Рассказ Л. Андреева «Баргамот и Гараська». Реализм, экспрессионизм или экспрессионизм в реализме?




В литературоведении остро стоит вопрос о творческом методе Л. Андреева. Уникальность писателя состоит в том, что он экспериментировал в поисках формы, в которой можно наиболее полно передать свое трагическое мироощущение, свой пессимистический пафос. Андреев экспериментировал и с литературными направлениями, и со стилевыми течениями. Уже в его первых литературных опытах проглядывают элементы и фрагменты экзистенциального характера. Чего же больше в одном из первых произведений Л. Андревва «Баргамот и Гараська»: реализма или экспрессионизма?

Черты реализма Черты экспрессионизма
1) типические герои Главными героями являются - обычный городничий по прозвищу Баргамот, Андреев наделяет его отличительными чертами (т.е конкретизирует образ, а не схематизирует, как это принято в экспрессионизме). Он был «высокий, толстый, сильный, громогласный и составлял на полицейском горизонте видную фигуру ». Жил в маленькой, покосившейся хибарке с женой и двумя детьми, был хозяйственен, строг и учил домашних жизни «путём физического воздействия »; - Гараська – обычный пьяница, «трезвым его не видел никто », «жил, то есть ночевал, Гараська по огородам, по берегу, под кусточками. Зимой куда-то исчезал, с первым дыханием весны появлялся. Предполагали, и не без основания, что Гараська поворовывает, но поймать его не могли и били лишь на основании косвенных улик ».  
2) типические обстоятельства Действие происходит в городе Орел, на Пушкарной улице, в канун праздника Пасхи городничий дежурит на посту и встречает пьяного Гараську, которого за нарушение общественного порядка нужно отвести в участок.  
3) многогранность характеров персонажей; психологизм Андреев описывает эмоции героев и объясняет, почему в определенный момент персонаж чувствует себя так, отсюда четвертый признак  
4) детерминизм Как обычному человеку, Баргамоту в праздник хотелось праздновать: «Настроение Баргамота было скверное. Завтра светлое Христово воскресение, сейчас люди пойдут в церковь, а ему стоять на дежурстве до трех часов ночи, только к разговинам домой попадешь ».   В конце рабочего дня настроение Баргамота улучшилось, ведь «скоро и домой. Баргамот повеселел, представляя себе стол, накрытый чистой скатертью, куличи, яйца. Он, не торопясь, со всеми похристосуется ».   Но Баргамот услышал «неровные шаги и сиплое бормотанье», это был пьяный Гараська, наущающий общественный порядок, и Баргамот «оскорбился », ведь его рабочий день продлевается: «Баргамот с высоты своего роста, презрительно скосив губы, смотрел на Гараську. Никто ему так не досаждал на Пушкарной, как этот пьянчужка »; «Он чувствовал себя глубоко обиженным: вместо заслуженного отдыха тащись с этим пьянчужкой в участок »   Гараська смущается в доме Баргамота, ему стыдно за свой внешний вид, за свое состояние, но он рад, что его пригласила за праздничный стол: «Вот ошалевший и притихший Гараська сидит за убранным столом. Ему так совестно, что хоть сквозь землю провалиться. Совестно своих отрепий, совестно своих грязных рук, совестно всего себя, оборванного, пьяного, скверного. Обжигаясь, ест он дьявольски горячие, заплывшие жиром щи, проливает на скатерть и, хотя хозяйка деликатно делает вид, что не замечает этого, конфузится и больше проливает. Так невыносимо дрожат эти заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями, которые впервые заметил у себя Гараська » 4) случайность Но с другой стороны, присутствует случайность в поведении Гараськи: «Что его привлекало на Пушкарную, где его не бил только ленивый, — было опять-таки тайной бездонной Гараськиной души, но выжить его ничем не могли »
5) тема Данное произведение принадлежит к числу так называемых «пасхальных» рассказов, в которых делается акцент на идее христианского братства и примирения всех людей. 5) тема Но прослеживается мотив одиночества, Баргамот одинок, окружающие относятся к нему, к его работе равнодушно: «На Баргамота никто не обращал внимания, да и он с неособенной любовью посматривал на своих «крестников», смутно предчувствуя, сколько путешествий придется ему завтра совершить в участок. В сущности, ему было завидно, что они свободны и идут туда, где будет светло, шумно и радостно, а он торчи тут как неприкаянный ». Гараська тоже одинок, он пьяница, но никто не пытается направить его на правильный жизненный путь, все равнодушны к нему.
6) Добро и зло уравновешены Несмотря на то, что из-за Гараськи Баргамот позже придет домой в праздник, он не смог ударить Гараську: «У Баргамота чесались руки, но сознание того, что в такой великий день как будто неудобно пускать их в ход, сдерживало его ». Баргамот сочувственно отнесся к пьяному Гараське, не обращая внимания на его внешний вид и состояние, пригласил в свой дом к праздничному столу.  
  7) Экспрессионизм – «кричащее искусство» Гараська – несчастный, одинокий человек, чтобы показать его трагедию, проникнуться к этому герою, посочувствовать, Андреев использует звук. Разбив пасхальное яйцо, которым Гараська хотел похристоваться, он начинает вопить: «Приподнявшись одним туловищем, опираясь на руки, Гараська посмотрел вниз, — потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике. Гараська воет!», «дальше Гараська продолжал выть без слов, по-собачьи ». За праздничным столом в доме Баргамота к нему первый раз за всю жизнь обращаются по имени и отчеству: «Гараська старается проглотить, давится и, бросив ложку, падает головой на стол прямо на сальное пятно, только что им произведенное. Из груди его вырывается снова тот жалобный и грубый вой, который так смутил Баргамота »
  8) эпитеты и цвета Внешний вид Гараськи: «Мощная длань Баргамота устремилась к засаленному вороту Гараськи, настолько засаленному и рваному, что Баргамот был, очевидно, уже не первым руководителем Гараськи на тернистом пути добродетели »; «Рука была покрыта какой-то слизью, к которой пристали кусочки крашеной яичной скорлупы »; «Совестно своих отрепий, совестно своих грязных рук, совестно всего себя, оборванного, пьяного, скверного. Обжигаясь, ест он дьявольски горячие, заплывшие жиром щи… ». Цветов в рассказе мало, Андреев один раз употребляет только красный цвет: «Физиономия Гараськи, с большим отвислым красным носом ».

 

В рассказе Л. Андреева «Баргамот и Гараська» реалистичсеких черт больше, чем экспрессионистских. Таким образом, данное произведение является реалистическим с экспрессионистическими приемами, т.к. рассказ о типических героях в типических обстоятельствах, он построен на причинно-следственных связях (главная черта реализма), зло и добро в произведении уравновешены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: