Задание № 3 - пунктуационный анализ
Знаки препинания | В каком предложении употребляется | Правило | Примеры |
-- | Между подлежащим и сказуемым | 1.Сущ.—сущ 2.Числ.-чосл. 3.Инфинитив-инфинитив 4.Со словами – вот, это, значит | 1. Одиночество - тяжелая штука. 2. Два и два – четыре. 3. Жить - Родине служить. 4.Понять- значит простить |
-- | В предложениях с обобщающим словом | 1. Перед обобщающим словом. 2. После обобщающего слова. если предложение не закончено | 1.На лужайке, в беседке – всюду тишина. 2. Разве все это: одежда, прическа, внешность - не говорит нам больше всяких слов о человеке. |
-- | В предложениях с приложением | Если приложение носит пояснение | Степь- бесконечная равнина – всегда была мила его сердцу. |
-- | В сложносочиненном предложении | Если есть резкое противопоставление | Еще напор – и враг бежит |
-- | В сложноподчиненном предложении | Для интонационного отделения главной части предложения и придаточной | Как он добрался сюда – уж этого никак он не мог понять. |
-- | В бессоюзном сложном предложении | 1. Для выражения быстрой смены событий. 2.Если первая часть обозначает условие. 3. Если первая часть обозначает время. 4. Если во 2части результат. 5. Если во 2 ч - сравнение | 1. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 2.Меньше знаешь – крепче спишь. 3.Пашню пашут – руками не машут. 4.Я бы в летчики пошел – пусть меня научат. 5.Молвит слово- соловей поет. |
-- | При вводных предложениях. | Для выделения в середине предложений | Со мной он был очень холоден,- и странное дело - я словно его боялся. |
-- | При диалоге | Между репликами диалога | - Можно взять книгу? - Какую? |
-- | При прямой речи | Для выделения слов автора | «Привлекай к себе друзей хорошими делами»,- учили мудрецы. |
: | В предложениях с однородными членами | После обобщающего слова | На столе стояла посуда: тарелки, чашки. |
: | В предложениях с прямой речью | После слов автора | Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен». |
: | В бессоюзном сложном предложении | 1.Если в 1 части можно поставить слова- видеть, смотреть, знать. 2.Если указывается на причину. 3. Если в 1части есть слова –так, таков, такой, одно. 4.Перед прямым вопросом во 2 части 5.Если 2 часть раскрывает содержание первой. | 1..Пополз я по траве, смотрю: лес кончился. 2.Печален я: со мною друга нет. 3. Одно было несомненно: назад он не вернется. 4.Одного я только не понимаю: как она могла тебя укусить? 5.Темный лес хорош в солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые. |
; | В бессоюзном сложном предложении | Если простые в составе сложного имеют запятые внутри | Березы, тополя, черемуха распускали свои пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки. |
; | В сложноподчиненном предложении | Если однородные придаточные предложения имеют внутри запятые | Ему становилось грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не может ночи напролет просиживать за чертежами; что теперь о нем, видимо, забыли. |
«» | В предложениях с прямой речью | Для выделения прямой речи | Смотрю ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?» |
«» | В предложениях с приложением | Название произведений и др. | Повесть «Степь» |
, | В предложениях с однород. членами | Между однородными членами | Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны им. |
, | В предложениях с обособленными членами | 1. При обособлении определений: - после главного слова; относящиеся к личному мест.; с добавочным обстоятельственным значением. | После дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились. И входит он, любить готовый, душой открытый для добра. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. |
2. При обособлении приложений: 1. С личным местоимением .2. При нарицательном существительным. 3.Относится к сущ. собственному 4.Со словами - по имени, по фамилии 5.Прилож., выраженное сущ. собственным. | 1. Ему ли, карлику, тягаться с исполином? 2. Показалась звезда, предвестница зари. 3. Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка. 4.Была у Ермака собака, по прозвищу Валетка. 5.Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться. | ||
3.Обособленные обстоятельства, выраженные дееприч.оборотами | Мне бы жить да жить, сквозь годы мчась. | ||
, | Вводные слова и обращения | Вв.сл. и обращения выделяются на письме | Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины? Он, выходит, ни в чем не разбирается. |
, | В предложениях со сравнительными оборотами | С союзами будто, словно, что и др. | Вспаханные поля лежат черные, будто бархат. Как чайка, парус там белеет в высоте. |
, | В сложносочиненных предложениях | Для разделения простых предложений. | Оглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного вокруг. |
, | В сложноподчиненном предложении | Для отделения придаточной части от главной | Мы подошли к дому, который был недавно построен. |
, | В бессоюзном сложном предложении | Для разделения простых предложений. | Метель не утихала, небо не прояснялось. |