Цель: содействовать формированию общепрофессиональной компетентности будущих учителей географии в освоении опыта моделирования лекционно-семинарско-зачетной системы обучения.
Задачи:
- выбор тем в программе 9-10 классов с целью разработки для их изучения планов уроков-лекций, семинаров, вариантов заданий для проведения зачетов;
- определение перечня средств обучения, необходимых для проведения школьной лекции, семинара и зачета;
- обосновать выбор методов обучения для реализации рассматриваемой системы;
- установить наиболее эффективные формы организации учебной деятельности школьников на семинарах и во время проведения зачетов.
Активизация знаний о лекционно – семинарской системе обучения.
В старших классах при изучении географии целесообразно использовать лекционную, семинарскую и зачетную форму организации обучения.
Эта форма способствует воспитанию у школьников самостоятельности, творческого подхода к добыче знаний, готовит их к продолжению обучения в вузе.
Выделяют шесть основных элементов лекционно-семинарско-зачетной системы обучения:
лекции,
уроки-практикумы,
уроки-диалоги,
консультации,
семинары,
зачеты.
Главную роль в лекционной, семинарской и зачетной системе играет лекция.
Лекция — это древнейшая форма передачи знаний, в процессе лекции педагог последовательно и системно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал.
Лекция — логическое, последовательное изложение материала, характеризующееся суждениями, умозаключениями, выводами и т. д.
К ее особенностям относят научность, идейность, эмоциональность подачи материала.
Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций считаются:
|
оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций
научность,
проблемность,
системность,
ясность изложения и активизация мышления слушателей,
доказательность и аргументированность суждений,
учет особенностей аудитории,
сочетание теории и практики,
сочетание логики изложения с творческой импровизацией преподавателя,
использование дидактических материалов и технических средств.
Данные принципы получают свое развитие при определении основных структурных компонентов лекции:
вводная часть — ознакомление с темой, планом, целью, задачами лекции и рекомендуемой литературой;
главная часть — раскрытие темы лекции в соответствии с заявленным планом и авторским видением проблемы;
заключительная часть — выводы и обобщения, подводящие итоги лекции.
В то же время представленная структура вариативно изменяется в зависимости от видов лекций, среди которых современные исследователи выделяют:
вводную лекцию, которая дает целостное представление об учебном предмете и ориентирует учащихся на специфику курса;
лекцию-информацию, которая предполагает изложение и объяснение учащимся научной информации;
обзорную лекцию, которая представляет собой систематизацию научных знаний, излагаемых педагогом на основе меж- и внутрипредметных связей;
проблемную лекцию, когда новая информация предлагается посредством обсуждения проблемных вопросов;
лекцию-визуализацию, которая предполагает предоставление учащимся наглядного материала с помощью различных технических средств обучения;
|
бинарную лекцию, которая строится в форме диалога двух педагогов различных научных школ или подходов для обсуждения насущных научных проблем;
лекцию с заранее запланированными ошибками, стимулирующую учащихся к критическому восприятию и переработке информации;
лекцию-конференцию, которая проводится как заранее спланированная система докладов учеников;
лекцию-консультацию, которая проходит по типу «вопросов-ответов» и заранее запланированной дискуссии.
Наряду с данными традиционными видами проведения лекций современная дидактика оперирует инновационными технологиями, позволяющими значительно активизировать диалоговые и творчески-поисковые формы проведения образовательной работы.
К ним относятся: лекция-деловая игра, лекция-блицтурнир, лекция-брифинг, на которых учащиеся не конспектируют излагаемый материал, а обсуждают информацию, предлагаемую в форме конспектов или текстов лекций.
Одним из видов лекций, получивших широкое распространение в связи с технологизацией образовательного процесса школы, становится телелекция, особенностью которой является ее проведение без обратной связи, с использованием видеоаппаратуры. вебинары
Семинар (дословно - рассадник) - особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии слушателей.
Семинары характеризуются следующими признаками:
а) углубленным изучением учащимися определенной литературы;
б) письменной или устной
подготовкой сообщения по избранной теме;
в) участием в коллективном разборе и обсуждении поставленных вопросов.
|
По дидактическим целям семинары могут быть:
- повторительно - обобщающие (с целью повторения и обобщения знаний);
сочетающие обобщение знаний с самостоятельным изучением определенной части материала;
- по изучению нового материала (с опережающей самостоятельной работой).
По поставленным задачам семинары могут быть:
- способствующими углубленному изучению определенного курса географии (систематическое проведение семинаров при изучении каждого крупного раздела)
- развивающими интерес к предмету при изучении проблемных тем (такие семинары носят, как правило, исследовательский характер, их содержание не всегда зависит от прочитанных лекций).
Зачет - один из видов итоговой проверки знаний и умений по крупной теме или разделу программы.
Урок-зачет требует и от учителя, и от учащихся глубокой подготовки в течение длительного срока.
В помощь учителю к зачету создается группа актива из учеников. Вместе они определяют количество постов проверки знаний и умений, продумывают оформление рабочих мест, составляют вопросы и задания, часть которых заранее вывешивается в кабинете.
Учащиеся приходят на урок-зачет с зачетным листом, где на каждом посту должны быть выставлены отметки.
В классный журнал учитель ставит или все промежуточные отметки, или только итоговую.
Учитель в процессе зачета выполняет роль арбитра при возникновении затруднений. Актив, принимающий зачет на уроке, сдает его заранее, что одновременно является его репетицией.
Вопросы к обсуждению:
1. Как соотносятся формы организации обучения географии и формы организации учебной деятельности?
2. Какое соотношение между лекциями и практическими занятиями наиболее целесообразно в старшей школе?
3. Возможно ли смоделировать полностью интерактивную лекционно-семинарско-зачетную систему для элективного курса в профильной школе. Ответ аргументировать.
Задания
Задание 1. Определить темы программы, которые целесообразно изучать в форме лекционно-семинарско-зачетной системы. Составить таблицу, в которой указать: общую тему, темы отдельных уроков, форму и типы их проведения (лекция, семинар, зачет), формы организации деятельности учащихся (фронтальная, индивидуальная, групповая).
Задание 2. Составить развернутый конспект лекции с элементами эвристической беседы на тему (по выбору) по одному из курсов экономической географии.
Задание 3. Составить схему «Типы семинаров» по дидактическим целям и формам организации учебной деятельности учащихся. Разработать вопросы для семинара (перечень заданий и вопросов для индивидуальной или групповой работы, в том числе для учебной игры).
Задание 4. Разработать вариант тестового итогового контроля по одной из тем, которая изучается по лекционно-семинарско-зачетной системе.
Задание 5. Составить перечень вопросов для проведения зачета, разработать дифференцированные задания с вариантами рейтинговой оценки. Обсудить наиболее эффективные способы проведения зачета.
Литература
Основная
1. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студентов вузов /Душина И. В.,. Пятунин В. Б., Летягин А. А. и др.; под ред. И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. – 509 с.
Дополнительная
2. Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе.- М., 1992.
3. Минаева В.В. Зачет по теме «США» // География в школе, 2003. - №10. – с.62-64.
4. Пантелеева Н.К. Урок-семинар // География в школе, 2003: - №1. – с.59-68.
5. Саванина Е.А. Проведение семинарских занятий в Х классе // География в школе, 2006: - №3. – с.61-65.
6. Шатных А. В. Современный урок географии. В 4 ч. Ч. 3: методические разработки уроков в 10 классе. — М., 2002.
7. Шатных А. В. Использование лекционно-семинарской системы обучения в процессе преподавания экономической и социальной географии мира в средней школе. — Курган, 1996.
8. Шошина З.В. Зачет как форма проверки знаний, умений и навыков на уроке географии // География в школе, 2009: - №5. – с.48-52.
Интернет - источники
1. Каталог Российских общеобразовательных порталов и сайтов. www.alleng.ru
2. Сетевой образовательный журнал для учителей. www.journal.edusite.ru
3. Форумы для педагогов и школьников: https://www.eidos.ru/ about/forum/index.htm