Р н = S паспр ´ cos j паспр, кВт.
Для сварочных трансформаторов
Рн = S паспр ´ cos j паспр , кВт.
Перед началом расчёта необходимо составить таблицу, которая в дальнейшем сократит лишнюю писанину и избавит от многих ошибок, так как все расчётные величины будут перед глазами.
Рсм – средняя мощность за наиболее загруженную смену, кВт,
Рсм = Ки ´ Рн, кВт,
Рр – расчётная мощность Рр = Рсм ´ Кр, кВт,
Qсм – сменная реактивная мощность Qсм = Р см´ tg j, кВАр,
Qр – расчётная реактивная мощность Qр = Кр ´ Qсм, кВАр,
nэ – эффективное число электроприёмников, условное число приёмников одинаковой мощности, оказывающие тот же нагрев как и действительное число приёмников разной мощности, шт.
Порядок расчета
- в графу 1 записываем наименование групп электроприёмников, начиная с низковольтных,
- в графу 2 записываем количество приёмников данной группы,
- в графу 3 записываем номинальную мощность одного приёмника. Если приёмники одной группы имеют разные мощности, записываем значения мощности самого мелкого и самого крупного,
- в графу 4 записываем суммарную мощность электроприёмников данной группы,
- в графу 5 записываем значение коэффициента использования,
- по тем же таблицам находим значение cos j, которое заносим в графу 7, по значениям cos j находим значения tg j, которые заносим в ту же графу,
- по формуле Рсм = Ки ´ Рн находим сменную мощность данной группы электроприёмников, заносим в графу 6,
- по формуле Qсм = Pсм ´ tg j находим сменную реактивную мощность и записываем значение в графу 8,
- аналогичный расчёт производим для других групп электроприёмников (силовых),
- находим суммарную номинальную мощность приёмников, принадлежащих данному расчетному узлу (суммируем значение графы 4),
|
- находим суммарную активную мощность сменную (суммируем значение графы 6),
- находим суммарную реактивную мощность (суммируем значение графы 8),
- находим групповой коэффициент использования (делим итог графы 6 на итог графы 4),
- находим эффективное число электроприёмников по формуле:
nэ = ,
если найденное по формуле число nэ больше фактического следует принять
n э = n факт.
- в зависимости от эффективного числа электроприёмников и группового коэффициента по таблицам находим коэффициент максимума К р для активных нагрузок,
- для реактивных нагрузок К р принимаем равным 1, при nэ > 10
К р принимается равным 1,1 при n э £ 10
- по формуле Рр = Рсм ´ Кр находим максимальную активную мощность силовых электроприемников расчетного узла и записываем значение в графу 11,
- по формуле Qр = Кр ´ Qсм находим максимальную реактивную мощность силовых электроприёмников расчётного узла и заносим значение в графу 12,
- в графу 1 записываем электрическое освещение,
- в графу 4 записываем общую мощность освещения,
- в графу 5 записываем коэффициент спроса, в зависимости от характера помещения,
- в графу 6 записываем значение Рсм осв = Кс ´ SРн, это же значение пишем в графу 11,
- в графу 7 записываем значение cos j,
- в графу 8 записываем значение Qсм осв = Рсм осв ´ tg j, это же значение пишем в графу 12,
- суммируем максимальные силовые активные и осветительные нагрузки (итог в графу 11),
- суммируем максимальные силовые реактивные и осветительные нагрузки (итог в графу 12),
- находим полную максимальную мощность. Результат заносим в графу 13. По этой мощности выбираем мощность и число трансформаторов,
|
- после выбора трансформаторов находим активные и реактивные потери в них. Значение потерь заносим соответственно в графы 11 и 12,
- вновь сложив результаты в графах 11 и 12 находим общую активную и реактивную мощности и затем по формуле находим полную потребляемую мощность.
Таблица 2.1 – Результаты расчета электрических нагрузок
Наименование групп электро-приемников | n, шт. | Рн, кВт | Ки | Рсм, кВт | cos φ | Q см, кВАр | ηэ, шт. | Кр | Рр, кВт | Qр, кВАр | Sр, кВА | Iр, А | |
1 прие мник | группы | tg φ | |||||||||||
Таблица 2.2 - Значения коэффициентов нагрузки Кр на шинах низкого напряжения
цеховых трансформаторов и для магистральных шинопроводов напряжением до 1 кВ
пэ | Ки | |||||||
0,1 | 0,15 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 и более | |
5,01 | 3,44 | 2,69 | 1,9 | 1,52 | 1,24 | 1,11 | 1,0 | |
2,94 | 2,17 | 1,8 | 1,42 | 1,23 | 1,14 | 1,08 | 1,0 | |
2,28 | 1,73 | 1,46 | 1,19 | 1,06 | 1,04 | 1,0 | 0,97 | |
1,31 | 1,12 | 1,02 | 1,0 | 0,38 | 0,96 | 0,94 | 0,93 | |
6 – 8 | 1,2 | 1,0 | 0,96 | 0,95 | 0,94 | 0,93 | 0,92 | 0,91 |
9 – 10 | 1,1 | 0,97 | 0,91 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
10 – 25 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,85 | 0,85 | 0,85 | 0,9 | 0,9 |
25 – 50 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,8 | 0,85 | 0,85 |
Более 50 | 0,65 | 0,65 | 0,65 | 0,7 | 0,7 | 0,75 | 0,8 | 0,8 |
Таблица 2.3 - Значение коэффициента одновременности Хо для определения расчётной
нагрузки на шинах 6 (10) кВ РУ и ГПП
Средневзвешенный коэффициент использования | Число присоединений 6 (10) кВ на сборных шинах РУ и ГПП | ||||
2 + 4 | 5 + 8 | 9 + 15 | 16 + 25 | более 25 | |
Ки < 0,3 | 0,95 | 0,9 | 0,85 | 0,8 | 0,75 |
0,3 ³ Ки < 0,5 | 1,0 | 0,95 | 0,95 | 0,9 | 0,85 |
0,5 ³ Ки £ 0,8 | 1,0 | 1,0 | 0,95 | 0,95 | 0,9 |
Ки > 0,8 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,95 |
|
Таблица 2.4 - Значения коэффициентов расчетной нагрузки Кр
nэ | Ки | ||||||||
0,1 | 0,15 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | |
8,0 | 5,3 | 4,0 | 2,66 | 2,0 | 1,6 | 1,33 | 1,14 | 1,0 | |
4,52 | 3,2 | 2,55 | 1,9 | 1,58 | 1,41 | 1,28 | 1,14 | 1,0 | |
3,42 | 2,47 | 2,0 | 1,53 | 1,3 | 1,24 | 1,14 | 1,08 | 1,0 | |
2,84 | 2,1 | 1,78 | 1,34 | 1,16 | 1,15 | 1,08 | 1,03 | 1,0 | |
2,64 | 1,96 | 1,62 | 1,28 | 1,14 | 1,12 | 1,06 | 1,01 | 1,0 | |
2,5 | 1,87 | 1,54 | 1,25 | 1,12 | 1,10 | 1,04 | 1,0 | 1,0 | |
2,37 | 1,78 | 1,48 | 1,19 | 1,10 | 1,08 | 1,02 | 1,0 | 1,0 | |
2,26 | 1,7 | 1,43 | 1,16 | 1,08 | 1,07 | 1,01 | 1,0 | 1,0 | |
2,18 | 1,65 | 1,4 | 1,13 | 1,06 | 1,05 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
2,1 | 1,6 | 1,35 | 1,1 | 1,05 | 1,04 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
2,04 | 1,59 | 1,32 | 1,08 | 1,04 | 1,03 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,98 | 1,52 | 1,29 | 1,06 | 1,03 | 1,02 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,93 | 1,49 | 1,27 | 1,05 | 1,02 | 1,01 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,9 | 1,46 | 1,25 | 1,03 | 1,01 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,85 | 1,43 | 1,23 | 1,02 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,81 | 1,4 | 1,2 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,78 | 1,38 | 1,19 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,75 | 1,35 | 1,17 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,72 | 1,34 | 1,16 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,7 | 1,33 | 1,15 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Продолжение таблицы 2.4.
nэ | Ки | ||||||||
0,1 | 0,15 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | |
1,66 | 1,3 | 1,13 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,65 | 1,29 | 1,12 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,62 | 1,28 | 1,11 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,6 | 1,27 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,51 | 1,21 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,44 | 1,16 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,4 | 1,13 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,35 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,3 | 1,07 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,25 | 1,03 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,2 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,16 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,13 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
3 Определение местоположения подстанции
Расчетные нагрузки предприятия в первом приближении (при эскизном проектировании) могут определяться аналогично нагрузкам цеха. После выбора схемы СЭС, питающих линий и размещения ГПП, РП и ТП, а также выбора их трансформаторов расчетные нагрузки всех подстанций вычисляются последовательным суммированием нагрузок приемников низкого напряжения каждой ТП, нагрузок высоковольтных двигателей, питаемых от этих ТП, и потерь в распределительных сетях 6 – 10 кВ. Суммарная нагрузка всех ТП, включая потери в сетях и трансформаторах ГПП, и составит расчетную максимальную нагрузку предприятия.
Для размещения ГПП (или ТП) на плане необходимо установить центры электрической нагрузки групп приемников, цехов и предприятия.
Для большей наглядности на план наносятся картограммы электрических нагрузок. Для каждой группы приемников, связанных технологически (агрегат, участок, цех), в соответствии с ее расчетной нагрузкой S м i определяют радиус окружности, площадь которой в выбранном масштабе пропорциональна нагрузке.
Методика расчета
Определить местоположение подстанции – это значит найти координаты центра нагрузок:
- по исходным данным построить оси X и Y генплана и нанести центры электрических нагрузок (ЦЭН) каждого цеха,
- с учетом размеров территории генплана выбрать масштаб нагрузок, ориентируясь на наибольшую и наименьшую, приняв удобный радиус:
, ,
, ,
где m – масштаб нагрузок, кВт/км2 или кВАр/км2,
Рнб, Qнб – наибольшая мощность цеха, кВт, кВАр,
РНМ, QНМ – наименьшая мощность цеха, кВт, кВАр,
RНМ – наименьший визуально воспринимаемый радиус картограммы нагрузки, км.
Величина m округляется и принимается как для активных, так и для реактивных нагрузок.
- определяются радиусы кругов активных и реактивных нагрузок всех цехов:
,км ,км
где Rа и Rр - радиусы реактивной и активной нагрузок, км,
Р и Q – активная и реактивная нагрузки цехов, кВт, кВАр,
mа и mр - масштаб нагрузок активной и реактивной, кВт/км2 , кВАр/км2 .
Если даны только Р и cosφ, то
Q = P tgφ.,кВАр
- определяются основные координаты ЦЭН всего предприятия:
,км ,км
А (Xа0, Yа0) – местоположение ГПП,
,км ,км
В (Хр0, Yр0) – местоположение ККУ,
где Ха0, Yа0 – координаты ЦЭН активных, км,
Хр0, Yр0 – координаты реактивных, км.
- составляется картограмма нагрузок, на которую наносятся все необходимые данные.
4 Выбор трансформаторов и расположение подстанций
Напряжение каждой ступени СЭС должно выбираться с учетом смежных звеньев. Так, выбор напряжения для питающих линий и высшего напряжения ГПП диктуется условиями подключения к ЭЭС, напряжением источников питания. Наиболее распространенными являются напряжения 6, 10, 35, 110,154 и 220 кВ.
Для заводских распределительных сетей высокого напряжения применяются номинальные напряжения 6, 10 и 20 кВ. При этом наиболее предпочтительным по экономичности сетей является напряжение 10 кВ. Напряжение 6 кВ применяется при наличии значительного количества электроприемников 6 кВ (не менее 25% от S М по заводу в целом), а также заводской ТЭЦ с генераторным напряжением 6 кВ. Напряжение 20 кВ (и выше) используется в случае необходимости питания отдаленных объектов (карьеров, соседних предприятий и населенных пунктов).
Трансформаторные подстанции должны размещаться с максимальным приближением к центру электрических нагрузок питаемых потребителей. Тип подстанции, количество и мощность трансформаторов определяются в зависимости от величины электрической нагрузки S р, состава потребителей по категориям бесперебойности, размещения оборудования потребителей, архитектурно-строительных условий, окружающей среды, условий пожарной и электробезопасности. Как правило, применяются комплектные трансформаторные подстанции (КТП), комплектные распределительные устройства (КРУ) и щиты заводского изготовления.
Однотрансформаторные цеховые подстанции используются при нагрузках потребителей III категории, допускающих длительные перерывы питания. В случае установки в цехе нескольких однотрансформаторных подстанций предусматривается резервирование потребителей II и III категории по сетям низкого напряжения.
Двухтрансформаторные цеховые подстанции применяются в случае преобладания потребителей I и II категории и отсутствия резервирования по сетям низкого напряжения.
Подстанция с числом трансформаторов более двух в СЭС не применяются.
На ГПП предприятий обычно устанавливаются два трансформатора. Если на предприятии несколько ГПП, то ГПП, питающие потребителей 3 категории, могут иметь один трансформатор.
Выбор силовых трансформаторов производят по максимальной расчетной нагрузке питаемых потребителей с учетом перегрузочной способности трансформаторов.
С учетом непредвиденных и аварийных увеличений нагрузки и перспектив расширения мощности трансформатора однотрансформаторной подстанции принимают по условию:
SНТ ≥ SМ / (0,7….0,9), кВА.
На двухтрансформаторной подстанции мощность трансформатора выбирается такой, чтобы при выходе из работы одного из трансформаторов, другой воспринял бы на себя всю нагрузку без недопустимой перегрузки. Допускается аварийная перегрузка трансформатора с масляным охлаждением на 40% сверх номинального тока на время максимумов нагрузки (не более 6 ч в сутки в течение пяти суток). При этом начальная загрузка трансформатора не должна превышать 93%. Следовательно, для выбора номинальной мощности можно записать следующие условия:
, кВ А,
где Sm – ориентировочная мощность трансформатора, кВА,
Рр – наибольшая расчетная суммарная нагрузка группы трансформаторов, кВт,
βT – оптимальный коэффициент загрузки трансформаторов.
1,4 SНТ ≥ 0,75 Sр.
Номинальные мощности трехфазных силовых трансформаторов, устанавливаемых в ТП 6 – 10 кВ, составляют следующий ряд: 100, 160, 250, 400, 630, 1000, 1600, 2500 кВА. КТП 6 – 10 кВ могут быть наружного и внутреннего исполнения, в последнем случае они размещаются внутри цеха между колоннами или в отдельном помещении.
5 Компенсация реактивной мощности
5.1 Нормативные значения коэффициента мощности
Выбор способа повышения коэффициента мощности, типа и мощности компенсирующих устройств в промышленных электроустановках и их размещение в точках сети предприятия – сложная и важная задача. Оптимальная степень компенсации определяется на основе единого плана развития электрификации района ЭЭС с учетом баланса активных и реактивных мощностей, уровней напряжения и возможности регулирования.
Руководящие указания по повышению мощности в установках потребителей энергии рекомендуют следующие значения средневзвешенного коэффициента мощности, которыми следует пользоваться при определении необходимой мощности компенсирующих устройств в проекте электроснабжения:
0,85 – при питании от генераторов электростанции на генераторном напряжении,
0,93 – при питании от районных сетей 110 – 220 кВ и от сетей 35 кВ, питающихся от электростанций,
0,95 – при питании от сетей 35 кВ, питающихся от районных сетей 110 – 220 кВ.
Эти нормативные значения отнесены к шинам вторичного напряжения ГПП (6 – 10 кВ) или к шинам РП, ЦРП или ТП при питании последних непосредственно от энергосистемы.
При проектировании схем электроснабжения промышленных предприятий в первую очередь необходимо рассматривать и внедрять мероприятия по повышению коэффициента мощности, не требующие специальных компенсирующих устройств: упорядочение технологического режима, переключение статорной обмотки асинхронных двигателей, загруженных менее чем на 40%, с треугольника на звезду, ограничение холостого хода асинхронных двигателей, применение синхронных двигателей вместо асинхронных, замена или отключение трансформаторов, загруженных менее, чем на 30%, замена мало загруженных асинхронных двигателей на двигатели меньшей мощности.
При выборе специальных компенсирующих устройств предпочтение следует отдавать установкам с косинусными конденсаторами. При этом важно оптимально распределить их мощность по различным ступеням СЭС. Установка конденсаторов непосредственно у приемников ведет к разгрузке питающих сетей и трансформаторных подстанций от передачи реактивной энергии. Однако, чрезмерное дробление мощности конденсаторных установок приводит к увеличению затрат на коммутационную аппаратуру и измерительные приборы и к менее эффективному использованию установленной мощности конденсаторов из-за их отключения при отключении приемника. Установка конденсаторов на напряжении 6 – 10 кВ на ГПП или РП не разгружает от реактивной мощности питающие линии и трансформаторы.
Основные рекомендации по применению конденсаторов сводятся к следующему:
- применение батареи конденсаторов мощностью менее 400 кВАр (на 6-10 кВ), если она подсоединяется через специальный выключатель, экономически не оправдывается,
- применение батареи конденсаторов 6 – 10 кВ мощностью менее 100 кВАр, если она подсоединяется через общий выключатель с трансформатором или другим приемником, экономически не оправдывается,
- мощность батареи конденсаторов 0,22 – 0,66 кВ должна составлять не менее 30 кВАр,
- на напряжении 0,22 – 0,66 кВ конденсаторы целесообразно устанавливать в цехах у групповых распределительных щитков или присоединять к магистральным токопроводам,
- централизованная установка конденсаторов 0,22 – 0,66 кВ на щите ТП или в головной части шинопроводов нецелесообразна,
- централизованная установка конденсаторов 6 – 10 кВ на ГПП может быть оправдана только при наличии глубокого ввода 110 – 220 кВ, когда ГПП совмещает в себе функции РП 6 – 10 кВ,
- установка конденсаторов 6 – 10 кВ на цеховых ТП, трансформаторы которых присоединены наглухо или через разъединитель нецелесообразна,
- конденсаторы 6 – 10 кВ рекомендуется устанавливать либо на РП, либо на ТП, имеющих РУ 6 – 10 кВ.
5.2 Методика расчета
Суммарная расчетная мощность низковольтных компенсирующих устройств определяется по минимуму приведенных затрат двумя последовательными расчетными этапами:
5.2.1 Выбор экономически оптимального числа трансформаторных подстанций.
5.2.2 Определение дополнительной мощности батарей ниже 1 кВ в целях оптимального снижения потерь в трансформаторах и в сети напряжением 6 – 10 кВ предприятия, питающей эти трансформаторы.
Суммарная расчетная мощность батарей ниже 1 кВ равна:
QНК = QНК1 + QНК2, кВАр,
где QНК1 и QНК2 – суммарные мощности батарей, определенные на указанных этапах расчета, кВАр.
По выбранному количеству трансформаторов определяют наибольшую реактивную мощность, которую целесообразно передать через трансформаторы в сеть напряжением до1 кВ:
, кВАр,
где QТ - наибольшая реактивная мощность, кВАр,
N – число цеховых трансформаторов, шт.
Суммарная мощность батарей ниже 1 кВ для данной группы трансформаторов
QНК1 = Qр – QТ, кВАр,
где Qр – суммарная расчетная реактивная нагрузка ниже 1 кВ за наиболее нагруженную смену, кВАр.
Если окажется, что QНК1 < 0, то по первому этапу расчета установка низковольтных компенсирующих устройств не требуется и QНК1 принимается равным нулю.
Мощность батарей конденсаторов в целях оптимального снижения потерь в трансформаторах QНК2 определяется по формуле:
QНК2 = Qр - QНК1 – γ N SНТ, кВАр,
где γ – расчетный коэффициент, определяемый в зависимости от показателей К1, К2 схемы питания цеховой подстанции.
Если окажется, что QНК2 < 0, то для данной группы трансформаторов реактивная мощность QНК2 принимается равной нулю и в дальнейшем расчете не учитывается.
QККУ = , кВАр.
Полученную величину мощности округляем до ближайшей стандартной мощности ККУ и в зависимости от средневзвешенного коэффициента мощности определяем оптимальную мощность компенсирующих устройств.
Величина суммарной мощности компенсирующих устройств в сетях предприятия определяется по формуле:
QНК3 = Рр(tgφ1 – tgφ2 ), кВАр,
где Рср – средняя нагрузка предприятия за год, кВт,
tgφ1 – тангенс угла сдвига фаз тока и напряжения, отвечающий естественному
средневзвешенному коэффициенту мощности за год,
tgφ2 – тангенс угла сдвига фаз, отвечающий нормативному, или заданному,
значению коэффициента мощности.
Защита батарей выбирается с учетом отстройки от токов включения и разряда конденсаторов. При защите батарей предохранителями ток плавкой вставки Iпв определяется по формуле:
, А.
При защите автоматическим выключателем последний должен иметь комбинированный расцепитель, обеспечивающий защиту с плавной регулировкой уставки тока. Уставка тока IУ, выбираемая исходя из перегрузочной способности конденсаторов, не должна превышать 130%. Она определяется так:
, А.
При наличии в сетях высших гармоник проверяется вероятность перегрузки конденсаторов по току в резонансных или близких к ним режимах и предусматриваются мероприятия по предотвращению резонансных явлений.
Для быстрого разряда конденсаторов после их отключения применяются индуктивные или активные разрядные сопротивления R, Ом, подключаемые параллельно конденсаторной батарее:
, Ом,
где UФ – фазное напряжение сети, кВ,
QККУ – номинальная мощность конденсаторной батареи, кВАр.
6 Выбор схемы и расчет цеховых сетей низкого напряжения
6.1 Схемы цеховых сетей
Цеховые сети подразделяются на силовые и осветительные, а также на питающие и распределительные. Цеховые сети низкого напряжения проектируются по радиальным, магистральным и смешанным схемам.
Радиальные схемы (рисунки 6.1 и 6.2) наиболее часто используются для питания отдельных сосредоточенных потребителей (крупные электродвигатели, печи, компрессорные, насосные, вентиляционные и т.д.), кроме того, они предпочтительнее для взрывоопасных, пожароопасных и пыльных помещений. Они также применяются при разбросанном расположении силового оборудования (ремонтные мастерские, отдельные участки с непоточным производством и т.п.). К преимуще-
ствам радиальных схем относятся: высокая надежность питания и легкая приспособляемость к автоматизации переключений и защиты.
При выполнении радиальных схем приходится сооружать распределительные щиты (пункты) с большим количеством защитных автоматов и большой щит низкого напряжения в ТП. Применение в радиальных сетях проводки, выполненной кабелем или проводом в трубах, ограничивает возможность перемещения оборудования при перестройке или реконструкции производства.
Магистральные схемы, отличающиеся простотой и экономичностью, используются при нагрузке, равномерно распределенной по площади цеха (рисунки 6.3 и 6.4).
Применение магистральных схем позволяет отказаться от развитого распределительного щита в ТП и выполнить сеть в виде блока "трансформатор - магистраль".
Такие схемы отличаются универсальностью и приспособляемостью к перемещению цехового оборудования. С помощью нормально разомкнутых перемычек между магистралями разных ТП в местах их сближения можно обеспечить надежное питание потребителей 2 и даже 1 категории.
К недостаткам магистральных схем относятся: снижение надежности питания (по сравнению с радиальными схемами) и перерасход проводникового материала, который, однако, быстро окупается.
Наибольшее распространение в цеховых сетях получили смешанные схемы, конфигурация которых меняется в зависимости от характера производственных помещений (рисунок 6.5).
В местах расположения токоприемников с определенной последовательностью размещения применяются распределительные токопроводы, которые присоединяются к магистральным токопроводам через автоматический выключатель, разъединитель или наглухо. Токоприемники с помощью отдельных распределительных линий (ответвлений) подсоединяются к распределительному шинопроводу через автоматический выключатель или предохранитель.
В тех отделениях цеха, где по характеру расположения оборудования прокладка шинопровода нецелесообразна, для питания приемников устанавливаются распределительные щиты (пункты), которые подключаются к ближайшему распределительному или магистральному шинопроводу, или щиту низкого напряжения ТП.
Группы менее ответственных электроприемников, удаленные от распределительного пункта или шинопровода, запитываются цепочкой. В цепочку не рекомендуется соединять электроприемники различных технологических потоков или различного технологического назначения. Не рекомендуется также соединять в цепочки более трех-четырех приемников.
Питание электродвигателей цеховых подъемно-транспортных механизмов (кранов, кран-балок и т.д.) производится с помощью неизолированных проводников – троллеев. В зависимости от расчетной нагрузки троллейные линии питаются от щита ТП или от распределительного пункта, либо от магистрального или распределительного шинопровода. В начале или в конце ответвления к троллейной линии устанавливается рубильник или блок рубильник – предохранитель (рисунок 6.6).
Для удобства эксплуатации при наличии двух и более кранов производится секционирование троллейных линий. Подвод питания лучше осуществлять к средней части секции троллея. Допустимо подводить питание к любой точке троллея, если это не противоречит условиям потери напряжения и рационально с точки зрения конструкции сети.
Питание осветительной нагрузки, как правило, производится от тех же ТП, которые питают силовую нагрузку, на напряжении 380/220 В с глухозаземленной нейтралью сети. Если номинальное напряжение силовой сети отличается от 380 В, для питания осветительной нагрузки применяют трансформаторы со вторичным напряжением 220/127 В, к которым подводится питание от цеховых силовых сетей или от распределительной сети 6 – 10 кВ.
Линии питания освещения не связывают с силовыми линиями и обычно подсоединяют к щиту низкого напряжения ТП при радиальной схеме или к головному участку магистрального шинопровода. В осветительных сетях для питания групп светильников наибольшее применение находят радиальные схемы. Распределительная сеть освещения выполняется по магистральным и смешанным схемам (рисунок 6.7).
Выбор напряжения для питания силовых и осветительных электро-приемников осуществляется взаимосвязано. Наиболее часто применяют напряжение 380/220 В с питанием от трансформаторов, общих для силовой и осветительной нагрузки. Напряжение 220/127 В целесообразно в схемах освещения при силовой сети 660 В. применение напряжения 660 В позволяет сократить расход проводникового материала, число цеховых трансформаторных подстанций и потери энергии в сети. Напряжение 660 В дает возможность увеличить мощность цеховых трансформаторов до 1800 и 2500 кВ•А, что очень важно при высокой удельной плотности нагрузки и большой протяженности сетей низкого напряжения. Такое положение наиболее характерно для предприятий угольной, нефтяной, химической промышленности. согласно ПУЭ установки и сети трехфазного тока 660 В должны работать с изолированной нейтралью.
6.2 Конструктивное выполнение цеховых сетей и подстанций
Радиальные цеховые сети выполняются, как правило, проводами или кабелями с медными жилами, проложенными в стальных тонкостенных трубах по стенам и конструкциям (открытая прокладка), либо в бетонной подготовке пола (скрытая прокладка). В помещениях со взрывоопасной средой используются провода и кабели с медными жилами. Распределительные щиты (пункты) устанавливаются в местах, удобных для обслуживания, возможно ближе к центру нагрузок присоединенных приемников. Конструктивно щиты могут быть размещены на полу, у стенок, колонн, на стенках, в нишах. Типы выпускаемых щитов приведены в справочниках и каталогах.
В магистральных и распределительных сетях применяются открытые шинопроводы, которые прокладываются не ниже 3,5 м от уровня пола, а в крановых пролетах – не ниже 2,5 м от уровня настила мостового крана. Закрытые шинопроводы прокладываются не ниже 2,5 м от пола. Шинопроводы крепятся к стенам, колоннам и фермам.
Присоединение приемников к шинопроводу производится с помощью ответвлений, выполненных кабелями или проводами, проложенными в трубах. В головной части ответвления устанавливаются ответвительные коробки с предохранителями или автоматическими выключателями. Распределительные шинопроводы подключаются к магистральным с помощью вводных коробок. Магистральные шинопроводы подключаются к распределительному щиту ТП через автоматические выключатели или разъединители. При блочных схемах типа "трансформатор - магистраль" магистральный токопровод может подключаться к трансформатору наглухо.
В цехах промышленных предприятий обычно устанавливаются комплектные трансформаторные подстанции с одним или двумя трансформаторами. КТП состоят из распределительного устройства или вводного шкафа высокого напряжения, трансформатора и шкафов низкого напряжения. При радиальных схемах трансформатор подсоединяют без защитной аппаратуры на стороне 6 – 10 кВ.
Распределительное устройство низкого напряжения для КТП комплектуется из шкафов ШН, ШД, панелей типа ЩО – 59 и др. В них устанавливаются вводные, секционные и линейные автоматические выключатели, а также плавкие предохранители с рубильниками или блоки предохранитель – выключатель, предназначенные для отключения и защиты линий и АВР секций. При установке трансформаторов снаружи здания цеха распределительное устройство низкого напряжения соединяется с ним закрытым шинопроводом, проходящим сквозь стену.
6.3 Расчет цеховых сетей