В чем же состоял эксперимент «новых романистов»? Что их объединяло?




Новый роман.

 

1. «Новый роман» как дезангажированная литература. Стремление отмежеваться от реализма и экзистенциализма. Новые приемы повествования, отсутствие традиционного сюжета и героев. Программные работы «новых романистов»:

«Эра подозрений» (1956) Н.Саррот,

«Путь будущего романа» (1956), «Природа, гуманизм, трагедия» (1958), «За новый роман» (1963) А. Роб-Грийе,

«Роман как искание» (1956), «Поэзия и роман» (1961) М.Бютора.

 

2. Понятие «тропизм» в творчестве Натали Саррот (урожд. Наталья Черняк, 1902–1999). Попытки проникнуть внутрь психических процессов в романе «Тропизмы» (1938). Автобиографический роман «Детство» (1983).

 

3. «Шозизм» Алена Роб-Грийе (род. в 1922). Реализация положений «школы взгляда» в романе «В лабиринте» (1959): процесс создания текста как сюжетная основа произведения. Пародирование и абсолютизация приемов клишированной массовой культуры в «кинороманах».

 

4. «Чувственный» принцип построения романов Клода Симона (1913–2005), роман как текст.

 

5. Процесс самопознания в романе Мишеля Бютора (род. в 1926) «Изменение» (1957). Роль Бютора в формировании принципа интертекстуальности.

 

6. «Новый новый роман» и Ролан Барт (1915–1980). «Нулевая степень письма» (1953).

 

 

Задание:

1. Ознакомьтесь с основными положениями темы, которые очень основательно проработаны в представленном разделе учебного пособия В.Шервашидзе.

2. Найдите определение понятия «тропизм» и запишите в рабочей тетради. Пришлите мне фото……

3. Обратитесь к тексту одного из романов, хотя бы фрагментарно. (50 стр). Вот здесь, например: https://www.libfox.ru/234350-natali-sarrot-detstvo-zolotye-plody.html

4. Подведите итоги по теме:

 

В чем же состоял эксперимент «новых романистов»? Что их объединяло?

 

1. Уничтожить рассказчика, автора, который более не вызывает доверия.

2. Избавиться от действия.

3. Уничтожить героя как такового и заменить его антигероем. Но прежде чем это понять, надо прояснить, что такое герой. Герой – центральный или один из них в традиц. Произведении. У него важные обязанности. Он должен нести положительное начало. До середины 19 века еще встречается такой персонаж. Дидактическая, пророческая функция литературы легче выполняется, когда есть такой герой. С помощью таких героев литература поучает, показывает путь к лучшему. Это еще должен быть персонаж деятельный, чтобы он сам действовал и вокруг него развивалось действие. Это важно, чтобы выстроить целостный худ мир. Но не во всех: в юмористических, сатирических труднее. Тенденция не на их стороне. Потому что с начала 19 века таких героев все меньше и меньше. Постепенно средой обитания таких героев остается тривиальная литература. Или литература тоталитарных режимов. Другая литература, которая не рассчитывает на пропаганду, старается обходиться без героев. Как же литературе «говорить» без этого посредника, героя. Акцент смещается на некие взятые вне времени и пространства «закоулки души». Читатель перемещается во внутренний мир писателя. Или мы можем, как у Роб-Грийе, с помощью взгляда персонажа рассмотреть вещественную оболочку мира. Так получается антигерой. Этот тип героя мало похож на человека. Это только отголосок человеческих персонажей без отчетливых очертаний хоть сколько-нибудь автономной личности. Неопределенное существо. Он – все, но его границы расплываются. Часто центральный персонаж становится самим автором. На пути этих превращений, происходящих с героем, Флобер – важная веха. Главенствующей ролью овладевает автор, как говорит Н. Саррот.

4. Итак, благодаря замене героя антигероем коммуникация между автором и читателем становится беспрепятственной. И тогда вопрос: как реальность авторского «я» связана с реальностью читателя? Никак! Но главное в том, что ее внутренняя реальность может оказаться в связи с нашей реальностью, зацепить нас. Мы имеем шанс заметить, что наши внутренние миры соприкоснутся.. И это самое интересное, потому что в это время высвечивается некая общая человеческая сущность!

5. Какой художественный мир получается у новых романистов?

Сходство

1. В худ мирах нового романа не действуют законы пространства и времени, присущие обычному материальному миру. Это связано в том числе с отсутствием действия. Там не может быть причинно-следственных связей

2. В худ мире нового романа отдаляются друг от друга сфера явлений и сфера смыслов. Между ними обнаруживается зазор. И этот зазор должен заполниться читательским восприятием, трактовкой событий, действий и тд.

3. Художественные миры новых романов содержат дистанцированную регистрацию событий и явлений мира без схем и иерархий. Неясно, что важно, а что не важно.

4. В новом романе литература предстает очищенной от политики, морали, идеологии. Ничего определенного нет. Литература отказывается давать рецепты правильной жизни. Она провозглашает полную несовместимость гражд позиции писателя и его творчества: «неразумно требовать, чтобы наши романы служили политическому делу, даже если мы считаем его справедливым».

5. В новом романе литература отказывается выполнять развлекательную функцию. Она говорит о мире, который ничего не значит, но попросту существует.

6. Если литература не намеревается упорядочивать, развлекать и тд, то она должна увлечься саморефлексией. Это литература о литературе. Литература пытается осознать себя. Поэтому есть книга в книге. Например, роман «Золотые плоды» Натали Саррот.

7. Новый роман не поучает, не развлекает, говорит о самом себе. Зачем он тогда? Для познания мира. Мира внешнего и мира внутреннего. Вот оно - чистое незаинтересованное познание мира. Н.Саррот: «Всякое желание писать изящным слогом ради одного желания изящно писать попросту непостижимо. Этим не следует заниматься».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: