Техника стенной живописи




Наряду с художественной миниатюрой большое место в современном искусстве Палеха занимает и монументально-декоративная живопись. Первые работы в этом плане - "Комната сказок" (бригада под руководством А.В.Котухина) и "Комната А.М.Горького" (бригада под руководством И.В.Маркичева) Ленинградского Дворца пионеров - были выполнены в 1936 году. В последующем палешане неоднократно расписывали стены дворцов культуры, санаториев, кинотеатров, детских учереждений и других общественных зданий в различных городах. Темы таких росписей обычно носят сказочный или литературный характер. Техника письма здесь идёт от традиций древних фресок. Практика показала, что роспись стен масляными красками не отличается прочностью. Поэтому палешанами применяются, как и в миниатюре, краски, разведённые на яичной эмульсии. Яичные краски пропускают через себя воздух, не образуют плёнок, впитываются в штукатурку, органически с ней связываются.

Для стенной живописи выполняется мелкозернистая штукатурка, которая чщательно выравнивается, обрабатывается стеклянной шкуркой и покрывается яичным разбавителем, на котором растворяются краски. Предварительно составленный эскиз росписи разбивается на клетки и, согласно клеткам, рисунок переносится на стену. Процесс живописи начинается с роскрыши красками щетинными и хорьковыми кистями. Все элементы раскрываются тонко и прозрачно лессировкой, одновременно цветовые и световые элементы. Затем производится опись общих контуров одежд, их складок, а также контуров всех предметов и их деталей. Следующий этап - подтушёвка. Соответствующими роскрыши тонами усиливаются тени, накладываются пробелы, прорисовываются отдельные детали (листва деревьев, лещадки и кремешки, волны на воде и т.д.). Как и в традициях иконописи, проработка деталей идёт в три тона. Золото в стенной живописи применяется редко. Головы персонажей пишутся не плавью, а лессировкой, начиная с наложения санкиря (санкирь накладывается только на теневых частях головы). После этого прокрываются соответствующим тоном волосы и накладывается полутон, затем - румянец. На световые части лица накладывается тельный тон. В последнюю очередь на выступающих частях накладываюся блики. Все тоны накладываются тонким слоем и лессировкой, чтобы все они вливались один в другой плавно, без граней. При этом художник должен действовать быстро, пока не высохли краски. После наложения всех тонов восстанавливается опись головы, накладываются движки и расчерчиваются волосы. Стенная живопись, выполненная яичными красками, ничем не закрепляется. Чем старше становятся краски, тем прочнее они держатся на штукатурке.

Палешане, как правило, прибегают к сложной живописной технике — лессировке или живописи «плавями», заключающейся в многослойном письме прозрачными мазками, когда нижние слои живописи просвечивают сквозь верхние.


Артель древней живописи.

Бывшие иконописцы создали в 1918 году ‘’ Первую художественную декоративную палехскую артель’’, которая занималась реставрацией церквей, но она вскоре распалась. В 1920 году живописцы села объединились в артель по росписи деревянной посуды. Они расписывали солонки, ковши, ларцы, амфоры, матрёшки. В 1922 году И. И. Голиков, используя опыт лукутинских лаков, сделал роспись на папье-маше в иконописной манере и технике. Он написал миниатюру ‘’ Адам в Раю’’ и композицию ‘’ Пахарь’’. Заслуги И. И. Голикова в возрождении палехского искусства неоценимы. Он явился создателем новой палехской школы, сохранившей традиции искусства, казалось бы навсегда ушедшего в прошлое. 5 декабря 1924 семь палехских художников — И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин — объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились и другие художники — И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже. В 1920-е годы в Палехе расписывали брошки, бисерницы, блокноты, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки.


Великий художник.

Любой из крупных палехских художников неповторимо своеобразен: мастер композиции, обстоятельный рассказчик А. Котухин и динамичный А. Дыдыкин; хранитель чистоты стиля А. Ватагин и Г. Буреев, внесший живописную свободу в традиционно строгий изобразительный язык Палеха; страстный жизнелюб Д. Буторин и мягкий, интеллигентный И. Вакуров; а у П. Баженова повышенная декоративность работ сочетается с живым наблюдением окружающего.

ГО́ЛИКОВ Иван Иванович (1886/87-1937), российский художник-иконописец, один из зачинателей палехской миниатюры, заслуженный деятель искусств России (1933). Основываясь на традициях иконописи Палехской, Строгановской и Ярославской школ, создал особый стиль палехской миниатюрной темперной живописи на изделиях из папье-маше. В 1932 артель была преобразована в Палехское товарищество художников, в 1953 — в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время в Палехе работает ряд авторских мастерских художников-палешан.


Декорации

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства (П. Д. Баженов, эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре, 1940; И. П. Вакуров, эскизы к постановке «Снегурочки» в Московском художественном театре, 1936; Н. М. Парилов, эскизы к ряду постановок в Ленинградском Малом академическом театре оперы и балета, Куйбышевском государственном театре оперы и балета, Саратовском театре им Н. Г. Чернышевского и др.), книжной графике (Голиков И. И., «Слово о полку Игореве», 1934; и др.), монументальной живописи (Д. Буторин и др., росписи интерьеров Ленинградского дворца пионеров), росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи.Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.


Наше время

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них — Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков, А. М. Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и др.

Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 на базе профтехшколы, открытой в 1930.

Выразительный язык тонких линий, сделанных золотой наводкой по черному лаковому фону, роднил их с традициями Владимиро-Суздальской иконописной школы.

Решающую роль в судьбе Палеха сыграл Иван Иванович Голиков (1886/87-1937), иконописец бывшей мастерской А. А. Глазунова, увидевший в Кустарном музее в Москве лаковые шкатулки Федоскинской артели. Художнику пришла мысль, что и палешане, умевшие на одной иконе размещать множество «клейм», могли бы создавать оригинальные миниатюры на изделиях из папье-маше. Возможно, этот материал позволил бы им сохранить тонкую технику древней живописи темперой.

В 1930 году Артель входит во «Всекомпромсоюз», а в 1932-ом в Москве открывается выставка «Искусство Палеха». По инициативе М. Горького в 1935 году при Артели создается библиотека и комната для хранения лучших произведений, составивших основу будущего Государственного музея палехского искусства. В том же году «Артель древней живописи» переименована в Товарищество художников Палеха, а профтехшкола реорганизована в художественный техникум.

В 1954 году Товарищество художников Палеха было преобразовано в Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, первым директором которых стал А. Г. Баканов. В 1989 году на основе коллектива Палехских художественно-производственных мастерских были созданы Творческо-производственная организация Союза художников РФ «Товарищество Палех», кооператив «Объединение художников Палеха», творческая мастерская Палешане.

 


Заключение

 

Я узнала, что палех – это древний вид искусства. Палешане очень трудолюбивые люди. Они не только расписывали изделия из папье-маше, они делали декорации и занимались росписью стен. Мне кажется, что если мы глубже изучим наше народное достояние, тем легче мы сможем решить многие из наших проблем.

В настоящее время мастера из Палеха продолжают заниматься росписью новых и восстанавливаемых церквей и соборов по всей России и других культурных сооружений. Мастерство палехских художников широко известно и признано во всём мире. Аналогов ему не существует ни в одной стране на нашей планете. Наша задача – сохранить это уникальное искусство.

 

 


Список литературы

Книги:

1. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Ленинград, "Художник РСФСР", 1968 г.

2. Жидков Г.В. Пушкин в искусстве Палеха. Москва - Ленинград, Государственное издательство изобразительного Искусства, 1937 г.

3. Котов В.Т. Художник Иван Голиков. Ярославль, 1973 г.

4. В.Котов."Палех/Palekh".1975. "Изобразительное искусство".

5. "Иконы Палеха". - М., "Прогресс", 1994 г.

 

Интернет – ресурсы:

1. https://webartplus.narod.ru/folk37.html

2. https://www.palekhart.ru/

3. https://www.museum.ru/palekh/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: