Гораций | Державин | Пушкин |
Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся Автор сравнивает свой памятник с бронзой, как бы передавая всю силу этого. Сравнение с пирамидами, как мне кажется, является символом безграничного значения памятника.. | Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Державин также сравнивает памятник с твёрдым веществом, в данном случае- с металлом, но добавляет к этому, что памятник его будет вечным. Сравнение с пирамидой здесь также обозначает неограниченные возможности | Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Начало стихотворения А.С.Пушкина совершенно отличается от его предшественников. В отличие от Державина и Горация, Пушкин говорит о совсем памятнике то, что это не создано человеком. В словах «не зарастёт народная тропа» идёт сравнение с вечностью признания у народа его памятника |
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой Не разрушат его, не сокрушит и ряд Нескончаемых лет, время бегущее Гораций говорит, что ни время, ни одна стихия не сможет победить или сокрушить его памятник. | Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Автор подчеркивает также, что никакое явление природы или скоротечность времени не сможет помешать оставаться вечно его памятнику | Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Здесь Пушкин показывает мощь его памятника в сравнении с Александровской колонной в Санкт-Петербурге. Он не желал принимать участие в прославлении императора, поэтому в своём стихотворении своё творчество он ставит выше «политики» |
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня Избежит похорон. Буду я вновь и вновь Восхваляем, доколь по Капитолию Жрец верховный ведет деву безмолвную Автор замечает, что лучшая его часть обязательно останется, останутся и его последователи, он в этом убеждён. Гораций уверен, его будут восхвалять даже после смерти | Так! — весь я не умру; но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Державин тоже уверен в том, что память о нем будет только возрастать со временем, пока жив будет славянский народ | Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит Пушкин Говорит, что его душа в его творчестве, она переживет его смерть и закрепится в его произведениях. Автор считает, что славен он будет тогда, когда еще будут существовать поэты(пиит- поэт) Этими словами передаёт свой опыт будущим деятелям искусства |
Назван буду везде — там, где неистовый Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем Был у грубых селян Гораций считает, что все везде будут знать его имя | Слух про́йдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Автор говорит, что о слава его будет распространена абсолютно везде | Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Автор говорит, что слух о нем, как о поэте, пройдёт по всей нашей стране, и что каждый народ сможет понять его творчество. Он вводит новую систему, наблюдая в памятнике создание общности народов и его творчества |
Встав из ничтожества, Первым я приобщил песню Эолии К италийским стихам. Здесь Гораций говорит о своих собственных заслугах, как он приобретал известность в течении своей жизни | Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. Державин перечисляет свои собственные заслуги, и впервые мы можем наблюдать прямое обращение к царям, к высшему слою общества. Это может показать то, что автор не боится говорить о своём творчестве, как об истине для царей | И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Пушкин считает высшими ценностями милость и свободу(даже в стихотворении он написал слово с большой буквы, чтобы показать ее величие для него). В своём стихотворении он не описывает своих заслуг, а лишь благодарит народ за то, что своим творчеством он пробуждает лишь добрые чувства в читателях |
Славой заслуженной, Мельпомена, гордись и, благосклонная, Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу. Гораций, обращаясь к Музе, говорит ей принять его талант и наградить его Лавровым венком, что являлось символом славы | О Муза! возгордись заслугой справедливой, И пре́зрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой, неторопливой, Чело твое зарей бессмертия венчай. В обращении к Музе Державин просит нагладить не его за творчество, а самого человека (чело венчай). Автор считает, что те, кто критикует(презирает), должны тоже подвергнуться критике. Он горд за свои заслуги и просит Музу тоже испытать за него это чувство | Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. Здесь поэт просит Музу быть послушной, а именно помогать ему в дальнейшем с творчеством, ведь именно Муза является символом вдохновения у поэтов. Пушкин хвалит Музу и просит ее принять это, ведь она помогает ему дальше создавать свой «памятник» |