Подведение итогов, рефлексия




Тема: «Гибридный конфликт»

 

Цель: формирование ответственной гражданской позиции учащихся в условиях внешних угроз.

 

Задачи:

1) сформировать представления учащихся о современных стратегиях ведения гибридных конфликтов, умение применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

2) развивать критическое мышление, умение вести диалог и находить решения обсуждаемых проблем;

3) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению правовой культуры старшеклассников.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫТЕМЫ

1. Что из себя представляет гибридный конфликт?

2. Какова стратегия гибридных конфликтов?

3. Механизмы защиты от гибридных конфликтов.

4. Личная позиция обучающегося к гибридным конфликтам, которые ведутся против России.

ВРЕМЯ

 

1 академический час.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

Учебный кабинет/ комната отдыха

ВИД ЗАНЯТИЯ

 

Тематическая беседа

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Посадочные места по количеству обучающихся и педагогов, ноутбук, экран.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ (СЦЕНАРИЙ)

Вступление

Приветствие учащихся.

Друзья, тема сегодняшней встречи – гибридный конфликт. Сегодня мы видим сложную ситуацию в мире, слышим выступления политиков, до нас доходят слухи. Так что же происходит на самом деле? Как разобраться в этом и выработать собственную позицию?

Для этого нам необходимо разобраться в самом термине «гибридный конфликт». Мы попробуем ответить на два ключевых вопроса:

1. Что такое гибридный конфликт?

2. Какова стратегия гибридных конфликтов?


Вопрос: что вызывает у вас чувство тревоги? С чем это связано? Где вы получили информацию, заставившую вас ощутить это чувство?

 

Основная часть

Гибридный конфликт. Уверен, вы не раз слышали это словосочетание с экранов телевизоров или в Сети – оно все чаще встречается в современных СМИ, а сама тема часто преподносится как пример «конфликта нового поколения».

Это удивительно, но сам термин «Гибридный конфликт» достаточно новый.

 

Кто-то знает из вас, как давно и в какой стране он появился?

Ответы обучающихся.

В 2005 году его впервые использовали американские военные теоретики: бывший министр обороны США Джеймс Мэттис и подполковник Корпуса морской пехоты Френк Хоффман. Они вместе разрабатывали Национальную оборонную стратегию США. Изначально она состояла из трех блоков: первый блок – стойко сражаться, т.е. непосредственное ведение боевых действий, второй – оказание гуманитарной помощи для вербовки в свою коалицию новых участников, и третий блок – разведение воюющих сторон, демонстрация себя в роли судьи, жандарма того или иного конфликта. Мэттис и Хоффман расширили эту концепцию, введя «четверное измерение» – психологическое и информационное противодействие.

 

А какие похожие конфликты более раннего периода вы знаете?

Ответы обучающихся.

Спасибо. Действительно, такие конфликты возникали задолго до 21 века. Древний мир был богат на «гибридные конфликты». Еще персы перед тем, как вторгнуться в Грецию, через своих агентов распространяли слухи о непобедимости своего войска: «… если все персидские воины выстрелят из луков, то стрелы затмят солнце». Внесение раскола в стан противника, диверсионно-разведывательные действия и провокации, внушение ужаса и страха посредством террора и геноцида народов – этим не гнушались ни Ганнибал, ни римляне, ни Чингисхан. К слову, о монголах. Как-то в очередной раз разбив венгров, они захватили личную печать венгерского короля и начали от его имени печатать указы о прекращении сопротивления захватчикам. Затем их рассылали во все концы Венгрии.

В чем принципиальное отличие с теми конфликтами, которые ведутся сейчас и считаются «Гибридными»?

 

Ответы обучающихся.

С тех пор технологии таких конфликтов существенно обновились. Так, например, борьба идет и в киберпространстве. Развитие Интернета, соцсетей и месенджеров, свободное общение и быстрый обмен данными, часто без возможности их проверки, доступность распространения информации и невозможность убедиться в ее достоверности. Все это позволяет запустить механизмы «гибридного конфликта» практически во все сферы жизни общества.

Можем с вами для примера разобрать один из подобных конфликтов, в который была втянута Российская Федерация. Это конфликт в Сирии.

Весной 2011 года Сирию охватила гражданская война, в которой активно участвовали террористические организации. Приход террористов к власти не сулит ничего хорошего благополучному миру. Кому как не России знать о том, что приносит терроризм в жизнь мирного общества. Наша страна в полной мере столкнулась с этим в 90-х и начале 00-х годов, когда при иностранной поддержке на Кавказе процветали ячейки террористических организаций. Они устраивали атаки на мирных жителей, военнослужащих, захватывали людей в заложники и проводили акции устрашения.

Нельзя не сказать о том, что Запад был весьма заинтересован в падении правящего в Сирии режима. Именно из стран Запада шла финансовая помощь организациям, которые называли себя политической оппозицией, а фактически являлись такими же террористами.
За годы гражданской войны и иностранной интервенции в Сирии погибли по некоторым оценкам более 350 тысяч человек!


Как вы думаете, что испытывает мирное население во время подобных конфликтов?

Ответы обучающихся.

 

Страшно, что все это влечет за собой реальные жертвы, и не только среди военных, но и среди мирных жителей. Уничтожение государственности, экономики, отсутствие возможности получить образование и достойную работу, вечный страх за свою жизнь и жизнь своей семьи.

Все это настигло бы Сирию и всех ее жителей, если бы не вмешательство по просьбе правительства Сирии Российской Федерации. Именно наши военные смогли остановить гражданскую войну, раздавить ячейки террористов и позволить Башару Асаду, президенту Сирии, вернуть мирную жизнь в свою страну.


Можно ли назвать действия России в сирийском конфликте «агрессией»?


Стратегия гибридного конфликта предполагает решение задач с приоритетом не на «классическую» военную победу, а на разрушение политического строя противника. Для этого применяются методы информационного, экономического и политического давления.


Так, излюбленным средством невооруженной борьбы ЗАПАДА стали САНКЦИИ. Ограничительные меры экономического характера, применяемые с целью вынудить правительства стран – объектов санкций изменить свою политику.

Вообще, санкции, сами по себе оружие не новое. Первые пакеты экономических санкций были введены США против Советской России еще в 1917 году. В 1939 году пакет санкций против СССР был введен с подачи США как ответ на Советско-финский конфликт. Американцы называли его «моральным эмбарго». Фактически, это означало запрет западным предприятиям продавать что-либо России.

Начавшаяся в 1946 году «Холодная война» стала раскручивать маховик новых экономических ограничений против Советского Союза. В ответ на ввод советских войск в Афганистан США ввели "зерновое эмбарго" против СССР, запрет на поставку американскими компаниями электронного и нефтегазового оборудования. Ну, а события 2014 года в Украине стали катализатором "решительных" действий Запада и США по озвучиванию и введению экономических санкций в отношении России. При этом санкции не достигли ожидаемого нашими противниками эффекта. Нам удалось не только выдержать экономический удар, но и стать значительно сильнее (с 2014 года по 2021 год почти в два раза вырос ВВП России (с 79 трлн до 130 трлн.).

 

 

Вопрос: санкции для России это хорошо или плохо? Какой положительный момент есть в санкциях для России?

 

Ответы обучающихся. (Развитие импортозамещения, потери рынка Западных стран, которые вынуждены прекратить отношения с Россией, развитие отношений с другими странами.)

 

С каждым годом инструменты ведения враждебных действий по отношению к России все расширялись. Так, помимо экономики, областью противостояния стали КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ – например, уничтожение института традиционной семьи на Западе и попытка навязать нам свои ценности. ИСТОРИЯ – навязывание нам исторических фейков, попытка пересмотра итогов Второй мировой войны и роли СССР в уничтожении нацистской Германии. И даже, ранее стоявший вне политики, СПОРТ. Свежий пример агрессии Запада – запрет российским спортсменам участия под национальным флагом в Олимпийских играх, а также в чемпионатах мира.

В ИТОГЕ, УТВЕРДИВШЕЕСЯ В РОССИИ ТОЛКОВАНИЕ «ГИБРИДНОГО КОНФЛИКТА» стало гораздо более расширенным по сравнению с принятым на Западе. Сферой противоборства в подобном конфликте полагаются ВСЕ ОСНОВНЫЕ СФЕРЫЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА, а его конечной целью – решающее влияние на определение принципов глобального мироустройства.

Местом ведения гибридных конфликтов может служить не только территория стран-противников, но и любых государств, находящихся в орбите их интересов, даже вся планета и околоземное космическое пространство. Сферой воздействия в гибридном конфликте способна стать практически любая сфера деятельности человеческого общества. Разберем основные методы воздействия в разных сферах.

 

В сфере ЭКОНОМИКА – «Торговое противоборство», введение эмбарго, экономические санкции, контроль над ресурсной базой страны. Ну а чтобы финансы противника быстро истощились надо втянуть его в затратные военные конфликты и гонку вооружений. Провести спекулятивные валютные операции, подорвать устойчивости кредитно-финансовой системы и национальной валюты, препятствовать созданию партнерских экономических отношений с другими странами, создавать препятствия для работы компаний и организаций за пределами страны.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ – внедрение агентов влияния во властные структуры, формирование и поддержка деструктивной, радикальной оппозиции политическому режиму противника.

Итогом такой «работы» становится целенаправленная подготовка мятежей, гражданских беспорядков и акций протеста, понижение авторитета руководителей и видных деятелей страны.

Все это достигается через финансовую и информационную поддержку внутренних диверсантов.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ – влияние на общественное мнение в выгодном для себя свете. Фейки, пугающие сообщения, специальная контекстная реклама, продвижение подкупленных видных деятелей, чье мнение пользуется успехом в обществе (актеры, ученые, политики, спортсмены и т.д.) – все это инструменты информационного противостояния.

 

КИБЕРПРОСТРАНСТВО – блокирование информационных интернет-источников, атаки на системы контроля и управления стратегическими объектами противника. Ограничения на обмен технологиями и разработками. Кибератаки на ведущие предприятия и финансовые институты страны (банки, госкорпорации и т.д.)

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – поощрение сепаратизма, национализма, социальных конфликтов и противостояния по признакам религиозных убеждений. Создание условий для большего разделения людей, формирования ненависти к ближним.

 

И, наконец, КУЛЬТУРА, ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ. Замещение традиционных ценностей народов (трезвость, целомудрие, милосердие и т.д.), теми ценностями, которые способствуют их разрушению (введение мифов о том, что «русский всегда пьян», о том, что все научные открытия – это заслуга иностранных ученых, приехавших в Россию и т.д.). Искажение исторических событий для представления противника в негативном свете.

 

Вопрос: как противодействовать такой изощренной агрессии против нашей страны?

Ответы обучающихся.

Подведение итогов, рефлексия

 

Подводя итог нашей беседы, хочу систематизировать ваши высказывания и высказать свою позицию, касаемо того, как бороться с агрессией против нашей страны.

В военной сфере мы преуспели. Это обеспечение сбалансированного развития всех видов и родов войск. Освоение высокоточного оружия и современных средств связи, разведки и радиоэлектронной борьбы, повышения мобильности для быстрой перегруппировок войск на удалённые театры военных действий, быстрое реагирование на локальные конфликты. А в структуре сил спецопераций, как нашей Армии, так и Росгвардии – нужно продолжать формировать и укреплять спецподразделения для проведения информационных и психологических операций, направленных на противодействие технологиям гибридного конфликта, а также осуществлять прогнозирование и планирование гибридных конфликтов будущего.

Ну, а в «невоенной» сфере основное внимание уделять сосредоточению усилий и ресурсов на критически важных направлениях. На сегодняшний день к ним относятся информационная и экономическая безопасность страны, а также борьба с угрозами в киберпространстве. Новый закон об ответственности за распространение ложной информации о Вооруженных силах РФ – это действие, направленное на пресечение подрывных действий в отношении политического строя страны.

Важно не поддаваться на провокации. Экономическое давление, призывы к участию в несанкционированных акциях – все это инструменты гибридного конфликта. Сейчас то время, когда нужно единение всего народа страны. Поддерживая друг друга мы сможем не только не допустить политических кризисов и гражданских конфликтов, но и станем сильнее. Создадим новые рабочие места, запустим свое новое производство, защитимся от киберугроз. Вместе мы – огромная сила. Важно помнить об этом всегда!

 

Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: