ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛЕКЦИИ.
6. Предметная игра .
Это игра со специфическими предметами, которые находятся в фокусе внимания ребенка. Особенно привлекательны те предметы, которые предполагают вариативные действия. Например, камешки не слишком привлекательны для такой игры, а такие предметы, как часы, механизмы, айпод и т.п. значительно интереснее. Педагог должен понимать, что все предметы можно использовать совершенно по-разному. Ограничения активности детей может отбить интерес ребенка к игре и к вариативному использованию предметов. Взрослый должен не только показывать способы адекватного использования предмета, но и открывать возможность новых, порой неожиданных вариантов. Объектная игра может включать также манипуляции с живыми объектами (насекомыми, растениями, червями и пр.). Важно, чтобы дети различали эти предметы и понимали специфику живых существ.
Предметная игра также близка к экспериментированию.
7. Игра-рекапитуляция .
Идея рекапитуляции, т.е. повторения в онтогенезе определенных стадий филогенеза, находит отражение и подтверждение в игре. Замечено, что многие действия, которые дети совершают в игре, воспроизводят характерные действия животных или древних людей. Это своего рода генетическая память, которая проявляется в детской игре. К генетически заложенным влечениям относятся тяга детей к огню, к собиранию растений, приготовлению пищи, к смене внешнего вида с использованием масок, костюмов, тяга к коллективным ритуальным действиям, батальные игры, строительство пещер и т.п.
Значение этих игр, по мнению некоторых западных психологов, заключается в том, что они помогают реконструировать этапы филогенеза и освоить наиболее древние и базисные формы поведения. Данный ракурс рассмотрения игры совсем не характерен для отечественной психологии, где на первый план выходит социальная природа игры.
|
8. Ролевая игра .
Ролевая игра заключается в принятии и проигрывании роли других людей и персонажей. Принимая на себя роль, ребенок частично отождествляется с ней. Ролевая игра дает понимание того, как действуют другие люди, и возможность посмотреть на себя с их позиции. Принимая на себя роли других, дети видят себя и свой опыт под другим углом. В реальной жизни ребенок часто чувствует себя беспомощным, а в роли сильного взрослого может влиять на ход событий. При этом каждую роль ребенок играет по-своему, он трансформирует и искажает характер этой роли. Иногда игра сопровождается негативными переживаниями, когда изображается отрицательный или страшный персонаж. В ситуации, когда на детей оказывается давление со стороны взрослых, проигрывание их действий помогает преодолеть это давление и выйти из некомфортной ситуации.
Данный вид игры совпадает с ролевой игрой, как ее понимают в куль- турно-исторической психологии, однако здесь на первый план выступает психотерапевтическая функция ролевой игры.
9. Игра без правил или возня .
Этот вид игры наиболее изучен в западной психологии. Она выглядит как беспорядочные физические действия детей: толкание, укусы, удары, свалка и пр. Такая игра близка к коммуникативной, но в ней акцент ставится на движениях и физическом контакте. Исследования показывают, что эта игра не является дракой или сражением, хотя элементы агрессивности в ней присутствуют. Возня приносит яркие эмоции. Важнейшей функцией этой игры является то, что она закладывает основы социального взаимодействия. Близкие физические контакты дают возможность почувствовать себя и подстроиться под других. В процессе такой игры дети научаются понимать, что можно, а что нельзя, рассчитывать собственные силы и учитывать аналогичные действия других детей. В таких игровых схватках дети учатся сдерживать себя, не только наступать, но и отступать, соразмерять силу.
|
В отечественной традиции данный вид игры не описан, а на практике подавляется, поскольку считается деструктивным, агрессивным и бессмысленным.
10. Социальная игра .
Социальная игра направлена на освоение разных форм взаимодействия с другими людьми. В процессе взаимодействия дети включаются в разнообразные формы сосуществования с другими. Они учатся управлять, конкурировать, соревноваться, помогать и т.д. В такой игре дети осваивают разные формы взаимодействия, включая самые жесткие, но при этом нельзя допускать, чтобы дети подвергались слишком серьезным психологическим травмам.
Играя с разными детьми — со сверстниками, старшими и младшими, братьями и сестрами — ребенок осваивает разные скрытые средства общения: подтексты, шутки, невербальные средства. Социальная игра, как всякая другая, имеет свои трудные «темные» стороны, поскольку ребенок может чувствовать, что им манипулируют другие. Однако это тоже часть реальности, которую дети должны освоить, и игра — наиболее адекватный путь освоения разных форм отношений (хотя в некоторых случаях необходимо остановить травмирующие действия и осудить обидчиков).
|
В социальной игре наглядно проявляются все индивидуальные особенности, способности и мотивы ребенка.
Социальная игра фактически совпадает с тем, что в отечественной традиции называется «общение со сверстниками». Именно в общении дети осваивают социальные отношения и разные позиции в них.
11. Социально-драматическая игра .
Данный вид игры является своего рода средством переживания эмоционально и социально трудных жизненных ситуаций. Используя сценарий
социально-драматической игры, дети могут проигрывать реальные болезненные для них ситуации, вызывающие обиду, злость, унижение. Эти острые ситуации могут быть приняты и прожиты относительно безопасно. Например, один мальчик слышал, как взрослые обсуждали обстоятельства жестокого убийства. Потрясенный рассказом, он реконструировал данный случай в игре, где сам контролировал все события, и от этого они уже не казались столь страшными. Безусловно, такая игра производит психотерапевтический эффект. Такие игры и не допускают посторонних наблюдателей (будь то взрослые или дети, не участвующие в игре). Она невозможна, если другие не понимают смысл проигрываемых действий или смеются над ребенком.
Основное различие драматической и социально-драматической игры заключается в том, что в последнем случае сюжеты игры приходят из реальной повседневной жизни ребенка. Он играет в то, что недавно случилось или может случиться. Это безопасный способ проживания травмирующих или экстремальных событий.
В отечественной традиции данный вид игры можно рассматривать как вариант сюжетно-ролевой игры, содержанием которой являются острые травмирующие ситуации.
16. Символическая игра .
У символической игры множество форм, но она всегда выражение чего-то абстрактного, не воспринимаемого, отсутствующего в данной ситуации. Так, некоторые дети могут символизировать такие понятия, как «страна» или «закон», используя флаг определенного цвета, а символом магической башни может стать деревянный брусок, круг обычно символизирует солнце, а квадрат — «место, где я живу». Символическая игра свидетельствует о появлении способности к абстрактной визуализации и материализации абстрактных понятий или отсутствующих предметов. Материальная форма конкретных символов может меняться. Например, квадрат может сегодня символизировать дом, а через год тот же квадрат будет символизировать такое абстрактное понятие, как «счастье».
Дети, как и взрослые, используют символическую репрезентацию, чтобы придать визуальную форму невидимому. Высказывается предположение, что некоторые символы сохранились со времен далеких предков; они закреплены в генетической памяти, и дети бессознательно используют их. В этом сходство символической игры и игры-рекапитуляции.
Среди перечисленных типов есть совершенно неожиданные, непривычные для нас виды игры (глубинная, «возня», игра-овладение, игра-рекапитуляция).
Есть аналог традиционных видов деятельности – локомативная (подвижная игра), творческая (продуктивная) игра, игра-исследование (экспериментирование).
Есть виды игры, практически совпадающие с общепринятыми (ролевая игра, игра-драматизация).
Такие общепринятые в отечественной педагогике виды игры, как режиссерская игра или игра с правилом вообще не представлены в этой типологии.
Отечественная психология
Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника. Сюжетно-ролевая игра определяется как «такая деятельность, в которо й воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. При этом в игре осуществляется первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности.
Структура сюжетно-ролевой игры:
- роли, которые берут на себя дети
- игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; игровые действия имеют специфическую форму и носят обобщенный и сокращенный характер.
- игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещаются другими игровыми предметами
- реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.
Единица сюжетно-ролевой игры – игровая роль, которая включает аффективно-мотивационный (желание действовать), и опреационально-техничкий аспекты деятельности ребенка (способы и средства действия).
Сюжет (тема) игры – та область действительности, которую дети отражают в своих играх.
Содержание игры – определяется тем, что дети выделяют в качестве основного момента в деятельности взрослых. Какой бы сюжет ни разыгрывался ребенком, в нем отражаются отношения между людьми и смысл деятельности человека, как их переживает и чувствует ребенок.
ВОЗМОЖНОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Западная наука. Оценка игры нецелесообразна и недопустима.
Отечественная психология. Измерение уровня развития игры.
На основании критерия игровых умений Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова редложили схему оценки уровня игровой деятельности детей.
Игровые умения – это преобладающий у ребенка способ построения игры и возможность использовать и включать в игру и условные действия, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.
Авторы выделили различные способы построения игры требует от ребенка более развитых игровых умений.
1. Формирование условного игрового действия; последовательное введение сюжетных игрушек и предметов-заместителей с комментариями взрослого, направленными на понимание детьми условности игровой ситуации (2-3 года).
2. Формирование ролевого поведения; умение принимать на себя игровую роль, обозначать ее для партнера, переключаться на другую роль и принимать роль в зависимости от разных партнеров (3-5 лет).
3. Освоение различных способов совместного творческого сюжетосложения. Предлагается совместная игра-придумывание, протекающая в чисто словесном плане, в которой дети учатся изменять известные сюжеты, внося новые детали, а затем придумывать новые, комбинируя уже известные. Авторы предлагают использовать сказки, последовательно заменяя главных героев, волшебные средства, а затем переходить к придумыванию историй на основе реалистических событий. При этом дети учатся не только придумывать новые сюжеты, но и совместно разворачивать сюжет.
Е.О.Смирнова сопоставляет особенности общения и отношений со сверстниками у дошкольников с развитой и неразвитой игровой деятельностью.
· В сравнении с малоиграющими, дети с высоким уровнем развития игры более доброжелательны, внимательны к сверстникам, менее эгоцентричны, более конструктивны в решении конфликтных ситуаций.
· Игра в дошкольном возрасте является практически единственным содержанием общения сверстников. Сюжет игры и общее воображаемое пространство объединяет детей, создает общее поле интересов. При это сюжетная игра исключает конкуренцию, поскольку ее участники делают общее дело и в равном мере заинтересованы в его результате.
· Общение по поводу игры предполагает способности слушать партнера, учитывать его действия, подстраиваться к ним. Нужно уметь не только отстаивать свое, но и договариваться, уступать сверстнику. Игровое сотрудничество формирует эти способности.
· Сюжетная игра – это практика усвоения моральных норм поведения и взаимоотношений людей. Поскольку содержанием любой игры являются человеческие отношения, смыслы и задачи человеческой деятельности, проигрывая их, дошкольники присваивают этические инстанции и реализуют их в конкретных отношениях со сверстниками.
ВОЗРАСТ ИГРЫ
Западная наука. Человек должен играть всю жизнь.
Характерно, что в приведенной типологии отсутствует понятие «возраст», которое в отечественной детской психологии является ключевым. Все типы игры в той или иной форме существуют во всех возрастах, и в каждом периоде необходимы условия для всех типов игры.
Отечественная психология. Дошкольное детство (3-7 лет) – это возраст сюжетно-ролевой игры, когда осваивается, прежде всего, мотивационно-потребностная, или смысловая сторона человеческой деятельности.
В отечественной психологии общепринятой является идея ведущей деятельности, согласно которой для каждого возрастного этапа существует наиболее значимый тип деятельности, который ведет за собой психическое развитие. Для младенчества — это общение с взрослым, для раннего возраста — предметная деятельность, для дошкольного возраста — игра. Соответственно, именно в дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) игра является максимально важной деятельностью, в которой формируются главные новообразования дошкольного возраста (воображение, образное мышление, самосознание, произвольность, общение со сверстниками).
ФУНКЦИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Западная наука. Адаптация к жизни, приобретение полезных навыков и способностей.
Роль игры заключается в адаптации к окружающей жизни через приобретение опыта взаимодействия с разными предметами (включая людей).
Отечественная психология. Развитие сознания и мотивационно-потребностной сферы.
Ценность игры в том, что в ней формируется сознание и самосознание, а также мотивационная сфера ребенка. Вслед за Л. С. Выготским Д. Б. Эльконин неоднократно подчеркивал, что в игре возникает новая форма желания. Ребенок учится желать, соотнося желание с идеей, с фиктивным «Я», т.е. с ролью. Большинство западных психологов рассматривают мотивы и интересы ребенка вне развития как изначально данные, врожденные.
Значительные различия существуют и в ПРАКТИКЕ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ. Если во многих странах Европы создание максимально благоприятных условий для игры реализуется на практике и является важным элементом государственной политики, то в России роль игры по-прежнему постулируется преимущественно на словах. Наличие теории игры, что несомненно является преимуществом культурно-исторической психологии, не всегда становится основой для реальных действий по поддержке детской игры.