БЕЛГОРОД 2014
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа является одним из видов учебной деятельности в системе университетского образования по специальности 040101.65 «Социальная работа» и направлению 040100,62, 040400.62 «Социальная работа» и выполняется студентом в соответствии с учебным планом как обязательная научная работа по дисциплине.
Написание курсовой работы способствует углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков решения практических задач и ситуаций. Это индивидуальное исследование студента, способствующее пробуждению интереса к творческой и научной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы.
В соответствии с учебным планом курсовая работа является индивидуальной работой творческого характера, обязательной для всех студентов. Тема курсовой работы должна отражать актуальные проблемы учебной дисциплины (теории социальной работы, технологии социальной работы (бакалавриат и специалитет), содержанию и методики педагогической деятельности, социальной работе с детьми с ограниченными возможностями, социокультурной деятельности (специалитет).
Содержание курсовой работы должно быть посвящено исследованию определенной узкой проблемы, соответствовать современному состоянию и уровню развития отечественной и зарубежной науки в области социальной работы, запросам социальной практики.
Работа должна иметь квалификационные признаки специальности «социальная работа».
Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством научного руководителя - квалифицированного специалиста из числа преподавателей кафедры (II;III; IV; V курсы).
ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
|
Тематика курсовых работ формируется преподавателями кафедры. По желанию студента может быть избрана тема и не обозначенная в тематике, предложенной кафедрой. Студентам, как правило, предлагаются примерные темы курсовых работ, хотя каждый студент может сам предложить тему, которая отвечает профилю учебного предмета и интересам самого студента. На выбор темы может оказать влияние место и содержание учебной или производственной практик студента. Существуют определённые научные требования к формулированию темы. Само название должно нести в себе элемент неожиданности, неочевидности, название не должно быть ни публицистичным, ни информативным. В название темы должны быть отражены проблема, объект и предмет исследования; в теме должно быть отражено движение от достигнутого и известного к неизвестному. В названии темы лучше не употреблять слова «проблема», «роль», «посредством»; желательно избегать союза «и» или запятых. Выбор направления исследования и проектирования согласуется с заведующим кафедрой в рамках учебной нагрузки потенциального руководителя. Выбор темы согласуется с научным руководителем. Получив задание от научного руководителя, студент может приступить к выполнению работы.
Выполнение курсовой работы ограничивается календарным учебным планом и конкретными сроками. Кафедра осуществляют руководство по организации, выполнению и защите курсовых работ.
Научный руководитель курсовой работы:
- предлагает список примерных тем курсовых работ;
- совместно со студентом формулирует конкретную тему курсовой работы;
|
- дает рекомендации по наиболее эффективной организации работы над темой;
- проводит консультирование студента в процессе подготовки курсовой работы;
- осуществляет контроль над процессом её подготовки и определяет степень готовности курсовой работы;
- проверяет и оценивает курсовую работу;
- допускает студента, выполнившего курсовую работу к её публичной защите.
По завершении работы, студент не позднее, чем за 2 недели до защиты, передает работу научному руководителю, который оценивает ее и дает письменную характеристику (на обороте титульного листа).
Защиту курсовой работы осуществляет кафедра по установленному в рамках учебного процесса графику защит.
Общие требования к структуре и содержанию курсовой работы
Курсовая работа должна иметь четкую структуру и состоять из следующих элементов:
1. Титульный лист (по образцу) (Приложение 1)
2. Оглавление (Приложение 2)
3. Введение
4. Основной текст
5. Заключение
6. Список литературы (Приложение 3)
7. Приложение (если они есть)
Во введении должны найти отражение следующие составляющие курсовой:
- определение темы работы;
- обоснование выбора темы, ее актуальности и значимости для современной науки и практики социальной работы;
- краткий обзор литературы и источников по данной теме;
- определение границ исследования (объекта, предмета, территориальных и хронологических рамок);
- определение основной цели работы;
- определение задач курсовой работы в соответствии с поставленной целью;
- определение теоретических основ и методов исследования.
|
Курсовая работа является серьезной проверкой в овладении студентами учебным предметом и методикой научно-исследовательской деятельности. Во введении курсовой работы требуется сформулировать обоснование актуальности (востребованности) темы, проблемы, объекта и предмета, цели и задач исследования.
Проблема понимается как синоним практической задачи, решение которой пока еще неизвестно или малоизвестно в науке. В каждой проблеме, как правило, скрыто противоречие между установленными фактами и требованиями к возникшим (в прошлом или настоящем) условиям социальной деятельности. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, девиации, трудноразрешимые задачи, которые рождаются в практике социальной работы.
Объект исследования - предполагает поиск и установление научно значимого направления, в котором отражается общий подход к теме курсовой работы.
Предмет исследования – предполагает поиск и установление научно значимого направления, в котором отражается часть объекта, уточняющая специфическое направление исследования студента, его угол зрения на специфическую составляющую предмета исследования. Предмет исследования, всегда должен быть уже, чем его объект. Например, объект исследования – социальная политика в отношении пожилых людей в РФ, а предметом может быть – социальная поддержка пожилых людей в Белгородской области.
Цель исследования - наиболее трудное для осмысления и формулирования понятие. Оно представляет собой идеальное, мысленное предвосхищение результатов научного поиска автора курсовой работы. Реализация цели зависит от объективных законов функционирования социума, от возможностей субъектов социальной деятельности и от применяемых средств для её достижения. Из цели исследования вытекают задачи (как правило – две-четыре), при реализации которых выявляются основные проблемы (изучить, установить), намечаются пути и способы (разработать, определить) влияния на развитие и формирования каких-то историко-социальных, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-политических явлений (обобщить опыт, проанализировать результаты, выявить закономерности, проблемы), раскрывается методика и технология реализации цели исследования.
Чтобы собрать необходимые факты, при выполнении курсовой работы применяются следующие методы:
1. В первую очередь это методы, применяемые практически во всех науках: анализ, синтез, экстраполяция и отбор. Эти методы направлены на теоретическое изучение социальной проблемы, в числе которых изучение литературных источников. Среди них в первую очередь следует назвать научные работы, содержащие теоретическое обоснование исторических, историко-социальных, социально-психологических, социально—педагогических и др. социальных процессов. Среди важнейших источников для подготовки курсовой работы следует назвать опубликованные государственные документы (законы, указы, постановления высших органов государственной власти), документы местных органов власти, газетно-журнальных или архивных и иных материалов, относящихся к теме исследования. Из всего изученного студент должен извлечь те материалы, которые имеют непосредственное отношение к теме курсовой работы. Теоретическое изучение социальных проблем подразумевает освоение закономерностей: зарождения и развития той или иной проблемы; способы профилактики, пути и методы решения конкретных проблем; последствия решения этих проблем.
2. Методы, обеспечивающие получение эмпирических результатов исследования проблемы (наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование, экспертный опрос и т.д.). Использование данных методов предполагает необходимость контакта с людьми, которые являются носителями социальной проблемы.
Объем введения, как правило, не превышает 2-3, максимум 5 страниц.
Основная часть должна раскрывать тему исследования, давать исчерпывающее представление о проведенной работе, начиная с постановки задач и заканчивая детальным описанием и обоснованием полученных выводов. В состав данной части включают все материалы, которые поясняют результаты работы и методику выполнения.
Основная часть состоит из глав, которые разбиты на параграфы в соответствии с логикой изложения. Логика изложения материала в курсовой работе может быть различной – описательной, в виде развернутого доказательства выдвинутой гипотезы; хронологического или тематического изложения фактов и т.п. Каждый параграф должен оканчиваться 2-3 (или больше) выводами, а каждая глава – 3-5 (или больше) выводами и рекомендациями (если речь идёт о современности) по совершенствованию деятельности управленческих структур, социальных служб, социальных педагогов или социальных работников. Обобщенные выводы нужны для осмысления самим студентом содержания работы.
Основная часть условно делится на:
1 глава - теоретическая глава: в ней студент должен осмыслить явление или процесс, выступающий предметом исследования, проанализировать его отражение в научной литературе и выразить свое мнение по данному вопросу. Объем этой главы должен быть не менее 10-15 страниц.
2 глава - аналитическая: в ней проводится анализ уровня и динамики рассматриваемого вопроса на конкретных примерах. Анализируются факторы влияния внутренней и внешней среды, их взаимосвязь. Результаты анализа должны быть обоснованы социально-историческими, экономическими, педагогическими, и др. показателями, достаточно полно отражать динамику их роста или снижения. Студент должен строить своё исследование не только на выявлении и обобщении положительных факторов, но и вскрывать недостатки, если они имеют место, определять пути их преодоления, а также указывать на резервные возможности в разрешении выявленных проблем. Необходимо включать материалы регионального и муниципального уровня. Объем данного раздела может составлять до 15-20 страниц.
3 глава (три главы рекомендуется для курсовой работы по технологии социальной работы) - исследовательская: в ней обосновываются результаты социологического исследования автора курсовой работы и даются методические рекомендации по совершенствованию деятельности социальных служб и учреждений и др.
В Заключении должны быть четко сформулированы основные выводы и результаты проведенного исследования, намечены пути и цели дальнейшей работы над темой. В Заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить выводы из отдельных глав в единое целое, оценить успешность проделанной работы.
В Заключении не приводится новый фактический материал, а лишь подтверждаются теоретические положения и основные результаты работы. Как правило, заключение должно состоять из обобщенных выводов по разделам курсовой работы (лучше это сделать по пунктам – 1, 2, 3 и т.д.) и занимать не больше, чем одну или две страницы текста.
Список литературы должен составлять не менее 30 источников, в котором фамилии авторов научных работ, названия законов, указов, газет, журналов, архивов и других источников располагаются в алфавитном порядке.
После списка литературы в работе могут располагаться приложения: материалы, иллюстрирующие содержание работы, но не вошедшие в основной текст. Это могут быть документы, иллюстративный материал, фотодокументы извлечённые из архивов, редких книг, расчеты, таблицы, схемы и т.п. Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте и нумеруются без знака «№». Каждое приложение начинают с новой страницы, а в правом верхнем углу прописными буквами пишут слово «Приложение». К любому рисунку (иллюстрации), приведенному в курсовой работе, должно быть сделано пояснение.
Работа может заканчиваться словарем, в котором даны определения понятиям, базовым для данного исследования и проекта.
Защита курсовой работы производится студентом перед научным руководителем (могут объединяться группы нескольких научных руководителей), и студентами, выполнявшими работу по кафедре.
Первое слово предоставляется автору работы, который в своем выступлении (до 5-8 мин.) должен осветить следующие моменты: актуальность темы; цель и задачи исследования; краткое содержание и выводы по работе.
Далее автор работы отвечает на вопросы студентов и присутствующих преподавателей кафедры. По итогам защиты курсовой работы научным руководителем выставляется оценка в соответствии с критериями оценки. При оценке работы учитывается содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный). Оценка курсовой работы записывается в ведомость.
Если же на курсовую работу научным руководителем представлен отрицательный отзыв, она подлежит переработке. После ее исправления и наличия положительного отзыва научного руководителя, студенту предоставляется право повторной защиты курсовой работы.
Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ(ПРОЕКТА)
Когда необходимые факты собраны, начинается оформление курсовой работы. К содержанию курсовой работы предъявляются следующие требования: четкость построения, логика в изложении, убедительная аргументация, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций. Четкое оформление курсовой работы - свидетельство прилежности студента и серьезного отношения к написанию работы. Это касается оформления титульного листа, оглавления, заголовков, использования абзацев, цитат и библиографических ссылок, обобщения материала в выводах. Все страницы рукописи должны иметь сквозную нумерацию (в правом верхнем углу). Каждая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы и Приложениям.
Объем курсовой работы составляет не менее 30 и не более 50 страниц машинописного текста.
Общие требования к техническому оформлению курсовой работы:
- курсовая работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм); иллюстративный материал (таблицы, диаграммы и т.п.) в необходимых случаях приводится на бумаге большего формата;
- по краям листа оставляются поля: левое поле – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм; листы бумаги рамками не ограничиваются;
- текст выполняется в печатном (на компьютере) варианте с применением 14 размера шрифта; расстояние между строками – 1,5 интервала;
- текст должен быть отформатирован по левому и правому полям (по ширине) страницы;
- абзацный отступ должен быть везде одинаковым и равен1,25 мм.
Работа начинается с титульного листа.
Титульным листом, или титулом, называют первый лист работы, содержащий основные сведения о ней.
Все слова на титульном листе должны быть написаны полностью, без сокращений.
На титульном листе последовательно сверху вниз помещаются следующие реквизиты:
- полное название учебного заведения;
- название факультета;
- наименование кафедры;
-заглавие (тема) курсовой работы (слово «тема» не пишется);
- данные автора работы;
- должность, (ученая степень, ученое звание, если они есть) фамилия и инициалы руководителя;
- местонахождение вуза год написания работы.
Жирный шрифт в курсовой работе не используется, для выделения понятий, положений, определений используется курсив. Названия глав пишутся ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ.
Расстояние между названием глав и последующим текстом должно равняться трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфов.
Нумерация страниц начинается с титульного листа, на котором цифра «1» не проставляется. На следующей странице («ОГЛАВЛЕНИЕ») цифра «2» тоже проставляется. Введение начинается со страницы «3». Далее весь последующий объем курсовой работы, включая список литературы и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы. Порядковый номер печатается в верхнем правом углу страницы. Ссылки на источник оформляются в конце цитаты. Цитаты оформляются следующим образом: «идет дословный текст» [25, 38] -, где 25 – номер автора или документа в списке литературы, 38 – страница, откуда взята цитата.
Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела.
Номер схем, графиков должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенного точкой, например: Рис. 2.1. (первый рисунок второго раздела).
Номер рисунка с поясняющей подписью помещают ниже самого рисунка.
Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не номеруют и слово «Рис.» не пишут.
Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы под соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием номера этой таблицы, состоящего из номера раздела и порядкового номера таблицы, например: «Таблица 2.3.».
Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы читать ее можно было без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Ссылка на таблицу по ходу текста выполняется так: в табл. 2.3. приводятся данные о....., при повторной ссылке - см. табл. 2.3.
Примечание к таблице размещается непосредственно под ней.
Формулы должны быть вписаны в текст от руки тщательно и разборчиво или напечатаны на компьютере.
Не разрешается одну часть формулы вписывать от руки, другую впечатывать.
Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Размеры знаков для формулы рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры - 7-8 мм, строчные - 4 мм, показатели степени и индексы - не менее 2 мм.
Библиографическое описание включает следующие элементы: заголовок описания - фамилия и инициалы автора или авторов; название, область выходных данных - место издания, издательство, дата издания, сведения об объеме издания.
Работа выполняется в единой стилевой манере строго научным языком. В ней не должны допускаться грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки.
Критерии оценки курсовой работы (проекта)
1. Актуальность выбранной социальной темы.
2. Полнота раскрытия темы.
3. Практическая значимость полученных результатов, обоснованность выводов и предложений для клиентов, социальных учреждений, самого автора.
4. Комплексность исследования соединенная с проектированием (отражение организационных, социально-исторических, социально-педагогических, социально-политических, экономических и других факторов).
5. Умение автора анализировать, сопоставлять различные точки зрения.
6. Наличие собственной авторской позиции по рассматриваемой проблеме.
7. Конкретность, четкость, логичность, аргументированность, изложения материала, воспроизводимость и проверяемость полученных результатов.
8. Объем изученной литературы.
9. Самостоятельность выполнения работы.
10. Грамотность оформления текстовой и графической части работы.