Сравнительный анализ стихотворений «Памятник»Горация, Державина,Пушкина
| Гораций
| Державин
| Пушкин
| | Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся
Автор сравнивает свой памятник с бронзой, как бы передавая всю силу этого. Сравнение с пирамидами, как мне кажется, является символом безграничного значения памятника..
| Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Державин также сравнивает памятник с твёрдым веществом, в данном случае- с металлом, но добавляет к этому, что памятник его будет вечным. Сравнение с пирамидой здесь также обозначает неограниченные возможности
| Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Начало стихотворения А.С.Пушкина совершенно отличается от его предшественников. В отличие от Державина и Горация, Пушкин говорит о совсем памятнике то, что это не создано человеком. В словах «не зарастёт народная тропа» идёт сравнение с вечностью признания у народа его памятника
| | Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет, время бегущее
Гораций говорит, что ни время, ни одна стихия не сможет победить или сокрушить его памятник.
| Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Автор подчеркивает также, что никакое явление природы или скоротечность времени не сможет помешать оставаться вечно его памятнику
| Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Здесь Пушкин показывает мощь его памятника в сравнении с Александровской колонной в Санкт-Петербурге. Он не желал принимать участие в прославлении императора, поэтому в своём стихотворении своё творчество он ставит выше «политики»
| | Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную
Автор замечает, что лучшая его часть обязательно останется, останутся и его последователи, он в этом убеждён.
Гораций уверен, его будут восхвалять даже после смерти
| Так! — весь я не умру; но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Державин тоже уверен в том, что память о нем будет только возрастать со временем, пока жив будет славянский народ
| Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит
Пушкин Говорит, что его душа в его творчестве, она переживет его смерть и закрепится в его произведениях. Автор считает, что славен он будет тогда, когда еще будут существовать поэты(пиит- поэт) Этими словами передаёт свой опыт будущим деятелям искусства
| | Назван буду везде — там, где неистовый
Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем
Был у грубых селян
Гораций считает, что все везде будут знать его имя
| Слух про́йдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Автор говорит, что о слава его будет распространена абсолютно везде
| Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Автор говорит, что слух о нем, как о поэте, пройдёт по всей нашей стране, и что каждый народ сможет понять его творчество. Он вводит новую систему, наблюдая в памятнике создание общности народов и его творчества
| | Встав из ничтожества,
Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам.
Здесь Гораций говорит о своих собственных заслугах, как он приобретал известность в течении своей жизни
| Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Державин перечисляет свои собственные заслуги, и впервые мы можем наблюдать прямое обращение к царям, к высшему слою общества. Это может показать то, что автор не боится говорить о своём творчестве, как об истине для царей
| И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Пушкин считает высшими ценностями милость и свободу(даже в стихотворении он написал слово с большой буквы, чтобы показать ее величие для него). В своём стихотворении он не описывает своих заслуг, а лишь благодарит народ за то, что своим творчеством он пробуждает лишь добрые чувства в читателях
| | Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
Гораций, обращаясь к Музе, говорит ей принять его талант и наградить его Лавровым венком, что являлось символом славы
| О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И пре́зрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой, неторопливой,
Чело твое зарей бессмертия венчай.
В обращении к Музе Державин просит нагладить не его за творчество, а самого человека (чело венчай). Автор считает, что те, кто критикует(презирает), должны тоже подвергнуться критике. Он горд за свои заслуги и просит Музу тоже испытать за него это чувство
| Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Здесь поэт просит Музу быть послушной, а именно помогать ему в дальнейшем с творчеством, ведь именно Муза является символом вдохновения у поэтов. Пушкин хвалит Музу и просит ее принять это, ведь она помогает ему дальше создавать свой «памятник»
|
|
Поиск по сайту:
|