итак, сегодня мы с вами ведём беседу о разговорной речи, её функциях, назначении, о сфере её использования. Давайте, определим задачи урока.

 

II. Проверка домашнего задания

Каждая группа получила задание приготовить сообщение по своему вопросу.

группа 1 - “Основная функция и назначение разговорного стиля речи”

группа 2- “Разновидности разговорного стиля”

группа 3- “Тематика разговорного стиля”

группа 4 - “Устная и письменная формы разговорного стиля”

 

- Выступления учащихся от каждой группы.

 

Основная функция и назначение разговорного стиля речи.

 

Разговорный стиль речи выполняет основную функцию языка - функцию общения. Его назначение - непосредственная передача информации преимущественно в устной форме (исключения: частные письма, записки, дневниковые записи).

При этом имеется в виду не устная публичная речь (доклад, лекция и т.д.), которая строго систематизирована, упорядочена, а неподготовленная диалоговая речь в условиях свободного общения участников.

Помимо основной функции - средства общения - разговорная речь выполняет и другие функции: в художественной литературе она используется для создания словесного портрета, в авторском повествовании служит средством стилизации, а при столкновении с книжной речью может создавать комический эффект.

 

Разновидности разговорного стиля.

 

В составе разговорного стиля выделяются литературно-разговорный стиль, использующий общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка и разговорно-просторечная разновидность, которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от литературных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности. Разговорно-бытовой стиль сформировался в бытовой, неофициальной обстановке и условиях устного, непринуждённого и неподготовленного общения. Разговаривают собеседники обычно не только словами, но и жестами, мимикой.

 

Тематика разговорного стиля.

 

На разговорный стиль речи большое влияние оказывает ситуация - реальная, предметная обстановка речи. Это позволяет предельно сокращать высказывания, в них могут отсутствовать отдельные компоненты, но это не мешает воспринимать разговорные фразы. Разговорный стиль имеет свою особую сферу применения, определённую тематику. Чаще всего предметом разговора становится погода, здоровье, покупки, цены, новости, какие-либо интересные события и т. д. Конечно, возможно и обсуждение политической обстановки в стране, в мире, новостей культурной жизни, но и эти темы подчиняются правилам разговорного стиля, его синтаксическому строю.

 

Устная и письменная формы разговорной речи.

 

Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной формах (реплики персонажей в пьесах, в отдельных жанрах художественной и публицистической литературы, записки в дневниках, тексты писем). При этом имеется в виду не устная публичная речь (доклад, лекция, выступление на собрании, в суде и т. д.), а неподготовленная диалоговая речь в условиях свободного общения участников.

 

III. Составление обобщающей таблицы по теме “Функции, сфера и назначение разговорного стиля речи”

 

IV. Сравнить два текста об одуванчиках.

 

1) Чтобы приготовить мёд из одуванчика, соберите 200 г цветков, очистите их от цветоложа, промойте, залейте 1,5 л кипятка, закройте и настаивайте сутки. Затем сцедите, цветки отожмите и в жидкость добавьте сок двух лимонов, 1,5 кг сахара и варите, помешивая, до загустения.

 

2) – Что засмотрелся? Обыкновенные одуваны! Сорняк.

- А мне нравятся. Смотри, как здорово! Лужайка из миллиона солнц!

- Подумаешь!

- Так ведь трава ещё не везде взошла, а этот цветок уже радует взгляд!

- Да примитивный он какой-то!

- А по-моему, самый загадочный цветок в мире. То он есть, а то его нет. То видишь целые острова солнц, и вдруг острова куда-то скрываются. Это потому, что одуванчики боятся дождя. Тучка в небе появится – у них бутон сразу закрывается.

- Ну, вообще-то, ты прав. Необычный цветок, волшебный: то в виде солнышка, а то в виде пушистого дыма.

 

По итогам наблюдений заполняем таблицу.

 

V. Изучение по учебнику А.И. Власенкова стр. 180-181. «Разговорный стиль речи». Отметьте основные языковые особенности РС.

 

На лексическом уровне для разговорного стиля характерны:

- использование разговорной и просторечной лексики: ляпнуть, болтать, хлюпать;

- использование жаргонизмов: умничка, работяга, зубрилка, лентяйка, болван;

- использование конкретной лексики, фразеологизмов, «крылатых выражений», общеизвестных цитат из фильмов, анекдотов;

 

Морфологический уровень характеризуется:

- наиболее частым среди всех стилей употреблением личных местоимений (важно обозначить участников коммуникации);

- преобладанием глаголов над существительными;

- редким использованием причастий и кратких прилагательных; почти не используются деепричастия, вместо них используются полные формы прилагательных (Я не голодный вместо Я не голоден); Когда я увидел Петьку, я ему крикнул вместо Увидев Петьку, я ему крикнул;

- несклоняемостью сложных и составных числительных, склоняемостью аббревиатур (на МКАДе);

- использованием частиц и междометий, которые выражают отношение говорящего к произносимому, его эмоции, настроение;

- использованием времен и наклонений глагола в несвойственных им в книжных стилях значениях: Подруга говорит: «Ну, я пошла». – прошедшее время глагола имеет значение будущего времени; А Петька как крикнет! – глагол в форме будущего времени имеет, наоборот, значение прошедшего (описываются уже произошедшие события).

 

На синтаксическом уровне можно отметить:

- употребление односоставных и неполных предложений:

- редко использование сложных синтаксических конструкций;

- преобладание бессоюзных предложений;

- частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений, обращений.

- использование абстрактных слов и терминов.

 

VI. Анализ текста (по материалам ГИА)

 

Л.Ф.Воронкова

Антонина Андроновна вышла из столовой. Она окинула учительницу неприветливым взглядом и спросила с холодком в голосе:

‒ В чём дело?

‒ Здравствуйте, ‒ сказала Елена Петровна, чтобы не вспылить от обиды за такой приём. ‒ Мне нужно поговорить о вашей дочери.

‒ О дочери?.. – Антонина Андроновна обратилась к Тамаре. –Ты что натворила?

‒ Я бы хотела поговорить… посоветоваться с вами, ‒ сказала Елена Петровна, чувствуя, что на лице у неё начинают проступать красные пятна.

‒ Ну что ж, говорите! –со вздохом пригласила Антонина Андроновна. –О чём же советоваться-то нам с вами, не знаю. Тамара, поди-ка отсюда…

Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. Кресло скрипнуло под её тяжестью. Елена Петровна села тоже.

‒ Ваша дочь плохо учится,‒ сказала учительница. –Она не делает домашнего задания, не учит уроки…

Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением.

‒ А я-то при чём же? Я, что ли, буду за неё уроки учить?

‒ Но вы можете и должны проследить за тем, чтобы она учила уроки.

Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:

‒ Не до того мне. Не до того! Сами управляйтесь!

‒ А разве вам всё равно, как учится ваша дочь? –спросила Елена Петровна спокойно, хотя в глазах уже горели огоньки. –Поймите меня, прошу вас! Я не жаловаться пришла, а просто педсовет… Помогите мне!

Антонина Андроновна пожала плечами:

‒ Ну уж, голубушка…

‒ Меня зовут Елена Петровна.

‒ Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. Но уж я вам скажу откровенно, Елена Петровна. Вот, скажем, для примера, моя портниха шьёт мне платье и помощи никакой не просит. Вот, скажем, приходит монтёр чинить электричество - и тоже помощи не просит. Да и чудно было бы, если бы помощи просили, ведь они же за свою работу деньги получают! А почему же вам надо помогать? Вам ведь тоже деньги платят за то, что вы наших детей учите! Моё дело -кормить ребёнка, одевать. А уж учить –это дело ваше. А если моя дочь плохо учится, значит, вы, голубушка… уж вы меня извините… Значит, вы учительница так себе… Неважная вы учительница.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: